Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 90061147-3 "О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации" (далее именуется - законопроект) подготовлен в соответствии со статьей 64 Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., на основе обобщения опыта правового регулирования и практики проведения выборов в Российской Федерации и Республике Беларусь, других государствах - участниках Содружества Независимых Государств, общепризнанных принципов и норм международного права в области организации избирательного процесса.
Законопроект состоит из преамбулы, 15 глав, 109 статей и пяти приложений.
В соответствии с законопроектом гражданам Российской Федерации гарантируются демократический характер выборов депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва (далее именуется - Палата Представителей), свободное волеизъявление на этих выборах и защита их избирательных прав. В качестве основных принципов участия граждан в указанных выборах закрепляются всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.
Реализация этих принципов в законопроекте по сравнению с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" имеет свои особенности, обусловленные Договором о создании Союзного государства, а также необходимостью формирования совместно с Республикой Беларусь общих правовых подходов к организации и проведению выборов депутатов Палаты Представителей.
Согласно законопроекту выборы депутатов Палаты Представителей первого созыва назначаются Президентом Российской Федерации и проводятся не позднее чем через 6 месяцев со дня вступления в силу законодательных актов государств - участников Союзного государства, регулирующих порядок проведения выборов. В выборах депутатов от Российской Федерации участвуют только граждане Российской Федерации.
Указанные выборы проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по 75 одномандатным округам (один округ - один депутат), при образовании которых предлагается исходить из средней нормы представительства избирателей на один депутатский мандат с допустимым отклонением от этой нормы не более чем на 50 процентов.
Законопроектом устанавливается, что активным избирательным правом обладают граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего избирательного округа, а пассивным избирательным правом - граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года. Не имеют права избирать и быть избранными граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Правом выдвижения кандидатов в депутаты Палаты Представителей обладают избиратель, группа избирателей, избирательные объединения и избирательные блоки. Кандидат может быть выдвинут также в порядке самовыдвижения. Каждый избиратель либо каждая группа избирателей, каждое избирательное объединение или избирательный блок могут выдвинуть не более одного кандидата в избирательном округе. При этом избирательное объединение, избирательный блок могут включить всех выдвинутых ими кандидатов в список кандидатов, который заверяется в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации может дать согласие баллотироваться только в одном избирательном округе.
Согласно законопроекту в поддержку кандидата необходимо собрать не менее 1500 подписей избирателей, что должно составить в среднем 0,1 процента от общего числа избирателей одномандатного округа. По сравнению с действующими федеральными законами о выборах в законопроекте предусматриваются более жесткие требования к сбору подписей, в соответствии с которыми сбор подписей избирателей может осуществляться только в местах, определенных окружной избирательной комиссией. Нарушение этого требования является основанием для признания подписей избирателей недействительными и отказа в регистрации кандидата.
Изменен порядок формирования территориальных и участковых избирательных комиссий. При сохранении действующего правила о формировании указанных избирательных комиссий на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, собраний граждан по месту жительства законопроектом одновременно предусматривается возможность их формирования вышестоящими избирательными комиссиями, а не представительными органами местного самоуправления. Следует также отметить, что при проведении выборов депутатов Палаты Представителей не предполагается создание самостоятельных окружных избирательных комиссий. Функции этих комиссий возлагаются на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если на его территории образуется один избирательный округ и более) либо на избирательную комиссию одного из субъектов Российской Федерации (если избирательный округ включает в себя два и более субъекта Российской Федерации).
Законопроектом закрепляется "прозрачность" статуса кандидата, зарегистрированного кандидата, прежде всего в части, касающейся обязательного доведения до сведения избирателей основных биографических данных (включая наличие двойного гражданства и судимости), сведений о доходах и имуществе кандидата и его супруга, информации о порядке формирования и расходования кандидатом своего избирательного фонда.
При проведении предвыборной агитации в средствах массовой информации кандидату предоставляется эфирное время как бесплатно, так и за плату. Печатная площадь может быть предоставлена только за плату. Учитывая опыт проведения предыдущих агитационных кампаний, в законопроекте специально оговариваются условия участия кандидата в информационно-аналитических, развлекательных, спортивных и иных авторских программах. Приглашая кандидата принять участие в авторской программе, организация телерадиовещания и автор программы не вправе отказать другому кандидату в предоставлении возможности участвовать в этой программе на таких же условиях.
В соответствии с законопроектом избранным признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе голосов, полученных зарегистрированными кандидатами, избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. Выборы депутата Палаты Представителей признаются состоявшимися, если в них приняли участие не менее 25 процентов избирателей. При несоблюдении данного требования, а также в случае если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам), меньше, чем число голосов, поданных против всех кандидатов, выборы депутата в соответствующем избирательном округе признаются несостоявшимися. В этом случае, а также в случае признания выборов недействительными в соответствующих избирательных округах назначаются повторные выборы.
При досрочном прекращении депутатских полномочий в соответствующих избирательных округах назначаются дополнительные выборы. Согласно законопроекту эти выборы могут быть назначены только при наличии не менее пяти незамещенных депутатских мандатов, к числу которых могут быть отнесены и депутатские мандаты, оставшиеся незамещенными в результате признания выборов несостоявшимися или недействительными (возникновение подобной ситуации возможно, если досрочное прекращение полномочий депутата или депутатов произошло в период, совпадающий по срокам с периодом назначения повторных выборов).
Законопроект содержит и иные элементы правового регулирования порядка проведения выборов с учетом опыта выборов депутатов Государственной Думы 19 декабря 1999 г. и Президента Российской Федерации 26 марта 2000 г.
Следует отметить, что федеральный закон, определяющий порядок выборов депутатов Палаты Представителей первого созыва, по существу, является переходным законодательным актом, так как выборы депутатов Палаты Представителей второго созыва согласно Договору о создании Союзного государства должны проводиться на основе союзного закона. В связи с этим одной из целей законопроекта является создание правовой базы для разработки будущего союзного закона. Такой подход обусловил необходимость согласования основных положений законопроекта с проектом закона Республики Беларусь "О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства Беларуси и России первого созыва от Республики Беларусь".
Реализация названного федерального закона предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Законопроект разработан в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации временным творческим коллективом под руководством члена Научно-методического совета при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, старшего научного сотрудника Института государства и права Российской академии наук доктора юридических наук Лысенко В.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.