К проекту закона
"Об основах ценообразования и организации контроля за ценами"
В ходе экономических реформ в связи с принудительным снижением платежеспособности потребителей конечной продукции (население, бюджетная сфера, инвестиционные ресурсы) произошла существенная деформация цен.
Действующие цены, не возмещающие часть текущих эксплуатационных затрат (задолженность по оплате потребленных ресурсов, заработной платы, налогов) и практически полностью затраты воспроизводственного характера, являются генераторами кризисных явлений.
Наиболее опасно, то что убыточные цены препятствуют привлечению средств для замены изношенных основных фондов (сельское хозяйство, энергетика, железнодорожный и трубопроводный транспорт, другие отрасли хозяйства) даже при избытке рублевых и валютных средств в банковской системе.
Деформации цен обуславливают снижение емкости внутреннего рынка за счет заниженной заработной платы, используемых на текущие нужды амортизационных отчислений. Отсутствие прибыли или ее предельно ограниченные размеры постоянно лимитируют поступление средств в бюджеты всех уровней, побуждая увеличивать налоговую нагрузку и извлекать фискальные доходы не из эффективности производства, а из оборота ресурсов (НДС, налог с розничных продаж).
Другой аспект проблемы цен заключается в том, что сложившаяся система цен и расчетов препятствует использованию механизма конкуренции. Ограниченная емкость внутреннего рынка препятствует развитию производств на основе последних достижений НТП, а заниженность цен на важнейшие виды ресурсов искажает стоимостные ориентиры для инвестиционной деятельности.
Нельзя признать нормальным положение, при котором подобие конкуренции происходит в демпинговой ценовой зоне, а выживаемость предприятий обуславливается не экономическими преимуществами, а приспособленностью их руководителей к работе в долговой экономике.
Вносит свою лепту в формирование псевдоконкурентной среды сфера обращения. Сбыт продукции монополизирован коммерческими посредниками. Значительная их часть, особенно в сфере потребительского рынка, не специализирована. Перепродавая сегодня один, а завтра другой товар, они могут следовать ценовой политике поставщика, но могут и игнорировать его стремление расширить присутствие на рынке за счет улучшения соотношения качество - цена, устанавливая завышенные цены. В результате предприятия реального сектора, единственно способные повышать эффективность производства за счет снижения удельного расхода ресурсов на единицу потребительских свойств, слабо представлены на рынке и не могут в полном объеме реализовать свои возможности в конкурентной борьбе.
Проект закона направлен прежде всего на решение вопросов по формированию нормальной рыночной среды. Он создает необходимые предпосылки для использования механизма рыночной конкуренции предприятиями реального сектора.
Закон не направлен против института коммерческих посредников. В нем не регламентируется размер предоставляемых в их пользу торгово-сбытовых скидок, которые будут устанавливаться по соглашению сторон. Однако их деятельность будет упорядочена за счет исключения многоступенчатости и станет более прозрачной для налоговых органов.
Вопрос о преимуществах предлагаемого порядка установления цен заслуживает внимания. Вместо контроля за результатами деятельности сотен тысяч юридических лиц, занимающихся посреднической деятельностью, необходимую информацию об объемах выручки предприятия изготовителя и его дистрибьютеров можно будет получить в одном месте. Тем самым будет существенно сужена база теневой экономики.
Предлагаемое введение категории минимальной цены может привести к росту общего уровня цен. Неизбежность этого явления и без предлагаемых положений закона обусловлена значительным объемом подавленной инфляции, накопившейся из-за критического износа фондов во всех отраслях реального сектора, "экономии" на НИОКР и прикладной науке, заниженной зарплаты. Вместе с тем этот рост будет ограничен перераспределением в пользу изготовителя избыточной прибыли сферы обращения.
Возможный рост цен в результате введения закона в действие требует разработки и реализации комплексной программы под условным названием "политика цен и доходов" с тем, чтобы возможный всплеск инфляции без компенсирующего повышения зарплаты не привел к новому спаду производства.
В проекте закона не предусматривается расширение зоны государственного регулирования цен. Напротив, вводится ограничитель для волюнтаристского подхода к вмешательству в вопросы формирования цен в виде ответственности органов исполнительной власти за нанесение экономического ущерба предприятиям в результате регулирования цен.
Вместе с тем в Проект включена глава о контроле за ценами, в которой предусматривается взаимная ответственность сторон при неправильном применении регулируемых цен и неправомерных действиях органов контроля за ценами. В этой части положения Проекта соответствуют практике, сложившейся в результате применения решений Правительства и действующей практике применения экономических санкций государственными органами контроля к нарушителям соответствующих норм и правил.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием проекта федерального закона
"Об основах ценообразования и организации контроля за ценами"
В связи с принятием проекта Федерального закона "Об основах ценообразования и организации контроля за ценами" не требуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона
"Об основах ценообразования и организации контроля за ценами"
Принятие и реализация Федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из внебюджетных фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.