Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации"
Настоящий законопроект вносится Мурманской областной Думой в целях установления единообразного подхода к толкованию и применению отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Так, в пункте 1 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предлагается исключить из пункта 2 статьи 5 Федерального закона подпункт "е", так как он, по нашему мнению, не соотносится с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указанным положением фактически наделяет субъекты Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать порядок образования и деятельности, а соответственно и создавать вне регионального бюджета не предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации внебюджетные фонды, а также валютные фонды.
Вместе с тем Закон Российской Федерации "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления", предусматривающий образование субъектами Российской Федерации таких фондов, утратил силу в связи с введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации (абзац десятый статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации"). При этом кодекс определил возможность создания фондов денежных средств двух видов. Во-первых, государственные внебюджетные фонды, исчерпывающий перечень которых установлен статьей 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а во-вторых, целевые бюджетные фонды, образуемые в составе бюджетов (статья 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Возможность создания иных видов фондов денежных средств Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Предложение о внесении дополнения в статью 30 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" также обусловлено отсутствием единообразного толкования порядка применения названного Федерального закона в установленный им же переходный период.
На сегодняшний день в этом вопросе обозначены два подхода, которые влекут различные правовые последствия.
С одной стороны, нормы Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" должны действовать прямо и непосредственно, так как согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия между федеральным законом, изданным по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. При таком толковании применения федерального закона не соответствующие ему положения законодательства субъектов Российской Федерации, в том числе конституций (уставов), применяться не могут.
В то же время статьей 30 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях приведения в соответствие с ним законодательства субъектов Российской Федерации и обеспечения преемственности власти установлен переходный период до 18 октября 2001 года. Это дает основания полагать, что в случае противоречия между федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации до внесения в нее (него) соответствующих изменений и (или) дополнений в течение двух календарных лет приоритетом будут обладать положения конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
Второй подход к порядку применения норм Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" представляется наиболее оптимальным и отвечающим целям установления переходного периода, что н нашло соответствующее отражение в пункте 3 статьи 1 законопроекта.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в случае его принятия, не потребует внесения изменений и (или) дополнений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерация, а также не повлечет расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Председатель Мурманской
областной Думы |
П.А.Сажинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.