Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О выплатах из вкладов, помещенных в Сберегательный банк Российской
Федерации в период до 20 июня 1991 года, в случае смерти вкладчика"
Примерно 30 миллионов человек в России являются дореформенными вкладчиками Сберегательного банка и в то же время имеют низкие доходы. Именно эта часть населения создает "чулочный" запас денег, то есть держит дома изъятые из обращения деньги на расходы, которые предстоят всем без исключения - так называемые "гробовые" деньги. Это около 90 миллиардов рублей.
Экономические цели предлагаемого законопроекта
1. Повысить реальные доходы населения, высвободить "гробовые" деньги и увеличить, таким образом, потребление на указанную сумму.
2. Частично рассчитаться с дореформенными вкладчиками Сберегательного банка.
Население расстанется с отложенными на черный день деньгами, если государство даст гарантию, что в случае смерти дореформенного вкладчика оно выплатит полностью и незамедлительно реальную стоимость расходов, идущих на похороны - до 6 тысяч рублей.
Для этого необходим отдельный Федеральный закон, по которому в случае смерти владельца гарантированных сбережений его наследникам на оплату ритуальных услуг выплачивается до 6 тысяч рублей.
В настоящее время по статье 147 федерального бюджета в случае смерти вкладчика "гробовые" деньги выдаются не полностью, не всем и, самое главное, не в срок:
а) не полностью - выплачивается только 1 тысяча рублей;
б) не всем - если вкладчик при жизни получил 1 тысячу, то в случае его смерти наследники вкладчика для оплаты похорон не получают ничего;
в) не в срок - от принятия бюджета до выхода постановления правительства о порядке выплат проходит несколько месяцев, из-за чего выплаты начинаются с середины года, поэтому если вкладчик умер в первой половине года, наследники должны изыскать собственные средства или оплатить расходы из "гробовых" накоплений вкладчика, то есть "гробовой" запас при жизни вкладчика сохраняется и в оборот не пускается, а значит, не высвобождаются 90 млрд. рублей, что является главным непреодолимым препятствием для реализации концепции предлагаемого законопроекта по наработанной схеме - через включение его положений в статью закона о федеральном бюджете.
Кроме того, статья 147 федерального бюджета на 2000 год говорит о предварительных компенсациях, а "гробовые" по своей сути не могут быть предварительными, поскольку человек умирает раз и навсегда, следовательно, выплаты по гробовым не могут идти по категории "предварительных" выплат и не могут выплачиваться "порциями".
Механизм реализации закона должен быть такой же, как и при действующих предварительных компенсациях: деньги выдаются при предъявлении свидетельства о смерти и сберкнижки.
Цена данного законопроект - 3 миллиарда рублей в год.
Источники финансирования
- из федерального бюджета: в счет части средств, выделяемых на предварительные компенсации, которые, как известно, из года в год не осваиваются. Напомним, что с 1996 по 1998 год было выделено 14,9 млрд. рублей, а выплачено 6,5 млрд. рублей, не освоенными оказались 8,4 млрд. рублей. В 1999 году выделено еще 3 млрд. рублей. На 2000 год по статье 147 бюджета сумма предварительных компенсаций сразу резко увеличена до 8,1 млрд. рублей. То есть данный законопроект не повлечет дополнительного увеличения расходов федерального бюджета: того, что выделяется и не осваивается, будет более чем достаточно.
В случае экстраординарных обстоятельств, могущих вызвать нехватку средств федерального бюджета - небольшая целевая эмиссия Центрального банка. Рост инфляции от этой небольшой контролируемой целевой эмиссии исключен, так как по особому свойству денег, направляемых на ритуальные услуги, эти деньги не создают инфляционного навеса и на потребительский рынок не давят.
Итак, проводимые в настоящее время по статье 147 федерального бюджета выплаты предварительных компенсаций - это чисто затратное мероприятие, тогда как реализация предлагаемого законопроекта даст очевидный экономический эффект - покупательный спрос населения не инфляционным путем, за счет введения в оборот отложенных денег увеличится на миллиарды рублей, которые при благоприятной социально-экономической ситуации дадут ощутимый толчок к росту отечественного производства, а при неблагоприятном развитии социально-экономической ситуации, когда индексация зарплат и пенсий не будет поспевать за ростом цен, сыграют роль социального стабилизатора, способного сдержать большую эмиссию. Следовательно, с экономической точки зрения данный законопроект не должен встретить возражения ни со стороны кейнсианцев, ни со стороны монетаристов.
Социальный, нравственный и политический аспект законопроекта очевиден - он разрывает противоестественный порочный круг, в котором не по своей воле оказалось старшее поколение - раз живи, а на похороны копи дважды.
В заключении отметим, что реализация предлагаемого законопроекта будет знаменовать собой переход на новый качественный уровень отношений между Российским государством и гражданами России, так как государство от демонстрации намерений переходит к серьезному расчету с гражданами по своим долгам, у граждан возрождается доверие к государству.
Член Совета Федерации |
Платов В.И. |
Депутат Государственной Думы |
Шелехов А.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.