Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об обязательном экземпляре документов"
Принятый в 1994 г. Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" сыграл важную положительную роль в налаживании общенациональной системы бесплатного и платного обязательного экземпляра в новых экономических условиях. Однако, в силу многих причин и факторов этот Федеральный закон в нынешней редакции не может обеспечить должную полноту и оперативность доставки обязательного экземпляра производителями изданий в основные депозитарии обязательного экземпляра, в результате чего невозможно решать основную задачу - создать полноценный национальный библиотечно-библиографический фонд Российской Федерации.
С принятием за последние годы ряда нормативных документов, связанных с проблемами книжного дела, возникли новые явления, понятия, термины и определения, не учтенные в действующей редакции Федерального закона. Кроме того, сама практика работы с обязательным экземпляром доказывает сегодня необходимость внесения важных уточнений и дополнений в формулировки ряда статей, которые ныне либо вообще не работают, либо работают неудовлетворительно. Чрезмерно завышено количество бесплатных обязательных экземпляров для некоторых видов изданий, которые производители обязаны доставлять в национальный библиографический центр - Российскую книжную палату и другие депозитарии. Особые сложности имеются с обязательным экземпляром аудиовизуальных и электронных изданий, большинство из которых не поступает в фонды крупнейших российских хранилищ.
С учетом сказанного проведен анализ существующей ситуации и разработана концепция совершенствования Федерального закона.
Было признано, что важнейшими целями и задачами доработки действующего Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов", являются следующие:
- уточнение перечня получателей обязательного экземпляра на небумажных носителях и исключение дублирования их функций;
- распространение действия Закона на архивные фонды Российской Федерации;
- включение в Закон новых видов документов, состоящих из комбинированных и идентичных материалов на нескольких носителях, аудиовизуальной продукции на электронных носителях;
- унификация и интеграция основных функций депозитариев обязательного экземпляра по сбору, учету, обработке, хранению изданий всех основных типов и видов;
- сокращение числа обязательных экземпляров для рекламных и листовых изданий, городских и районных газет, авторефератов, диссертаций, изоизданий, географических карт и атласов, нотных изданий и других малотиражных и узкоспециализированных изданий;
- предоставление Правительству Российской Федерации права самостоятельно определять получателей большинства видов обязательных экземпляров документов.
Гармоничное сочетание бесплатного и платного экземпляра документов позволит сбалансировать общественные и коммерческие интересы всех основных участников процессов создания, обработки и использования обязательных экземпляров. Поэтому уточнение действующего законодательства будет содействовать оптимизации комплектования фондов важнейших российских библиотечно-информационных организаций, а также выполнению Россией своих международных обязательств и культурных задач перед нынешним и будущим поколениями в сфере создания "фонда национальной памяти".
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в федеральный закон
"Об обязательном экземпляре документов"
Принятие данного закона не предполагает увеличения затрат федерального бюджета на функционирование системы обязательного экземпляра по сравнению с действующим Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов". В результате принятия изменений и дополнений в данный Федеральный закон предполагается экономия средств, определяемая исключением дублирования функций организаций - получателей обязательного экземпляра.
Сосредоточение и централизованное распределение электронных изданий в одной организации позволит сократить суммарный объем финансирования работ по сбору и хранению на 10-15 процентов. Аналогично может быть получена экономия средств от исключения дублирования при комплектовании обязательных экземпляров программ для ЭВМ, аудиовизуальной продукции и патентных документов.
Значительный экономический эффект должен быть получен при передаче производителями изданий обязательных экземпляров за счет предлагаемого сокращения количества обязательных экземпляров рекламных и листовых изданий, городских и районных газет, авторефератов диссертаций, изоизданий, географических карт и атласов, нотных изданий и других малотиражных и узкоспециализированных изданий.
Распространение действия Федерального закона на архивные фонды также не повлечет за собой увеличения затрат по сбору, учету, обработке и хранению документов, так как, фактически, в соответствии с действующим законодательством об Архивном фонде Российской Федерации и архивах они получают бюджетные ассигнования для работы с обязательным экземпляром.
Сокращение количества экземпляров и оптимизация затрат по функционированию обязательного экземпляра позволят сократить расходы бюджетных организаций, осуществляющих сбор, хранение и рассылку обязательных экземпляров. Работа этих организаций осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на их деятельность. С введением данного закона объемы указанных средств не превысятся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.