Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, А.В. Тиханской,
при секретаре М.В. Алексееве, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу представителя ООО "Ашан" по доверенности - И.Н. Восковцевой на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2019 года по административному иску с учетом уточнений ООО "Ашан" о признании незаконным действий (решения) Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы по составлению акта проверки N 196 от 28.12.2018 с экспертным заключением от 28.12.2018; о признании незаконным предписания ДТСЗН г. Москвы об устранении выявленных нарушений от 28.12.2018 N 01-22-8418/18, о признании незаконными результаты проверки (невыполнение квоты для приема на работу молодежи квотируемых категорий в количестве 3427 с 1.12.2015, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
ООО "Ашан" обратилось в суд с указанным выше административным иском к ДТСЗН по г. Москве, считая нарушенными свои права вынесением акта и предписания от 28 декабря 2018 года N 01-22-8418/18 об устранении выявленных нарушений, которым ООО "Ашан" предписано: в срок до 29.03.2019 выполнить квоту для приема на работу молодежи квотируемых категорий.
Утверждает о недоказанности факта нарушений указанных в предписании, поскольку административным ответчиком допущены нарушения обязательных требований при проведении контроля за соблюдением ООО "Ашан" установленного порядка квотирования рабочих мест для молодежи.
Кроме того, утверждает о нарушениях законодательства, допущенных в ходе проведения проверки, поскольку она с нарушением состава членов комиссии, а приказ о ее проведении в ненадлежащую дату.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2019 года постановлено: в удовлетворении административных исковых требований ООО "Ашан" отказать.
В апелляционной жалобе представителя ООО "Ашан" по доверенности - И.Н. Восковцевой ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии представители административного ответчика ДТСЗН по г. Москве по доверенностям - И.М. Кислова, Э.С. Каруев, представитель заинтересованного лица ГКУ г. Москвы Центр занятости населения г. Москвы по доверенности А.А. Кузнецова просили решение суда оставить без изменения.
Представитель ООО "Ашан" по доверенности И.Н. Восковцева поддержала доводы апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Департамента труда и занятости населения города Москвы от 14.11.2018 N 1398 с 3 декабря 2018 года по 28 декабря 2018 года проведена плановая документарная проверка ООО "Ашан", в ходе которой выявлены нарушения, о чем составлен акт проверки N 196.
Надзорным органом проверены предоставленные документы за период с 1 декабря 2015 года по 30 ноября 2018 года: устав, приказы по личному составу на граждан квотируемых категорий, трудовые книжки на граждан квотируемых категорий, личные карточки работников на граждан квотируемых, категорий (унифицированная форма N Т-2), копия книги учета движения трудовых книжек по уволенным, табели учета рабочего времени, справки Бюро медико-социальной экспертизы, паспорта инвалидов и молодежи квотируемой категории, Форма П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", документы, подтверждающие возложение обязанности по соблюдению законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи, на должностное лицо (приказ о назначении на должность, копия паспорта).
В ходе проверки установлено, что в нарушение статей 2-4 Закона города Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест", пунктов 2.6 - 2.7 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП, ООО "Ашан" не выполнило обязанность по созданию (выделению) рабочих мест для приема на работу молодежи, что составило за период с 1.12.2015 по 30.11.2018 в суммарном исчислении 3427 невыполненных квот для приема на работу молодежи квотируемых категорий.
Согласно акту проверки, в частности, общее количество установленных квот в ООО "Ашан" в последнем проверяемом отчетном месяце (ноябрь 2018 г.) составило 341 квоту (248 квот для приема на работу инвалидов и 93 квоты для приема на работу молодежи квотируемых категорий), из них не выполнено 93 квоты для приема на работу молодежи квотируемых категорий.
28.12.2018 на основании ч.3 п.3 ст. 16.5 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях в отношении ООО "Ашан" и в отношении руководителя отдела кадрового администрирования в департаменте кадрового администрирования и вознаграждений в дирекции по персоналу ООО "Ашан" Е.А. Касатой составлены протоколы об административных правонарушениях N196/1 и N 196/2.
28.12.2018 Департаментом труда и занятости города Москвы ООО "Ашан" выдано предписание N 01-22-8418/18 об устранении выявленных нарушений.
Департаментом труда и занятости города Москвы предложено ООО "Ашан" в срок до 29.03.2019 обеспечить выполнение требований Закона города Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" в части выполнения квот для приема на работу молодежи квотируемых категорий.
ООО "Ашан" полагает, что выполнил квоту за период с 1.12.2015 по 30.11.2018 в отношении инвалидов и молодежи квотируемых категорий, создав рабочие места для инвалидов в размере 4 % от среднесписочной численности работников в каждом месяце проверяемого периода (т. 2 л.д. 38)
Разрешая дело, суд пришел к выводу о законности предписания и акта проверки ДТСЗН по г. Москве в отношении ООО "Ашан".
С указанным выводом суда соглашается судебная коллегия ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей.
Согласно ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 7.1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесены разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона города Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
При этом ч. 2 ст. 2 Закона "О квотировании рабочих мест", работодатели независимо от организационно - правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона о квотировании выполнением квоты для приема на работу (далее - квота) считается:
1) в отношении инвалидов - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
2) в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, - трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
Исходя из ч. 3 ст. 3 Закона о квотировании в случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 процентов от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, уменьшается на соответствующую величину.
В соответствии с п. 3.6.4. Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 17.07.2017 N 471-ПП...
работодатель, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок не позднее 15 рабочих дней со дня получения акта проверки вправе представить в Департамент в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданных предписаний в целом или их отдельных положений. При этом работодатель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии и в срок не позднее 15 рабочих дней со дня получения акта проверки передать их в Департамент.
Порядок предоставления сведений о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и молодежи определен п. 2.9. Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 04.08.2009 N742-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве", согласно которому работодатели представляют в Государственное казенное учреждение города Москвы Центр занятости населения города Москвы ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и молодежи по форме, утвержденной Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы о незаконности судебного решения, судебная коллегия находит их необоснованными.
Как обоснованно указано судом, законность акта и предписания, выданного ООО "Ашан" подтверждается материалами дела.
Суд обоснованно исходил из того, что ООО "Ашан", не выполнены квоты для приема на работу молодежи квотируемых категорий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в предписании не указано какие именно допущены нарушения обоснованно признан судом несостоятельным, поскольку в предписании указан перечень выявленных нарушений, а также нормативные акты регулирующие данные требования.
Иные доводы жалобы по существу основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, направлены на переоценку указанных доказательств и не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, в совокупности со всеми материалами дела, дал оценку представленным доказательствам и по мотивам, изложенным в решении, правильно рассмотрел заявленный спор, нормы материального права судом первой инстанции применены верно.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.