Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Мишиной И.В, Никулиной И.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Красноярска, поступившую 17 октября 2019 года, на решение Центрального районного суда г. Красноярска Красноярского края от 7 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 29 мая 2019 года
по административному делу N 2а-96/2019 по административному исковому заявлению Макаренко Олега Ивановича о признании незаконным решения жилищной комиссии при администрации г. Красноярска N 22 от 28 сентября 2017 года о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
установила:
Макаренко О.И. обратился в Центральный районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением о признании незаконным решения жилищной комиссии при администрации г. Красноярска N 22 от 28 сентября 2017 года о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц и исключении его из числа участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Макаренко О.И. является лицом, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, инвалид "данные изъяты" группы. С 2014 года состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в составе семьи из двух человек.
В сформированном администрацией г. Красноярска списке граждан - участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", по категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, истец находился с 2016 года на 6 месте.
На основании протокола N 22 от 28 сентября 2017 года администрация г. Красноярска инициировала исключение его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и вышеуказанной подпрограммы в связи с отказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 10 марта 2017 года за N ОГ82-286 в совершении действий, необходимых для выдачи жилищного сертификата, ссылаясь на то, что он состоял на регистрационном учете в качестве члена семьи своей матери (Макаренко В.И.) в квартире, принадлежащей ей на праве собственности по адресу: "адрес". На его обращение по вопросу снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Администрацией г. Красноярска дан ответ N М-13799 от 25 декабря 2017 года об отсутствии оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 7 февраля 2019 года постановлено: "Решение жилищной комиссии при администрации г. Красноярска, оформленное протоколом N 22 от 28 сентября 2017 года о части снятия Макаренко О.И. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц и исключении его из числа участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы признать незаконным и отменить.
Обязать администрацию г. Красноярска восстановить Макаренко Олега Ивановича в списке (перечне) лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, и в списке участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 29 мая 2019 года решение Центрального районного суда г. Красноярска от 7 февраля 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрацией г. Красноярска ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций такие нарушения были допущены, что повлекло неправильные выводы суда.
Из материалов дела следует, что Макаренко О.И. распоряжением администрации г. Красноярска от 28 ноября 2014 года N 172-орг был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получение жилых помещений) по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и катастроф на основании заявления с 27 октября 2014 года в составе семьи - 2 человека (заявитель и сын).
При рассмотрении обращения Макаренко О.И. Министерством строительства и жилищно - коммунального хозяйства Красноярского края 10 марта 2017 года N ОГ82-286 в выдаче сертификата было отказано в связи с отсутствием оснований для постановки на учет.
Согласно уведомлению о снятии с учета решением жилищной комиссии при администрации г. Красноярска от 28 сентября 2017 года Макаренко О.И. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает систему социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о постановке на учет) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.".
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации на момент принятия решения о снятии с учета указанные меры государственной поддержки обеспечивались за счет "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы".
В соответствии с положениями статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС" основным условием, дающим гражданам, относящимся к категории "Граждане, пострадавшие в результате радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица", право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения), является признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) органами местного самоуправления.
Условия для признания граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий, установлены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Из указанной нормы следует, что граждане могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если из представленных ими документов в целях постановки на учет усматривалось, что не имелось оснований для постановки их на указанный учет.
Разрешая заявленные требования, суд указал, что на момент постановки на учет административный истец нуждался в улучшении жилищных условий, однако в материалах дела отсутствуют документы, которые были представлены при подаче заявления о постановке на учет в 2014 году, обстоятельства, послужившие основанием для постановки на учет в ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанции не устанавливались. Выводы суда материалами дела не подтверждены. Не дана оценка доводам административного ответчика о том, что на момент постановки на учет Макаренко О.И. был зарегистрирован в качестве члена семьи собственника в жилом помещении, принадлежащем Макаренко В.И, матери административного истца, площадь которого на каждого члена семьи превышает учетную норму.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение нельзя признать обоснованным, поскольку имеющие значение для дела факты не подтверждены исследованными судом доказательствами.
Согласно части 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.
В соответствии с пунктом 3.14 "Положения о министерстве строительства Красноярского края", утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 21 августа 2008 года N 51-п, указанное министерство осуществляет полномочия по выпуску и реализации государственных жилищных сертификатов, за исключением отнесенных к компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, в отношении граждан, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Принимая во внимание, что постановка административного истца Макаренко О.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а равно снятие его с учета, затрагивает права и обязанности Министерства строительства Красноярского края, имеются основания полагать, что суд принял решение о правах и обязанностях указанного государственного органа, не привлеченного к участию в деле, что в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являлось основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, однако не было принято во внимание апелляционным судом.
С учетом изложенного судебная коллегия находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов, в связи с чем решение Центрального районного суда г. Красноярска и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда нельзя признать законными, они подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду, с учетом правовой позиции, выраженной в абзаце 5 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, следует правильно определить вид судопроизводства, в котором подлежат защите права и законные интересы заявителя, с учетом характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой. Исходя из разрешения данного вопроса, суду следует определить процессуальный закон, подлежащий применению, и между сторонами соответствующим образом распределить бремя доказывания.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда г. Красноярска от 7 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 29 мая 2019 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.