Пояснительная записка к проектам федеральных законов
"О финансовом оздоровлении организаций" и "О внесении дополнения
в статью 1 Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О финансовом оздоровлении организаций" разработан в целях обеспечения правового регулирования процедур финансового оздоровления организации-должника, осуществляемых во внесудебном порядке.
В настоящее время отношения, связанные с применением процедур финансового оздоровления, законодательством Российской Федерации практически не урегулированы, что не позволяет проводить эффективную государственную политику по предупреждению банкротства организаций.
Применение процедур банкротства в случаях временной неплатежеспособности организаций, особенно крупных, экономически и социально значимых организаций, организаций оборонной промышленности далеко не всегда целесообразно. К таким организациям должны применяться процедуры финансового оздоровления, проводимые во внесудебном порядке по инициативе государства или иных кредиторов.
Практика показывает, что часто кредиторы готовы разработать с участием государства комплекс мер, направленных на выход организации-должника из финансового кризиса. С целью сохранения хозяйственных связей с организацией-должником кредиторы готовы в ходе проведении процедур финансового оздоровления под контролем государства и кредиторов пойти на реструктуризацию задолженности организации-должника, отсрочить ее выплату. Однако отсутствие правового регулирования и гарантий защиты интересов кредиторов не позволяет в настоящее время им эффективно участвовать в реализации таких процедур.
Принятие проекта федерального закона "О финансовом оздоровлении организаций" обеспечит законодательное регулирование отношений по финансовому оздоровлению организаций-должников и предотвратит возбуждение дел о банкротстве в отношении потенциально рентабельных организаций.
В соответствии с законопроектом применение указанных процедур осуществляется по инициативе организации-должника или хотя бы одного из ее кредиторов при обязательном согласии организации-должника на проведение финансового оздоровления. При этом под кредиторами понимаются кредиторы по денежным обязательствам, а также кредиторы по обязательным платежам.
Решение о проведении финансового оздоровления и об утверждении плана финансового оздоровления принимает собрание кредиторов.
План финансового оздоровления содержит перечень конкретных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности организации-должника.
Проведение процедур финансового оздоровления в соответствии с законопроектом возможно одновременно в отношении нескольких организаций, связанных технологически (либо относящихся к одной отрасли) или территориально.
С целью осуществления контроля со стороны кредиторов, в том числе государства за реализацией плана финансового оздоровления законопроект предусматривает назначение собранием кредиторов управляющего или управляющей компании, которые не подменяя и не отстраняя органы управления организации-должника, принимают меры по сохранности имущества указанной организации, осуществляют текущий контроль за реализацией предусмотренных планом финансового оздоровления мероприятий по восстановлению платежеспособности организации-должника.
В случае, если руководитель или иные органы управления организации-должника своими действиями (бездействием) препятствуют реализации плана финансового оздоровления, собрание кредиторов вправе принять решение об их отстранении и возложении полномочий по управлению организацией на управляющего или управляющую компанию.
Законопроект устанавливает требования к физическим лицам - управляющим и юридическим лицам - управляющим компаниям, которые должны иметь соответствующую лицензию и осуществлять обязательное страхование свой гражданской ответственности в части выполнения своих обязанностей, установленных настоящим законом. Кроме того управляющие компании должны иметь необходимый размер чистых активов.
Законопроект запрещает в период проведения финансового оздоровления отчуждать имущество организации-должника, входящее в единый производственно-технологический комплекс.
Согласно законопроекту проведение процедур финансового оздоровления осуществляется под контролем государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. В целях реализации своих функций в области финансового оздоровления указанный орган ведет учет оздоравливаемых организаций, регистрирует планы финансового оздоровления и осуществляет иные необходимые полномочия.
В целях защиты интересов организации-должника и кредиторов в период проведения процедур финансового оздоровления законопроектом предусматривается приостановление в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации производства по делу о банкротстве, возбужденного после включения организации-должника в реестр оздоравливаемых организаций, а также исполнения решений по взысканиям на имущество организации-должника.
В связи с чрезвычайно высоким объемом просроченной кредиторской задолженности, в том числе задолженности по обязательным платежам организаций, являющихся потенциально рентабельными, законопроект предусматривает в период проведения финансового оздоровления возможность осуществления реструктуризации просроченной задолженности организации-должника перед всеми кредиторами, включая бюджетную систему.
В соответствии с законопроектом реструктуризации подлежит задолженность, сложившаяся на дату подачи заявления о проведении финансового оздоровления (по обязательным платежам - на 1 июля 2000 года), за вычетом задолженности, равной трехкратной среднемесячной выручке организации-должника. На реструктурируемую задолженность организация-должник выпускает облигации со сроком погашения от одного до 10 лет или облигации, конвертируемые в акции организации-должника, являющейся открытым акционерным обществом. Данные облигации передаются кредиторам пропорционально объему их требований к организации-должнику в обмен на соответствующее уменьшение задолженности организации-должника перед соответствующим кредитором и могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг.
Применение мер по финансовому оздоровлению организаций позволит сохранить производственный потенциал многих организаций реального сектора экономики и обеспечить участие кредиторов, в том числе государства в решении вопросов исполнения организацией-должником своих обязательств, что будет способствовать также решению проблемы неплатежей, пополнению бюджетов всех уровней и экономическому росту в Российской Федерации.
Дополнение в статью 1 Налогового кодекса Российской Федерации носит технический характер и связано с необходимостью принятия внесенного в Государственную Думу проекта федерального закона "О финансовом оздоровлении организаций".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона
"О финансовом оздоровлении организаций" и "О внесении дополнения
в статью 1 Налогового кодекса Российской Федерации"
Введение в действие федеральных законов "О финансовом оздоровлении организаций" и "О внесении дополнения в статью 1 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Законопроект "О финансовом оздоровлении организаций" предусматривает возможность реструктуризации просроченной задолженности организаций-должников по обязательным платежам путем ее переоформления в обращающиеся на рынке ценных бумаг облигации, что позволит обеспечить поступление в бюджеты всех уровней денежных средств от продажи указанных облигаций и решить таким образом проблему многомиллиардной просроченной задолженности организаций по обязательным платежам. Следует отметить, что эффективно взыскать указанную задолженность способами, установленными действующим законодательством, практически невозможно из-за отсутствия у предприятий необходимых оборотных средств и ликвидного имущества.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьей 96 Регламента Государственной Думы на указанные законопроекты не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановленную, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием федерального закона "О финансовом
оздоровлении организаций" и "О внесении дополнения в статью 1
Налогового кодекса Российской Федерации"
В данной сфере правового регулирования действуют Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Налоговый кодекс Российской Федерации, нормативные акты Правительства Российской Федерации.
Введение в действие Федерального закона "О финансовом оздоровлении организаций" потребует внесения дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части возможности проведения в соответствии с федеральным законом единовременной реструктуризации просроченной задолженности организаций по обязательным платежам.
Внесения изменений и дополнений в иные законодательные акты не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.