Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве
РСФСР" и Гражданский процессуальный кодекс РСФСР"
В соответствии с частью второй статьи 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Применительно к административному судопроизводству следует заметить, что в последние годы возрастает число поступающих в суды дел об административных правонарушениях, а также жалоб о нарушении конституционных прав граждан.
Достаточно отметить, что только в 1999 году судами общей юрисдикции было рассмотрено около 2 млн. указанных дел, в том числе:
3899 дел по жалобам о признании правовых актов незаконными (удовлетворено 72,2%);
134355 жалоб на действия должностных лиц, коллегиальных органов власти, управления и общественных объединений (удовлетворено 82,8%);
83427 жалоб на нарушения налогового законодательства (удовлетворено 95,8%);
2320 жалоб на нарушения избирательных прав (удовлетворено 47,6%).
За тот же период Верховным Судом Российской Федерации рассмотрено 286 дел указанной категории, а в 178 случаях отказано в приеме исковых заявлений о признании правовых актов недействительными по основанию неподсудности этих дел судам, в том числе и Верховному Суду Российской Федерации.
Судебная практика и приведенные данные судебной статистики приводят к выводу о необходимости не только четкого отграничения административного судопроизводства от гражданского по делам о защите конституционных прав граждан, но и специализации судей по рассмотрению именно этой категории дел, что, в свою очередь, послужит своевременному и качественному разрешению административных дел.
Ввиду этого и вносится данный проект федерального закона, в котором предусмотрено образование в структуре Верховного Суда Российской Федерации самостоятельной Судебной коллегии по административным делам, в полномочия которой будет входить рассмотрение административных дел по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Проверку законности и обоснованности решений, вынесенных указанной коллегией в качестве суда первой инстанции, будет осуществлять соответствующий состав судей Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Предлагаемые в законопроекте поправки к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР сводятся к дополнению соответствующих его статей словами "Судебная коллегия по административным делам".
Введение в действие данного закона не предусматривает увеличения числа судей Верховного Суда Российской Федерации и не повлечет расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.