Проект федерального закона N 90060840-3
"Об экологической культуре"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения
Глава II. Основные уровни и направления формирования
экологической культуры в Российской Федерации
Глава III. Управление в области экологической культуры
Глава IV. Государственное регулирование в области
экологической культуры
Глава V. Международное сотрудничество в области
экологической культуры
Глава VI. Заключительные положения
Реализация конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности как важнейшей государственной задачи и создания условий для устойчивого развития страны требует высокой экологической культуры общества и каждого гражданина, формируемой непрерывно в процессе жизни и деятельности человека через систему непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, охране окружающей природной среды, особо охраняемых природных территориях, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, культуре, средствах массовой информации и настоящим Федеральным законом.
Настоящий Федеральный закон регулирует правовые отношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц на территории Российской Федерации, возникающие в процессе формирования экологической культуры в обществе, а также определяет основные принципы государственного регулирования в указанной области.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, уровень нравственного развития общества, включая морально-этические нормы поведения людей на производстве, в быту и на отдыхе, формируемые в процессе жизни и деятельности поколений через систему непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения, способствующие здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности и страны и каждого человека;
государственное регулирование в области экологической культуры - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию условий для развития общественного экологического сознания и мировоззрения через систему непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения, координации деятельности юридических и физических лиц по развитию экологической культуры каждого человека и общества в целом;
экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование системы ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности;
экологическое воспитание - процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде;
экологическое просвещение - распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды в целях формирования у населения основ экологической культуры на производстве, в быту и на отдыхе;
биоэтика - система норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственности по отношению ко всему живому.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об экологической культуре
1. Законодательство Российской Федерации об экологической культуре состоит из законодательства Российской Федерации об образовании, охране окружающей природной среды, особо охраняемых природных территориях, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, культуре и средствах массовой информации, настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и правовые акты органов местного самоуправления по вопросам экологической культуры не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
Статья 3. Основные принципы государственного регулирования в области экологической культуры
Основными принципами государственного регулирования в области экологической культуры являются:
формирование у обучающихся в системе образования ценностных ориентаций, правовых и нравственных норм поведения, а также получение знаний и практических навыков в области экологической безопасности, рационального природопользования и охраны окружающей природной среды;
преподавание самостоятельного предмета/курса экологии в образовательных учреждениях Российской Федерации и обеспечение их соответствующими учебно-методическими материалами на всех уровнях системы образования;
экологизация учебных дисциплин системы образования Российской Федерации;
системность и непрерывность экологического воспитания и обучения;
создание на всех уровнях профессионального образования преемственных учебных планов и программ экологической направленности;
экологическое просвещение населения, воспитание основ экологической культуры на производстве, в быту и на отдыхе;
включение вопросов экологии, экологической культуры и экологической безопасности в программы подготовки специалистов для системы образования, равно как и в программы государственных экзаменов по специальности на соискание ученой степени бакалавра, специалиста, магистра, кандидата наук;
обязательности профессиональной экологической подготовки руководящих работников, научных работников и специалистов, связанных с деятельностью, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека, а также специалистов, ведущих просветительную деятельность;
включение в перечень обязательных требований экологической аттестации руководителей и специалистов лицензируемых видов деятельности, оказывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье людей;
включение вопросов формирования экологической культуры в федеральные целевые, региональные субъектов Российской Федерации и местные программы;
направленность на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды, ресурсосберегающему природопользованию;
согласованность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц;
государственная поддержка, экономическое стимулирование конкретной деятельности по развитию экологической культуры в Российской Федерации.
Статья 4. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Сферой применения настоящего Федерального закона является система непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения, которая распространяется на систему образования Российской Федерации, информационное экологообразовательное пространство Российской Федерации, а также на управление системой непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения.
2. Информационное экологообразовательное пространство Российской Федерации включает особо охраняемые природные территории и историко-архитектурные комплексы, антропогенные ландшафты, сферы науки и искусства, культуры и отдыха, спорта и туризма, объекты производства и сферы услуг, средства массовой информации, иные сферы жизни и деятельности людей, служащие целям формирования экологической культуры каждого человека и общества в целом.
3. Действие настоящего Федерального закона распространяется:
на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на органы местного самоуправления в пределах их компетенции;
на каждого человека в целях формирования у него нравственного стереотипа поведения на производстве, в быту и на отдыхе, ответственности каждого за сохранение природы, а также за здоровье человека и среды проживания.
Глава II. Основные уровни и направления формирования экологической
культуры в Российской Федерации
Статья 5. Экологическое воспитание и образование в образовательных учреждениях Российской Федерации
1. Для формирования у подрастающего поколения основ экологической культуры в качестве осознанной личностью и обществом необходимости ответственно относиться к природе и окружающей среде, к собственному здоровью и здоровью других людей, в соответствии с правовыми и нравственными нормами, принятыми в обществе и формируемыми целенаправленно в течение жизни и деятельности поколений, в образовательных учреждениях Российской Федерации осуществляется экологическое воспитание и образование, как неотъемлемая составляющая системы образования.
Статья 6. Дошкольное экологическое воспитание
1. Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения, этические принципы, а также формирует базовую систему ценностей личности и нравственное отношение к окружающему миру.
2. Родители или заменяющие их лица обязаны воспитывать у детей бережное и ответственное отношение к природе и окружающей среде, а именно:
развивать у детей эмоционально-положительное отношение к природе и ее представителям, чувство гордости за родную природу, а также обучать их навыкам бережного отношения к собственному жилью, животным и растениям;
формировать в семье культуру потребления, включая необходимость вторичного использования бытовых отходов, экономного использования воды, источников энергии, продуктов питания, а также культуру поведения в помещении и на улице.
3. Аттестация дошкольных образовательных учреждений производится при наличии у них программ экологического воспитания детей, экологического просвещения родителей, экологического паспорта дошкольного учреждения, должности воспитателя-эколога.
Статья 7. Школьное и внешкольное экологическое образование
1. В целях становления экологической культуры как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человеческого общества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие в благополучной окружающей среде, в общеобразовательные программы вводится предмет "Экология", а также интегрированные учебные предметы и курсы экологического содержания.
2. В Российской Федерации в установленном порядке осуществляется государственная поддержка:
экологических лагерей, экспедиций и иных мероприятий для детей и подростков;
внешкольных форм экологического воспитания в детских домах творчества, экологических центрах, музеях, библиотеках, экологических кружках, на станциях юных натуралистов и т.п.;
школьного экологического мониторинга.
Статья 8. Экологическое образование в начальной и средней профессиональной школе
В целях подготовки по основным направлениям общественно-полезной деятельности экологически грамотных работников и специалистов начального и среднего звена, формирования у обучающихся культуры производства, поведения на рабочем месте и в быту, чувства ответственности за сохранение окружающей природной среды в программах начального и среднего профессионального образования вводится предмет "Экология", а также общие, специализированные и специальные экологические программы и курсы.
Статья 9. Экологическое образование в высших учебных заведениях
1. Для подготовки высококвалифицированных специалистов с высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих глубокие научные знания об основах устойчивого развития, о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей природной среды, способных оценить уровень воздействия хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, высшие учебные заведения обеспечивают экологоориентированную подготовку специалистов в целях:
формирования у студентов экологического сознания и мировоззрения, навыков и умений организации экологического воспитания и просвещения населения в своей профессиональной деятельности;
привлечения к участию в практической экологической деятельности;
развития представлений о технико-экономических, организационно-правовых, информационных и иных возможностях и путях решения экологических проблем.
2. В профессионально-образовательные программы высшего педагогического образования вводятся предметы базовой экологической подготовки, а также комплексная программа непрерывной экологической подготовки студентов.
3. В университетах и ведущих высших учебных заведениях страны могут создаваться экологические факультеты и специальные кафедры по экологии для подготовки специалистов-экологов, дипломы об экологическом образовании которых, полученных в высших учебных заведениях России, будут признаваться за рубежом.
Статья 10. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации в области экологии, природопользования и охраны окружающей среды государственных служащих, руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений, органов управления, а также педагогов для системы образования, работников культуры
1. Для государственных служащих, руководящих работников и специалистов, связанных с деятельностью, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, вводится обязательная экологическая подготовка при замещении ими должностей, предусматривающих принятие решений на государственном и местном уровне.
2. В Российской Федерации проводится профессиональная экологическая подготовка и переподготовка лиц, не имеющих высшего экологического образования, равно как повышение квалификации в области экологии, природопользования и охраны окружающей среды преподавателей образовательных учреждений всех уровней, в том числе для системы профессиональной переподготовки, а также работников культуры с выдачей им соответствующих документов (сертификатов) об экологическом образовании.
3. Для замещения должностей государственных служащих органов исполнительной власти всех уровней, регулирующих вопросы деятельности учреждений, организаций и предприятий, оказывающих воздействие на окружающую среду, обязательно образование по специальностям экологического профиля.
Статья 11. Экологическое образование в Вооруженных Силах и приравненных к ним образованиях
1. В целях формирования экологического сознания и мировоззрения, высокого уровня экологической культуры военнослужащих, а также для обеспечения экологической безопасности военной деятельности, снижения экологического риска на территориях дислокации войск (сил) вводится система экологического обучения и воспитания как составная часть и одно из приоритетных направлений в строительстве Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной пограничной службы, внутренних войск России, равно как системы гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. А именно:
развитие системы экологического обучения и воспитания Вооруженных Сил как неотъемлемой части системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования населения, просвещение личного состава в области экологической безопасности;
подготовка специалистов с высшим военным и высшим военно-специальным образованием в области организации и обеспечения экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил России, включая стратегическое, оперативное развертывание и боевые операции на театре военных действий с развитой инфраструктурой;
экологическая подготовка органов военного управления и войск (сил);
экологическая и профессиональная подготовка военнослужащих в высших военных учебных заведениях России путем введения преподавания военно-экологических дисциплин;
экологическая подготовка студентов на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования по специальности "военная экология";
подготовка преподавательских и научных кадров для организации экологического образования и научных исследований в области экологии в Вооруженных Силах и высших военных учебных заведениях;
проведение регулярных семинаров, совещаний по экологическому образованию в военных округах, флотах и гарнизонах с участием природоохранных органов и органов управления образованием;
экологическая подготовка в общественных и общественно-государственных объединениях, осуществляющих подготовку граждан по военно-учетным специальностям.
Статья 12. Экологическое просвещение
1. В целях обеспечения конституционного права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а также формирования нравственного отношения человека к окружающей природной среде как основы повышения уровня экологической культуры общества в Российской Федерации осуществляется экологическое просвещение населения через средства массовой информации, музеи, библиотечную сеть, лектории и иные объекты информационного экологообразовательного пространства Российской Федерации.
2. Распространение и пропаганда экологических знаний, информации, включая рекламу, о состоянии окружающей среды, выпусков специализированных радио- и телепрограмм, печатных изданий экологического характера, а также экологизация популярных программ и передач, обязательны для средств массовой информации в соответствии с их компетенцией.
3. Библиотеки на территории Российской Федерации являются центрами экологической культуры. В этих целях публичные и научные библиотеки комплектуют экологические структуры, формируют банки данных о состоянии окружающей среды и здоровья населения, целенаправленно проводят мероприятия по экологическому просвещению населения в соответствии со своей компетенцией.
4. Особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, национальные парки и др.) как объекты общенационального культурно-исторического достояния народов Российской Федерации служат целям экологического просвещения и воспитания населения страны. В этих целях осуществляется:
организация постоянно действующей системы экологической пропаганды и природоохранного просвещения на базе природных заповедников и национальных парков России, создании в них соответствующих структурных подразделений и музеев;
разработка просветительских программ с учетом их природных особенностей и региональных традиций природопользования;
создание условий для экологического просвещения учащихся школ и профессиональной стажировки студентов-экологов на особо охраняемых природных территориях России;
развитие экологического туризма.
5. Совершенствование методических и организационных основ музейного и библиотечного дела в сфере охраны природы и экологических принципов рационального природопользования, организация банков данных для массового потребителя экологической информации, проведение всероссийских и региональных конкурсов для работников заповедников, музеев и библиотек на лучшую экспозицию и организацию эколого-просветительской работы с населением, в том числе со школьниками и студентами, а также для журналистов, освещающих экологические проблемы, на лучшую публикацию, теле- и радиопередачу.
Глава III. Управление в области экологической культуры
Статья 13. Государственное управление в области экологической культуры
Государственное управление в области экологической культуры осуществляет Правительство Российской Федерации, уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Полномочия Российской Федерации
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по созданию условий формирования в России экологической культуры относятся:
формирование и проведение единой государственной политики в области экологической культуры;
разработка основных направлений государственного регулирования в области экологической культуры;
создание единой государственной системы информационного обеспечения деятельности в области экологической культуры;
координация деятельности федеральных органов государственной власти по вопросам непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения;
разработка и реализация федеральной целевой программы экологического воспитания, образования и просвещения, иных целевых и отраслевых федеральных программ, содержащих вопросы экологического воспитания, образования и просвещения;
формирование в уставленном порядке федерального бюджета в части расходов на развитие системы непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения;
участие в разработке и реализации международных программ по развитию экологической культуры;
установление порядка и определение условий проведения аттестации по вопросам профессиональной экологической подготовки государственных служащих и специалистов организаций, связанных с деятельностью, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека, а также специалистов системы образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта и средств массовой информации;
руководство в пределах своей компетенции системой непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
контроль за исполнением настоящего Федерального закона.
Статья 15. Полномочия субъектов Российской Федерации
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию на своей территории экологической культуры населения относятся:
организация процесса развития экологической культуры на производстве, в быту и на отдыхе;
развитие системы непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения;
реализация в пределах своей компетенции федеральной целевой программы экологического образования населения России;
включение вопросов формирования экологической культуры в целевые и иные программы развития региона.
2. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации на своей территории обладают всей полнотой государственной власти в вопросах непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения в целях формирования у населения экологической культуры на производстве, в быту и на отдыхе.
Статья 16. Полномочия органов местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления ответственны за формирование основ экологической культуры населения на своей территории, включая:
реализацию права граждан на получение установленного настоящим Федеральным законом экологического воспитания и образования в подведомственных им образовательных учреждениях, в том числе дошкольных;
экологическое просвещение населения через местные средства массовой информации, библиотеки, музеи, учреждения культуры и производства, по месту жительства в целях формирования у людей устойчивого стереотипа нравственного поведения на производстве, в быту и на отдыхе;
формирование местных бюджетов в части расходов на экологическое воспитание, образование и просвещение, фондов развития экологической культуры, а также установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие экологической культуры населения.
2. Органы местного самоуправления в установленном порядке могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей им необходимых материальных и финансовых средств для осуществления государственного регулирования в области экологической культуры, в частности для организации:
процесса непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения в соответствии с их компетенцией в информационном экологообразовательном пространстве Российской Федерации;
консультационных услуг по вопросам экологического воспитания, образования и просвещения. В этих целях могут создаваться консультационные советы.
3. Органы местного самоуправления могут реализовывать указанные полномочия в пределах своей компетенции, в том числе, включая конкретные программы дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию детей, экологическому просвещению населения и экологической культуре в муниципальные (местные) планы и программы.
Статья 17. Участие организаций, общественных объединений и граждан
1. Организации, общественные объединения и граждане имеют право в соответствии с законодательством Российской Федерации участвовать в развитии основ экологической культуры населения, в том числе:
участвовать в конкурсах по разработке и реализации программ экологического воспитания, образования и просвещения;
осуществлять общественный контроль за развитием экологического воспитания, образования и просвещения;
создавать общественные фонды экологической культуры, иные структуры по экологическому просвещению населения;
запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления этой деятельности.
2. Религиозные объединения, действующие на территории Российской Федерации, могут участвовать в духовно-нравственном воспитании и экологическом просвещении в целях формирования у населения основ экологической культуры, а также готовить в подведомственных им учебных заведениях специалистов в области экологической культуры на основании государственной лицензии в соответствии с государственными образовательными стандартами и законодательством Российской Федерации об образовании.
Глава IV. Государственное регулирование в области экологической
культуры
Статья 18. Федеральная целевая программа и иные программы экологического образования и просвещения. Источники финансирования
1. Организационной основой государственного регулирования в области экологической культуры является федеральная целевая программа экологического образования и просвещения, устанавливающая организационное, финансовое, материально-техническое, кадровое, информационное, научное и учебно-методическое обеспечение системы непрерывного экологического образования и просвещения.
Федеральная целевая программа экологического образования и просвещения разрабатывается и принимается на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.
Федеральная целевая программа экологического образования и просвещения включаются в перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год.
Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации федеральной целевой программы экологического образования и просвещения ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.
2. Иные федеральные целевые и отраслевые программы должны включать вопросы экологического воспитания, образования и просвещения.
3. Порядок и объемы финансирования федеральной целевой программы экологического образования и просвещения, иных федеральных целевых и отраслевых программ, включающих вопросы экологического образования и просвещения, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Расходы на экологическую культуру в Российской Федерации могут финансироваться также за счет средств Федерального экологического фонда Российской Федерации, иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Основой государственных гарантий развития экологической культуры в Российской Федерации является бюджетное финансирование.
Бюджетное финансирование развития экологической культуры осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
6. В пределах своих полномочий органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица вправе объединять денежные и материальные средства для совместной поддержки деятельности в области экологической культуры.
7. В целях привлечения дополнительных финансовых средств для поддержки развития экологической культуры государство регулирует предоставление некоммерческим организациям, ведущим деятельность в области экологической культуры, налоговых и иных льгот, материального и морального поощрения и преимуществ, предусматривает систему налоговых льгот физическим и юридическим лицам, в том числе иностранным, вкладывающим свои средства в развитие экологической культуры на территории Российской Федерации.
8. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации могут распространять на некоммерческие организации, ведущие деятельность в области экологической культуры, тарифы на электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, другие виды коммунальных услуг в размерах, предусмотренных для отпуска данных ресурсов населению.
Статья 19. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в области экологической культуры
1. Координацию действий по обеспечению в Российской Федерации государственного регулирования в области экологической культуры осуществляет специально уполномоченный Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
2. В компетенцию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование в области экологической культуры, входит:
разработка основных направлений государственного регулирования в области экологической культуры;
управление системой непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения на территории Российской Федерации;
координация действий федеральных органов государственной власти по вопросам непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в области экологической культуры, действует на основании положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Статья 20. Консультационные советы
Для содействия государственным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления при реализации ими государственных полномочий по формированию экологической культуры, а также для оказания гражданам и юридическим лицам консультативно-методической помощи по вопросам экологического воспитания, образования и просвещения при указанных органах могут создаваться государственно(муниципально)-общественные консультационные советы.
Деятельность консультационного совета определяется положением, утверждаемым органом исполнительной власти соответствующего уровня.
В состав консультационных советов могут входить специалисты, обладающие знаниями и опытом в сфере экологического воспитания, образования и просвещения, охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности, культуры.
Статья 21. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов
В федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, в установленном порядке включаются самостоятельные предметы/курсы, касающиеся проблем экологии, биоэтики, охраны окружающей природной среды, природопользования и экологической безопасности.
Статья 22. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона
Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами образования, культуры, охраны окружающей природной среды.
Правительство Российской Федерации в установленном порядке публикует информацию о ходе реализации федеральной целевой программы по экологическому образованию и просвещению.
Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Нарушение настоящего Федерального закона влечет ответственность в соответствии с уголовным, гражданским, административным и иным законодательством Российской Федерации.
Глава V. Международное сотрудничество в области экологической
культуры
Статья 24. Международное сотрудничество в области экологической культуры
Международное сотрудничество в области экологической культуры осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Российской Федерации участвует в международных проектах и программах в области экологической культуры.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствии с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.