Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О специальных экологических программах реабилитации
радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации,
финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций
с облученным ядерным топливом"
1. Цель законопроекта и его практическое значение.
Целью принятия законопроекта является обеспечение законодательной основы и финансовой базы для формирования и реализации специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации.
Реализация данного законопроекта позволит не только решить сложную внутреннюю задачу по финансированию природоохранных мероприятий, направленных на устранение последствий создания ядерного оружия и эксплуатации ядерных энергетических установок военно-морского флота России (специальных экологических программ), но и создать более эффективную национальную инфраструктуру по обращению с ядерным топливом.
2. Предмет правового регулирования и концепция законопроекта.
Предлагаемый законопроект направлен на единое и взаимоувязанное регулирование вопросов разработки и реализации специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации с вопросами их финансового обеспечения за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом. Такое единое регулирование достигается путем использования в законе принципа проектного финансирования, позволяющего объединить определенную программу с планом ее финансирования за счет части поступлений от конкретной внешнеторговой сделки в едином проекте через Федеральный фонд финансирования специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, который предполагается создать при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии.
Обязательным условием реализации проекта является соблюдение установленных законопроектом требований экологической безопасности, а также осуществление контроля за использованием полученных средств.
3. Обоснование необходимости принятия законопроекта.
Беспрецедентно быстрое создание ядерного оружия и атомного флота СССР привело к образованию серьезных и долговременных проблем, связанных с накоплением радиоактивных отходов и загрязнением окружающей природной среды. В наибольшей степени это относится к ПО "Маяк", где в результате аварии 1957 года произошло масштабное загрязнение окружающей среды. В результате деятельности ПО "Маяк" на территории предприятия накоплено около 600 млн. кюри (Ки) жидких радиоактивных отходов, в том числе более 120 млн. Ки жидких радиоактивных отходов находятся в поверхностных водоемах. В 230 наземных хранилищах сосредоточено более 500 тыс. тонн твердых радиоактивных отходов.
Правительством Российской Федерации был принят ряд федеральных целевых программ, направленных на решение проблем радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации. Однако, финансирование этих программ производилось неудовлетворительно. Нехватка финансирования не позволила решить поставленные названными федеральными целевыми программами задачи по утилизации радиоактивных отходов, реабилитации территорий подвергшихся радиоактивному загрязнению, обеспечению безопасности населения и охране окружающей природной среды. Это продолжает вызывать большую социальную напряженность в районе расположения ПО "Маяк" и других радиационно-загрязненных регионах.
Другой проблемой является накопление атомных подводных лодок, выведенных из состава военно-морского флота, которые также представляют потенциальную опасность для окружающей среды.
Экономические изменения, произошедшие в России в 1991 - 1992 годах, привели к ликвидации стабильного централизованного бюджетного механизма оплаты работ по реабилитации загрязненных территорий Российской Федерации.
Приходится констатировать, что в настоящее время в России нет достаточного источника средств для устранения этих проблем, в связи с чем опасность серьезных экологических последствий постоянно возрастает.
Практическая реализация данного законопроекта позволит обеспечивать по мере реализации проектов, связанных с осуществлением определяемых Правительством Российской Федерации отдельных внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом, целевое внебюджетное финансирование специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации. Одновременно законопроект направлен на развитие и расширение практического применения передовых российских технологий в области обращения с облученными тепловыделяющими сборками (в том числе в области временного хранения и (или) переработки облученного ядерного топлива).
Предполагается также, что в результате создания и развития производственной инфраструктуры для осуществления внешнеторговых операций с ядерным топливом, будут решены острые проблемы обращения с отработавшим ядерным топливом российских АЭС и радиоактивными отходами, которые уже накоплены к настоящему времени и будут в дальнейшем образовываться в процессе функционирования ядерного комплекса страны.
4. Международные аспекты принятия законопроекта.
Накопление отработавшего ядерного топлива в большом количестве стран представляет потенциальную опасность неконтролируемого использования делящихся ядерных материалов, других радиологически опасных компонентов ядерного топлива вне гражданской сферы, включая совершение актов диверсий с долговременными последствиями. Ряд стран, находящихся в сложных природных (климатических и геологических) условиях, могут оказаться принципиально не в состоянии решить проблему отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) на национальном уровне. В мире растет убежденность в том, что деятельность по обращению с ОЯТ должна подпадать под жесткий международный контроль, а практическое решение задач хранения и утилизации ОЯТ - сосредотачиваться в ограниченном количестве государств, обладающих развитой ядерной индустрией. Так, в Объединенной Конвенции "О безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами", принятой в 1998 году и подписанной Российской Федерацией, подтверждается большое значение международного сотрудничества в целях повышения безопасности обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отходами на основе двусторонних и многосторонних механизмов. При этом поддерживается международное сотрудничество по оказанию услуг странам, имеющим затруднения в обращении с ОЯТ и в первую очередь тем странам, с которыми имеются совместные проекты.
Финансово-экономическое обоснование законопроекта
Принятие данного законопроекта обеспечит внебюджетное финансирование специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов России.
Проведенные технико-экономические исследования показывают высокую прибыльность внешнеторговых операций с ядерным топливом. Так, например, в результате расширения спектра услуг по обращению с отработавшим ядерным топливом зарубежных стран Россия потенциально может заработать за период с 2000 по 2010 г.г. свыше 20 млрд. долларов США. Полные затраты на обращение с ОЯТ составят примерно 10,5 млрд. долларов США, в том числе инвестиции на создание необходимых промышленных объектов - до 2,6 млрд. долларов США. Прямые налоги и выплаты в федеральный и региональные бюджеты составят до 3,3 млрд. долларов США.
Таким образом, средства, которые могут быть использованы для решения специальных федеральных и региональных экологических программ составят до 7,2 млрд. долларов США.
Кроме того следует отметить, что принятие предлагаемого законопроекта позволит расширить возможности российских предприятий на связанных рынках экспорта российских услуг по переработке уранового сырья, экспорта свежего ядерного топлива российского происхождения, экспорта российских технологий в области строительства и эксплуатации АЭС в страны, как уже достигшие значительного уровня развития атомной энергетики, так и только начинающие осваивать свои национальные ядерные программы.
Реализация законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных
правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению,
дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона
"О специальных федеральных и региональных экологических программах
реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации,
финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций
с ядерным топливом"
1. Принятие настоящего законопроекта требует внесения изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии", Федеральный закон "О лизинге", а также внесения дополнения в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды".
Внесение изменений и дополнений в другие федеральные законы не требуется.
2. Актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием данного Федерального закона, нет.
3. В связи с принятием предлагаемого законопроекта должны быть внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1995 г. N 773 "Об утверждении Порядка приема для последующей переработки на российских предприятиях отработавшего ядерного топлива зарубежных атомных электростанций и возврата образующихся при его переработке радиоактивных отходов и материалов", с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. N 745.
4. Принятие законопроекта требует также принятия следующих нормативных правовых актов:
постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Перечня внешнеторговых операций с ядерным топливом, за счет поступлений от которых осуществляется финансирование специальных экологических программ по очистке радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации "О порядке реализации проектов по финансированию специальных экологических программ по очистке радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации".
Депутаты Государственной Думы: |
В.П.Войтенко |
М.И.Гришанков
В.Д.Кадочников
Е.К.Лигачев
Р.И.Нигматулин
А.Г.Пузановский
С.Н.Гвоздева
К.Б.Зайцев
В.В.Каретников
Г.К.Леонтьев
B.С.Опекунов
члены Совета Федерации |
Н.А.Ганза |
С.Н.Рябухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.