Проект федерального закона N 90060857-3
"Об основах ценообразования и организации контроля за ценами"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава 1. Основы ценообразования
Глава 2. Государственное регулирование цен
Глава 3. Организация контроля за ценами
Настоящий Закон создает правовую базу для осуществления государственной ценовой политики в Российской Федерации, порядка установления и применения цен, определения полномочий и ответственности соответствующих органов и субъектов предпринимательской деятельности в этой области.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации настоящий Закон направлен на обеспечение:
- единых принципов ценообразовании в разных видах деятельности;
- повышения прозрачности хозяйственных процессов;
- равных конкурентных условий и справедливого распределения доходов;
- защиты потребителей от необоснованного завышения цен;
- контроля за соблюдением порядка установления и применения цен;
- благоприятных условий для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
цена (тариф, расценка, ставка и др., далее именуемые "цена"), - выраженная в валюте Российской Федерации стоимость единицы товара (продукции, услуг) в возмездном договоре. Цена может выражаться в валюте иностранных государств только в случаях, в порядке и на условиях, определяемых законом;
ценообразование - процесс формирования цен и определения порядка их применения;
субъекты ценообразования - юридические и физические лица, устанавливающие цены и порядок их применения;
товаропроизводитель (изготовитель продукции, исполнитель работы, услуги) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство товара (продукции, услуг);
продавец - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли продажи;
государственная ценовая политика - совокупность целей, основных принципов и методов достижения задач, поставленных в области установления и применения цен;
государственная ценовая дисциплина - соблюдение законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих порядок установления и применения цен;
государственное регулирование цен - воздействие органов государственной власти, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять государственное регулирование цен, на уровни цен и порядок их установления и применения;
свободная (договорная) цена - цена сделки, установленная по соглашению сторон, сложившаяся под влиянием спроса и предложения;
декларируемая цена - официально объявляемая цена товара (продукции, услуги);
регистрируемая цена - цена, подлежащая регистрации соответствующим уполномоченным государственным органом;
регулируемая цена - цена, в отношении которой государственными органами исполнительной власти Российской Федерации или ее субъектов устанавливаются какие-либо условия, ограничивающие ее уровень и (или) сферу ее применения;
минимальная цена - цена, обеспечивающая возмещение текущих затрат, затрат на научно-технологическое обеспечение производства продукции (товаров, услуг), а также затрат на простое воспроизводство применяемых при ее изготовлении производственных ресурсов (квалифицированной рабочей силы, основных фондов и природных ресурсов).
мониторинг цен - статистическое наблюдение за движением цен, а также исчисление индексов цен и показателей инфляции;
Понятия гражданского, финансового, налогового и других отраслей законодательства, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Глава 1. Основы ценообразования
Статья 1. Цены и конкуренция
Общее методологическое руководство ценообразованием на товары (продукцию, услуги) и определение порядка установления и применения цен в целях обеспечения равных условий конкуренции для субъектов рынка, а также порядка государственного регулирования цен осуществляются федеральными органами исполнительной власти, на которые Правительством Российской Федерации возложены эти функции.
Указанные федеральные органы вправе давать в пределах своей компетенции разъяснения по вопросам, связанным с соблюдением установленного порядка ценообразования и регулирования цен.
Статья 2. Формирование цен
Свободные (договорные) цены устанавливаются на уровне не ниже минимального, обеспечивающего товаропроизводителю полное возмещение затрат на производство и реализацию товара, а также минимальную рентабельность.
Затраты на производство и реализацию товара включаются в цены в соответствии с установленным порядком калькулирования себестоимости продукции и с учетом требований Закона.
В затраты на производство и реализацию товара включаются следующие основные расходы:
- на оплату сырья и материалов;
- на выплату заработной платы (в размере не ниже прожиточного уровня, установленного для данного субъекта Российской Федерации), а также установленных отчислений от фонда оплаты труда;
- амортизация на реновацию (до замены изношенных основных фондов) по ставкам, исчисляемым по нормативным срокам эксплуатации оборудования, независимо от размера списанной части стоимости этих фондов;
- на НИОКР и подготовку производства с учетом планируемой серийности выпуска продукции;
- на обслуживание кредитов, привлеченных для финансирования производства и реализацию товара.
Цена на товар, реализуемый на внутреннем рынке, не может быть выше уровня цены такого же товара, реализуемого на экспорт.
Статья 3. Порядок установления цен
Цены устанавливаются товаропроизводителями или импортерами товаров, исходя из обычных для соответствующего рынка и территории условий реализации товаров (продукции, услуг).
Цены, установленные товаропроизводителями или импортерами, декларируются. Декларированные цены обязательны к применению всеми продавцами на территории Российской Федерации (при установлении и декларировании цен с дифференциацией по регионам страны - обязательны к применению на соответствующей территории).
Товаропроизводители или импортеры устанавливают скидки с цен в пользу юридических лиц, осуществляющих сбыт и реализацию товаров. Торговые скидки в пользу продавца товара могут дифференцироваться в зависимости от объемов партии, способов и сроков оплаты и других существенных для товаропроизводителя и продавца условий реализации товаров.
Регулируемые цены устанавливаются уполномоченными государственными органами или продавцами товара в порядке, установленном этими органами.
Товаропроизводитель, импортер и продавец обязаны обеспечить потребителей полной и достоверной информацией об установленных ценах.
Статья 4. Цены и качество товаров
Цены устанавливаются на товары (продукцию и услуги), соответствующие по качеству и характеристикам требованиям стандартов и других нормативных документов, предусмотренных законодательством, регламентирующим требования к качеству.
В случае несоответствия качества товара установленным требованиям, продавец вправе производить уценку (снижение цены) товара.
Глава 2. Государственное регулирование цен
Статья 5. Основные методы государственного регулирования цен
Государственное регулирование цен осуществляется органами и в порядке, определяемыми Правительством Российской Федерации.
В целях государственного регулирования цен могут применяться следующие основные методы:
- установление общих правил калькулирования себестоимости и формирования цен и их использования в коммерческой практике;
- установление пределов изменения цен;
- установление фиксированных или предельных цен;
- регистрация цен;
- установление скидок с регулируемых цен для отдельных категорий потребителей;
- использование товарных ресурсов государственных предприятий с целью нормализации положения на рынках отдельных видов товаров ("товарные интервенции");
- установление фиксированных или предельных соотношений стоимости сырья и выработанной из него продукции;
- временное общее или частичное "замораживание" цен с целью подавления инфляционных тенденций.
В целях пресечения многократного повышения цен на товары (продукцию) в результате функционирования многоступенчатой (многозвенной) системы продавцов-посредников могут устанавливаться предельные размеры соответствующих торговых надбавок (наценок) к ценам товаропроизводителей жизненно важных видов товаров.
Органы, на которые возложены функции регулирования цен, с санкции Правительства Российской Федерации определяют источники и размеры возмещения товаропроизводителям потерь, связанных с применением отдельных методов государственного регулирования цен.
Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере регулирования цен
Правительство Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией и настоящим Законом обеспечивает проведение государственной ценовой политики.
Правительство Российской Федерации:
- определяет перечни товаров (продукции, услуг), в отношении которых необходимо осуществление государственного регулирования цен;
- осуществляет выбор методов регулирования цен;
- определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование цен, и осуществляет координацию их деятельности в этой области.
В случаях, если введение или отмена государственного регулирования цен влечет за собой увеличение расходов федерального или местных бюджетов, эти решения принимаются при условии учета их в законе о федеральном бюджете или в законах о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год.
Статья 7. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования цен
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- в соответствии с настоящим Законом в пределах своей компетенции и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют регулирование цен;
- определяют перечни товаров (продукции, услуг), реализуемых преимущественно на территории данного субъекта Российской Федерации, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (если такое регулирование не введено на федеральном уровне);
- применяют предусмотренные настоящим Федеральным законом методы государственного регулирования цен.
Глава 3. Организация контроля за ценами
Статья 8. Органы, осуществляющие контроль за ценами
Контроль за соблюдением порядка установления и применения цен осуществляется:
1) на федеральном уровне - федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Правительством Российской Федерации, на которые возложено осуществление в пределах их компетенции такого контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) в субъектах Российской Федерации - территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими такой контроль в пределах своей компетенции;
Статья 9. Порядок осуществления контроля за ценами
Контроль за соблюдением государственной ценовой дисциплины на федеральном и региональном уровнях осуществляется соответствующими органами исполнительной власти в порядке, предусмотренном Положением о контроле за ценами, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, на которые Правительством Российской Федерации возложены функции по контролю за соблюдением государственной ценовой дисциплины, вправе давать разъяснения по отдельным вопросам применения указанного Положения.
Статья 10. Полномочия органов, осуществляющих контроль за ценами
Органы, осуществляющие в соответствии с настоящим Законом, контроль за соблюдением государственной ценовой дисциплины, имеют право:
1) проверять деятельности хозяйствующих субъектов любых форм собственности в отношении соблюдения ими государственной ценовой дисциплины;
2) требовать предъявления документов бухгалтерской и статистической отчетности, необходимых для выполнения этими органами их функций и проведения проверок;
3) давать субъектам предпринимательской деятельности в ходе проверки или после нее обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений действующего законодательства и последствий таких нарушений, в том числе о возврате потребителям неправомерно полученных от них средств или перерасчете в ходе последующей реализации товаров (продукции, услуг);
4) принимать решения о применении к субъектам предпринимательской деятельности санкций за нарушение государственной ценовой дисциплины и привлечении к административной ответственности в виде штрафов руководителей (должностных лиц) организаций и индивидуальных предпринимателей;
5) обращаться в суд или арбитражный суд с исками, а также участвовать в рассмотрении этих дел в суде, связанных с такими нарушениями;
6) осуществлять иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Права субъектов предпринимательской деятельности
Субъекты предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, вправе обжаловать в установленном порядке решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о неправомерном расширении ими сферы контроля за ценами.
Решения органов, осуществляющих контроль за ценами о наложении санкций, а также их предписания о возврате потребителям (перерасчете) средств, полученных в результате нарушения государственной ценовой дисциплины, и (или) наложении штрафов на руководителей (должностных лиц) организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть обжалованы субъектами предпринимательской деятельности вышестоящему органу, осуществляющему контроль за ценами в суде или в арбитражном суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушения государственной ценовой дисциплины
Субъекты предпринимательской деятельности, допустившие нарушения государственной ценовой дисциплины, выявленные в ходе проверки, и получившие решения или предписания органа, осуществляющего контроль за ценами, обязаны:
- обеспечить незамедлительное прекращение выявленных нарушений;
- выполнить предписание органа, осуществляющего контроль за ценами о возврате потребителям необоснованно полученных за счет нарушения государственной ценовой дисциплины средств или перерасчете с ними в процессе последующей реализации товаров (продукции, услуг) и уплате штрафа в установленном размере;
- перечислить в порядке выполнения предъявленных финансовых санкций в соответствии с решением органа осуществляющего контроль за ценами, сумму штрафа равными долями в доход федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В таком же порядке субъекты предпринимательской деятельности, допустившие нарушения государственной ценовой дисциплины и выявившие эти нарушения самостоятельно, осуществляют перерасчет с потребителями или (в случае невозможности такого перерасчета) вносят в бюджеты всю сумму разницы между фактически примененными ими ценами и ценами, сформированными в соответствии с настоящим Федеральным законом, в пересчете на объем реализованной товарной продукции (услуг), без уплаты штрафа.
Руководители (должностные лица) субъектов предпринимательской деятельности, допустившие нарушения государственной ценовой дисциплины либо препятствующие проверкам органов осуществляющих контроль за ценами, либо не представляющие сведений, информацию и письменных объяснений, необходимых для проведения проверок, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы проверок, в результате которых выявлены факты, могущие повлечь за собой применение к субъектам предпринимательской деятельности норм уголовного законодательства, подлежат передаче следственным органам для последующего решения вопроса о привлечение виновных лиц к уголовной ответственности.
Основанием для выдачи предписания является акт проверки субъекта предпринимательской деятельности, содержащий вывод о необходимости возврата потребителям средств, полученных в результате нарушений государственной ценовой дисциплины, или перерасчета с потребителями в процессе последующей реализации товарной продукции (услуг), а также непредставление в установленный для проведения проверки срок необходимых документов и невыполнение иных требований указанных органов о прекращении субъектом предпринимательской деятельности выявленных нарушений.
Статья 13. Порядок выполнения решений и предписаний органов, осуществляющих контроль за ценами
Предписание органа, осуществляющего контроль за ценами подлежит выполнению руководителем субъекта предпринимательской деятельности в срок, предусмотренный предписанием, но не позднее 30 дней со дня его получения.
При невыполнении субъектом предпринимательской деятельности предписания о перерасчете и возврате конкретным потребителям в установленный срок незаконно полученных с них сумм, орган, осуществляющий контроль за ценами, принимает решение о применении к нему финансовых санкций.
При неисполнении субъектами предпринимательской деятельности решений органов, осуществляющих контроль за ценами, о применении к ним санкций, указанные органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании сумм предъявленных санкций в доход бюджета.
В случае неправильно взысканных в бюджет финансовых санкций возврат их производится органами, осуществлявшими данное взыскание на основании решений органов, осуществляющих контроль за ценами, суда или арбитражного суда.
Статья 14. Заключительные положения
Правительству Российской Федерации, руководителям администраций субъектов Российской Федерации привести ранее изданные ими нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Настоящий Федеральный Закон вступает в силу с 1 ________ 2000 г.
Президент Российской Федерации |
В.В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.