Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
В августе 1999 года исполнилось 50 лет со дня первого ядерного взрыва, произведенного в СССР на Семипалатинском полигоне. Всего на полигоне было проведено 461 испытание ядерного оружия, включая 116 в виде воздушных взрывов. В результате испытаний пострадала 41 тысяча человек. Большинство из них сегодня имеет различные заболевания, обусловленные воздействием радиации, в том числе онкологические, и, вследствие чего, нуждается в социальной защите и постоянной поддержке государством.
С этой целью был принят Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" N 149-ФЗ от 19 августа 1995 года. Однако вопрос социальной защиты граждан, пострадавших в результате ядерных испытаний и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), полностью не был решен и причиной этому, прежде всего, явились отсылочный характер указанного закона (на нормы Чернобыльского законодательства), а также недостаточно четкая прописанность в нем требований в отношении предоставления льгот и компенсаций отдельным категориям граждан, включая и неработающее население, что и привело к неоднозначному пониманию и разночтению его норм различными министерствами. Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 179-ФЗ от 24 ноября 1995 года эту проблему не устранило, так как введенные им нормы по своему содержанию значительно отличаются от норм Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 3061-1 от 18 июня 1992 года, что и послужило формальным основанием для отказа десяткам тысяч нуждающихся граждан в гарантированном законом социальном обеспечении.
Так, например, статья 15 пункта 2 указанного "чернобыльского" Закона Российской Федерации N 3061-1 установила право граждан на "первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение по месту работы путевкой в санаторно-курортное учреждение", лишив тем самым неработающее население (пенсионеров и инвалидов), также пострадавшее от ядерных взрывов, этой меры социальной защиты. Кроме того, отсутствие в Федеральном законе N 149-ФЗ от 19 августа 1995 года ссылки на Закон N 179-ФЗ от 24 ноября 1995 года послужило причиной для различного толкования предоставления права неработающим гражданам на обеспечение путевкой в санаторно-курортное учреждение.
Одновременно в данной статье (пункт 10) была введена новая норма, закрепляющая право выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере двукратного установленного законом минимального размера оплаты труда.
В результате в Комитет Государственной Думы по охране здоровья и спорту продолжают поступать многочисленные обращения таких граждан с жалобами на ущемление их законных прав, выражающееся в невыплате им соответствующих льгот и компенсаций, включая ежемесячную денежную компенсацию в размере двукратного установленного законом минимального размера оплаты труда на приобретение продовольственных товаров и бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение.
В этой связи, с целью устранения возникших противоречий и обеспечения единого понимания в трактовке и применении законодательных норм, регулирующих вопросы социальной защиты граждан, пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Белгородской областной Думой был внесен проект федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", принятый Государственной Думой 10 марта 1999 года и одобренный Советом Федерации 17 марта 1999 года. Однако Президент Российской Федерации 30 марта 1999 года данный законопроект отклонил со ссылкой на неприемлемость в юридико-техническом отношении распространения норм одного закона на нормы другого путем перечисления источников их опубликования. При этом Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации (ГГПУ) в письме исх. N А6-1-1472 от 15 июня 1999 года было рекомендовано изложить статьи 2 и 3 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" в новой развернутой редакции и обязательно их согласовать с Правительством Российской Федерации поскольку реализация Закона повлечет дополнительное расходование средств федерального бюджета.
Специальной комиссией, образованной Государственной Думой и Советом Федерации в связи с отклонением законопроекта Президентом Российской Федерации, был разработан и принят проект федерального закона, направленный на устранение социальной несправедливости и неравенства прав граждан на социальную защиту при воздействии радиации, на исключение имеющихся разночтений, а также на установление конкретного и четкого порядка предоставления пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне соответствующих льгот и компенсаций. В законопроекте учтены рекомендации ГГПУ. Проект федерального закона подготовлен как законодательный акт прямого действия и предусматривает для категорий граждан, указанных в статьях 2, 3 и 4, фактически те же самые льготы и компенсации, что и действующий в настоящее время Закон, но с учетом современного состояния проблемы и сложившейся правовой практики. Указанный законопроект в ходе согласования с Правительством Российской Федерации был дополнен предложениями рабочей группы, образованной по распоряжению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И.Матвиенко из числа ведущих специалистов страны, что позволило значительно усилить его в правовом отношении.
Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, ознакомившись с текстом законопроекта и исходя из объема и характера вносимых им в действующее законодательство изменений и дополнений, предложило письмом исх. N А6-562 от 12 февраля 2000 года внести его в Государственную Думу в виде нового законодательного акта для принятия в трех чтениях.
Таким образом, настоящий законопроект явился следствием длительной и кропотливой работы различных коллективов, в том числе специальной комиссии, образованной Государственной Думой и Советом Федерации, разрабатывающей его для преодоления вето Президента Российской Федерации по отклоненному им проекту федерального закона, внесенного Белгородской областной Думой, рабочей группы Правительства и специалистов Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Законопроект поддержан Правительством Российской Федерации. Соответствующее заключение Правительства имеется.
Учитывая особую актуальность и социальную значимость защиты граждан, пострадавших от воздействия радиации в результате испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, Правительство Российской Федерации предусмотрело выделение из средств федерального бюджета на 2000 год 90,9 млн. рублей, необходимых для обеспечения всех выплат и компенсаций, определенных настоящим законопроектом.
Проект финансово-экономического обоснования проекта федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной
защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие
ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
Настоящий проект федерального закона подготовлен как законодательный акт прямого действия, в котором для обеспечения социальной защиты граждан, указанных в статьях 2, 3 и 4, предусмотрены фактически те же самые льготы и компенсации, что и в действующем Федеральном законе N 149-ФЗ от 19 августа 1995 года. Однако нормы законопроекта изложены с учетом современного состояния проблемы, сложившейся правоприменительной практики и без отсылки на другие законы.
Законопроект закрепил право граждан, в том числе неработающих граждан и пенсионеров, пострадавших от воздействия радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение (при наличии заболеваний, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации), а также на ежемесячную выплату денежной компенсации в размере двукратного установленного законом минимального размера оплаты труда на приобретение продовольственных товаров.
На выполнение законопроекта (постатейно) потребуется выделение следующих финансовых средств:
По статье 2 (в части социальной защиты граждан, получивших в результате ядерных испытаний суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр):
По пункту 1.
Затраты на бесплатное приобретение жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения (по рецептам врачей), при их среднегодовой стоимости на уровне 468,0 рублей, составят 4,3 млн. рублей. Количество нуждающихся в данном виде социальной защиты 9107 человек.
По пункту 3.
Затраты на ежегодное обеспечение бесплатной путевкой в санаторно-курортное учреждение, при ее среднегодовой стоимости 4900 рублей, должны составить 10,3 млн. рублей. Численность нуждающихся в бесплатных путевках равна 2100 человек, из которых 1460 человек приходится на неработающих граждан. Введение в действие данной нормы потребует выделения из федерального бюджета дополнительно 7,1 млн. рублей, необходимых для обеспечения бесплатными путевками неработающих граждан, в том числе пенсионеров, пострадавших от ядерных взрывов.
По пункту 6.
Затраты на ежемесячную выплату денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 2-кратного минимального размера оплаты труда (равного 83,49 рублей) составят 18,25 млн. рублей. Численность нуждающихся в данной льготе 9107 человек.
По пункту 7.
Затраты на льготный проезд до места лечения один раз в год туда и обратно со скидкой 50% оплаты стоимости билета, при средней стоимости проезда 60 рублей, составят 0,020 млн. рублей. Численность нуждающихся в данной льготе 300 человек.
По пункту 9.
Затраты по выплате пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов заработка независимо от непрерывного стажа работы, в том числе при направлении на санаторно-курортное лечение или врачебную консультацию в другой населенный пункт, при среднемесячной заработной плате 1138 рублей, составят 0,6 млн. рублей. Численность нуждающихся в данной льготе 540 человек.
По пункту 10.
Затраты, связанные с выплатой пенсии по старости, назначенной с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет, при среднем размере пенсии по старости 520,3 рублей и размере денежных затрат на 1 человека в год 6243,6 рублей, составят 10,3 млн. рублей. Численность таких пенсионеров 1647 человек.
По пункту 13.
Затраты на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, фарфора и металлокерамики), при средней стоимости одной услуги 1050 рублей, составят 0,5 млн. рублей. Численность нуждающихся 457 человек.
По пункту 14.
Затраты на использование ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, при среднемесячной заработной плате 1138 рублей, составят 0,4 млн. рублей. Численность нуждающихся в данной льготе 684 человека.
Общие затраты на реализацию статьи в целом составят 44,6 млн. рублей, в том числе 7,1 млн. рублей дополнительных средств, связанных с расходами по пункту 3.
По статье 3 (в части социальной защиты граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр):
По пункту 1.
Затраты на бесплатное приобретение жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения (по рецептам врачей), при их среднегодовой стоимости на уровне 468,0 рублей, составят 15331,7 млн. рублей. Количество нуждающихся в данном виде социальной защиты 32760 человек.
По пункту 3.
Затраты на ежегодное обеспечение бесплатной путевкой в санаторно-курортное учреждение, при ее среднегодовой стоимости 4900 рублей, должны составить 23520,0 млн. рублей. Численность нуждающихся в бесплатных путевках равна 4800 человек, из которых 3320 человек приходится на неработающих граждан. Введение в действие данной нормы потребует выделения из федерального бюджета дополнительно 16,3 млн. рублей, необходимых для обеспечения бесплатными путевками неработающих граждан, в том числе пенсионеров, пострадавших от ядерных взрывов.
Общие затраты на реализацию статьи в целом составят 39,0 млн. рублей, в том числе 16,3 млн. рублей дополнительных средств, связанных с расходами по пункту 3.
По статье 4 (в части социальной защиты детей в возрасте до 18 лет первого и второго поколений граждан, указанных в статьях 2 и 3 настоящего Федерального закона, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей):
По пункту 1 части первой.
Затраты на бесплатное санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям, при средней стоимости путевки 10380 рублей, составят 0,021 млн. рублей. Численность таких детей 2 человека.
По пункту 2 части первой.
Затраты на бесплатное приобретение жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения (по рецептам врачей), средств профилактики и перевязочного материала (по рецептам врачей), при их среднегодовой стоимости на уровне 468,0 рублей, составят 0,0033 млн. рублей. Численность таких детей 7 человек.
По пункту 3 части первой.
Затраты на бесплатный проезд по железной дороге до санаторно-курортного учреждения, а также до места лечения или врачебной консультации по направлению медицинских учреждений (туда и обратно) вместе с одним из родителей, при средней стоимости проезда 60 рублей, составят 0,002 млн. рублей. Численность таких детей 7 человек.
По пункту 4 части первой.
Затраты на ежегодное бесплатное оздоровление в лагерях (общего и санаторного типа) и других оздоровительных учреждениях, при средней стоимости путевки 1600 рублей, составят 0,011 млн. рублей. Численность таких детей 7 человек.
По пункту 2 части второй.
Затраты на выплату одному из родителей пособия по временной нетрудоспособности за все время болезни ребенка (включая время пребывания с ним в санаторно-курортном учреждении) в размере 100 процентов среднего заработка, при среднемесячной заработной плате 1138 рублей, составят 0,008 млн. рублей. Численность нуждающихся в данной льготе 7 человек.
По пункту 3 части второй.
Затраты на получение ежемесячной компенсации равной средней стоимости питания в школах и детских дошкольных учреждениях (если дети их не посещают), при среднемесячной затрате на питание школьника в день 6,05 рублей, составят 0,0031 млн. рублей. Численность таких детей 2 человека.
Общие затраты на реализацию статьи в целом составят 0,05 млн. рублей.
Таким образом, на исполнение законопроекта в целом потребуется 83,65 млн. рублей, из которых 23,4 млн. рублей дополнительных средств, необходимых для обеспечения неработающих граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение и на ежемесячную выплату денежной компенсации всем пострадавшим на приобретение продовольственных товаров в размере 2-кратного минимального размера оплаты труда.
Правительство Российской Федерации, исходя из понимания важности и актуальности разрешения данной проблемы, предусмотрело выделение в федеральном бюджете на 2000 год 90,9 млн. рублей, необходимых для полного покрытия расходов, идущих на исполнение законопроекта. Таким образом, выделения еще дополнительных средств на исполнение законопроекта не потребуется. Правительством Российской Федерации законопроект поддержан и свое заключение по нему оно представило в Государственную Думу Российской Федерации.
Председатель Комитета Государственной Думы
по охране здоровья и спорту |
Н.Ф.Герасименко |
Проект перечня
актов федерального законодательства и иных нормативных актов
Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием данного законопроекта
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 года N 162-р, утвердившее "Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 года N 522, утвердившее "Положение о порядке оформления и выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
3. Критерии отнесения граждан к категориям лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
4. Положение о порядке финансирования и предоставления льгот и компенсаций, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
5. Порядок учета и отчетности расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
6. Порядок и объем оказания медицинской помощи и приобретения жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
7. Перечень заболеваний и порядок обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение.
8. Установление размера компенсации, равной средней стоимости питания в школах и детских дошкольных учреждениях, если дети их не посещают.
Председатель Комитета Государственной Думы |
Н.Ф.Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.