Пояснительная записка к проекту федерального закона
"Об экологической культуре"
1. О необходимости развития в Российской Федерации экологической культуры
Потребительское отношение Человека к Природе, истощительное природопользование (в том числе распродажа стратегических ресурсов и природных богатств), чрезмерное техногенное воздействие на природу привели уже к резкому падению ее восстановительного потенциала, в особенности в России - к росту числа зон экологического бедствия, реабилитация которых требует постоянно растущих значительных материальных затрат, фактически - половины национального дохода страны, а не полпроцента расходной части федерального бюджета. Политическая недальновидность в решении экологических проблем дорогого стоит - жизнеспособности государства, здоровья населения.
Решение экологических проблем цивилизации в XX веке, в эру научно-технической революции зашло в тупик. Недостаточным оказалось развитие ресурсосберегающих технологий, обеспечение технологических процессов эффективными системами очистки и пр., вкупе с охраной природы (как материальной ценности) при помощи нормативно-ограничительных, запретительских мер.
Психологической предпосылкой глобального экологического кризиса стало осознание человеком своего превосходства над природой и противопоставление себя ей, начиная со времен античности. Советский лозунг "Природа - не храм, а мастерская, а человек в ней - работник!" господствует в общественном сознании и поныне.
Включение природы в сферу духовной жизни человека, в сознание людей - процесс психологически трудный, предполагающий смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания людей и в итоге - формирование в контексте общечеловеческой культуры экологической культуры, высокий уровень которой станет надежным гарантом обеспечения экологической безопасности, а значит выживания общества в условиях экологического кризиса.
Обеспечение экологической безопасности страны предполагает смену существующих приоритетов на экологические во всех аспектах государственной политики, что невозможно без соответствующего изменения сознания людей, системы ценностей общества в целом, понимания людьми сути экологических проблем и личного участия каждого человека в их решении. Формирование ответственного отношения граждан к среде обитания связано с ломкой потребительского стереотипа поведения, продолжительно по времени, должно быть системным и может быть обеспечено по мере повышения экологической культуры людей всех возрастов, социальных слоев и профессиональных групп российского общества через систему непрерывного экологического образования и просвещения, что позволит на любом уровне принимать и осуществлять экологически грамотные управленческие решения, основанные на достаточной осведомленности об экологических последствиях хозяйственной деятельности в конкретной местности, регионе, стране, мире. Дефицит экологических знаний в образовании и воспитании всех слоев общества лежит в основе большей части нарушений природоохранного законодательства и является причиной бездействия властей и неадекватной реакции населения.
По статистике, 15% мировой управленческой элиты принимает решения, от которых зависит судьба 85% ресурсов планеты, 2/3 которых сосредоточены в Российской Федерации, устойчивое развитие которой практически нереально без решения экологических проблем, обеспечения экологической безопасности страны. Поэтому жизненно важно для России признание экологической безопасности приоритетной ценностной категорией.
Гуманитарный аспект обеспечения экологической безопасности страны - это утверждение новой мировоззренческой доминанты в обществе, формирование экологической культуры. В этой связи, экологическое мировоззрение является природным защитно-приспособительным механизмом как индивида, так и социального организма в целом. Именно поэтому экологическое образование (включая воспитание) и просвещение, в особенности подрастающего поколения, имеют исключительно жизненно важное значение. Фактически, это - вопрос выживания или деградации нации, а потому и дело государственной важности.
Экологическая безопасность как важнейшая часть национальной безопасности России будет укрепляться по мере роста общей и профессиональной экологической культуры каждого человека и общества в целом, что станет возможным лишь в результате непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения людей всех возрастов, социальных и профессиональных групп во всех сферах жизнедеятельности.
Экологическая культура - составная часть культуры, формируемая на основе наследуемого опыта жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой и преобразуемая в процессе непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения в экологическое сознание и поведение, способствующее здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. Экологическая культура выражается в способности людей осознанно пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности, предполагает формирование духовно-нравственных качеств личности, способности поступать по совести в общении с природой и людьми, и станет реальностью лишь в результате непрерывного экологического образования людей всех возрастов, социальных и профессиональных групп на традиционной духовно-нравственной основе.
В ряде международных документов, касающихся охраны окружающей природной среды и рационального природопользования, в том числе и в итоговом документе "Повестка дня на XXI век" Всемирного форума (Рио-де-Жанейро, 1992), одной из приоритетных задач перед странами мирового сообщества поставлена задача формирования экологической культуры и ответственного отношения к природе через экологическое образование каждого человека и общества в целом.
Законом Российской Федерации 1991 года "Об охране окружающей природной среды" (раздел 11) устанавливается система всеобщего комплексного и непрерывного экологического образования, профессиональной подготовки специалистов и руководящих работников через сеть существующих образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ об образовании, с использованием средств массовой информации.
Указ Президента Российской Федерации N 440 от 1.04.96 "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" предусматривает создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения, экологизацию экономической деятельности и др.
Создание развитой системы непрерывного экологического воспитания и образования (СНЭВО) в качестве основы формирования экологической культуры должно быть законодательно закреплено в качестве государственной экологической политики как конституционной нормы (ст.71).
Целью и ожидаемым результатом экологического образования в России является формирование экологической культуры личности и общества в целом, воспитание чувства ответственности у человека для решения экологических проблем, задач устойчивого развития биосферы и общества. Формирование экологической культуры учащихся должна стать важнейшей педагогической задачей.
Доступ к экологическим, жизненно важным знаниям должен быть широко открыт всем, и в особенности юным гражданам страны, формирование экологического восприятия мира у которых необходимо, прежде всего им самим, чтобы, став взрослыми, они смогли обеспечить процветание своей Родины как собственной жизни, как родной семьи, ибо безопасность общества строится на обеспечении безопасности индивида. Экологическое образование - основа укрепления национальной безопасности страны, т.к. направлено на обеспечение долгосрочных интересов общества. Поэтому необходимость экологического образования воспринимается обществом как фактор коллективной безопасности.
Приоритетным же должно стать такое образование, которое готовит учащихся к решению стоящих перед обществом социальных, экономических и экологических проблем на местном, национальном и на глобальном уровнях. Такая позиция даст возможность преодолеть отчуждение системы образования от экологических проблем современного мира. При этом знания и умения должны подкрепляться действиями, что приведет к формированию навыков, личного опыта.
Принцип непрерывности экологического образования (включая воспитание) и просвещение вытекает из необходимости адаптации человека к постоянно меняющейся окружающей среде. Экологическое образование наиболее успешно может осуществляться только непрерывно и преемственно, в соответствии с социально-психологическими периодами развития личности.
Однако экологическое образование в стране практически сворачивается. Самостоятельный предмет "Экология" как обязательная учебная дисциплина исключен из Базисного учебного плана на следующий (2000-2001) учебный год, отсутствует этот жизненно важный предмет и в концепции 12-летнего школьного образования, в связи с чем изъят также из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в части образовательной области и специальностей педагогического образования (нет предмета "Экология", не нужны и учителя экологии), хотя преподавание только предмета "Экология" в общеобразовательной школе крайне недостаточно. Необходима экологизация не только образовательного процесса, но и всех сфер жизни и деятельности человека, что и являет собой суть экологического образования как гуманитарной основы повышения экологического сознания, формирования экологического мировоззрения, кристаллизующего устои экологической культуры.
Разработанная в 1997 году Госкомэкологией России Федеральная целевая программа "Экологическое образование населения России" невостребована и поныне.
В отсутствие государственной политики в области экологического образования, (ее организационной основы - соответствующей целевой Федеральной программы) как условия формирования экологической культуры, отсутствует правовая база по подготовке кадров для работы в системе непрерывного экологического воспитания и образования (СНЭВО), государственная поддержка дошкольного и внешкольного экологического образования, музеев, библиотек, летних экологических лагерей - важного механизма формирования основ экологической культуры; отсутствует системная экологическая подготовка государственных служащих высших эшелонов власти и, как следствие - ликвидировано главное природоохранное ведомство страны; средства массовой информации, за исключением экологических, фактически самоустранились от экологического просвещения населения.
Отсутствует и координация действий в этом направлении на федеральном уровне, а также необходимое взаимодействие между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации, что приводит к разобщенности деятельности природоохранных органов, учреждений образования, информационного экологообразовательного пространства, средств массовой информации и общественности по развитию СНЭВО.
2. Законодательство в данной сфере правового регулирования
Проект федерального закона "Об экологической культуре" разработан в развитие нормативных правовых актов Российской Федерации и Международных документов:
- Конституции Российской Федерации (1993);
- Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (1991);
- Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (1996);
- Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (1992);
- Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (1991);
- Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (1994);
- Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999);
- Указ Президента Российской Федерации "О Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (N 236 от 04.02.93);
- Тбилисская Декларация (1-я Всемирная Межправительственная Конференция по вопросам образования в области окружающей среды, 1977);
- Международная стратегия действий по образованию в области окружающей среды на 90-е годы (Конгресс Юнеско-ЮНЕП, 1987);
- "Повестка дня на XXI век" (Всемирный форум по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992);
- Руководящие принципы комплексного управления природоохранной деятельностью в странах с экономикой переходного периода. Материалы Европейской Экономической Комиссии и Программы ООН по окружающей среде (1994);
- Всемирная Декларация "Об обеспечении выживания, защиты и развития детей", "Конвенция о правах ребенка" принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89, ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90 и вступила в силу для Российской Федерации 15.09.90;
- Постановление Правительства Российской Федерации "О реализации Конвенции ООН "О правах ребенка" и Всемирной Декларации "Об обеспечении выживания, защиты и развития детей" (N 848 от 23.08.93);
- Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении Положения и Комиссии по координации работ, связанных с выполнением указанных Конвенции ООН и Всемирной Декларации (N 1077 от 23.10.93);
- Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении Положения о Межведомственной Комиссии по экологическому образованию (26.01.95).
Принятие предлагаемого Федерального закона позволит сократить объем подзаконного правового регулирования, утвердить приоритет актов высшей юридической силы - законов в данной сфере правового регулирования.
3. Государственное регулирование в области экологической культуры
Во исполнение решений самого высокого уровня принятие представленного проекта федерального закона обеспечит государственное регулирование в области экологической культуры, охватывающее все сферы жизнедеятельности людей всех профессиональных групп с целью формирования экологического сознания и мировоззрения населения, улучшения экологической ситуации в стране.
Настоящий Федеральный закон регулирует правовые отношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц на территории Российской Федерации, возникающие в процессе деятельности по формированию экологической культуры в обществе, а также определяет основные принципы государственного регулирования деятельности в указанной области.
Областью применения настоящего Федерального закона является система непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения, включающая в себя экологическую составляющую системы образования Российской Федерации, информационное экологообразовательное пространство Российской Федерации, а также управление системой непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения.
Информационное экологообразовательное пространство Российской Федерации включает особо охраняемые природные территории и историко-архитектурные комплексы, антропогенные ландшафты, сферы науки и искусства, культуры и отдыха, спорта и туризма, объекты производства и сферы услуг, средства массовой информации, иные сферы жизни и деятельности людей, служащие целям формирования экологической культуры каждого человека и общества в целом.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на каждого человека в целях формирования у него нравственного стереотипа поведения на производстве, в быту и на отдыхе, ответственности каждого за сохранение природы, а также за здоровье человека и среды проживания; на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на органы местного самоуправления в пределах их компетенции.
Для формирования у подрастающего поколения основ экологической культуры в качестве осознанной личностью и обществом необходимости ответственно относиться к природе и окружающей среде, к собственному здоровью и здоровью других людей, в соответствии с правовыми и нравственными нормами, принятыми в обществе и формируемыми целенаправленно в течение жизни и деятельности поколений, в образовательных учреждениях Российской Федерации осуществляется экологическое воспитание и образование, как неотъемлемая составляющая системы образования (включая воспитание в детских образовательных учреждениях).
В целях формирования экологического сознания и мировоззрения, высокого уровня экологической культуры военнослужащих, а также для обеспечения экологической безопасности военной деятельности, снижения экологического риска на территориях дислокации войск (сил) вводится система экологического обучения и воспитания как составная часть и одно из приоритетных направлений в строительстве Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной пограничной службы, внутренних войск России, равно как системы гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В целях обеспечения конституционного права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а также формирования нравственного отношения человека к окружающей природной среде как основы повышения уровня экологической культуры общества в Российской Федерации осуществляется экологическое просвещение населения через средства массовой информации, музеи, библиотечную сеть, лектории и иные объекты информационного экологообразовательного пространства Российской Федерации.
Координацию действий по обеспечению в Российской Федерации государственного регулирования в области экологической культуры осуществляет специально уполномоченный Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Для содействия государственным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления при реализации ими государственных полномочий по формированию экологической культуры, а также для оказания гражданам и юридическим лицам консультативно-методической помощи по вопросам экологического воспитания, образования и просвещения при указанных органах могут создаваться государственно(муниципально)-общественные консультационные советы, деятельность которых определяется положениями, утверждаемыми органами исполнительной власти соответствующего уровня.
Настоящий Федеральный закон должен быть обеспечен финансовыми ресурсами, благодаря заявленной Президентом Российской Федерации государственной политике, осуществление которой Правительством Российской Федерации изложено в следующих указах и постановлениях:
1. Постановление Правительства Российской Федерации N 1208 от 3.11.94. "О мерах по улучшению экологического образования населения" явилось первым официальным правительственным документом после Международной Конференции (Рио-де-Жанейро, 1992). Было решено создать Межведомственную комиссию (в состав вошли федеральные министерства и ведомства: Минприроды, Госкомвуз, Минобразования, Минкультуры, Госкомпечать) для координации действий в этой области. Основное направление ее деятельности - разработка государственной стратегии по экологическому образованию населения в России и соответственной Федеральной целевой программы. Экологическое образование признавалось приоритетным; в бюджетах экологических фондов субъектов Российской Федерации предлагалось выделять на экологическое образование 10% средств.
Аналогичные постановления стали приниматься в субъектах Российской Федерации, на сегодняшний день более половины их осуществляют экологическое образование на своих территориях, в 9-ти субъектах Российской Федерации разрабатываются собственные законы (Башкортостан, Дагестан, Удмуртия, Новгородская, Саратовская, Ростовская, Пензенская, Ульяновская, Новосибирская, Кировская области и др.). На местах силами энтузиастов идет работа по организации экологического образования и просвещения.
2. Постановление Правительства Российской Федерации N 91 от 26.01.95. "Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по экологическому образованию населения и ее персонального состава" организационно оформило новое направление государственной деятельности - разработку государственной политики в области экологического образования населения Российской Федерации и программы по ее реализации.
3. Импульс для разработки Федеральной целевой программы "Экологическое образование населения России" был дан еще 19 января 1996 года - Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 155 "О плане действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования на 1996-1997 годы" во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 236 от 4.02.94. "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", а также вышеназванных собственных постановлений. Одним из основных направлений действий Правительства Российской Федерации, в соответствии с названным Постановлением стало развитие экологического воспитания и образования, для чего было поручено федеральным министерствам и ведомствам (Минобразованию, Госкомвузу, Минэкономики, Минфину, заинтересованным министерствам и ведомствам) к апрелю 1997 г. разработать указанную Федеральную целевую программу "Экологическое образование населения России" (п.1.9).
4. Письмом (N 01-12/16-339 от 3.02.07 г.) Минэкономики и Госкомэкология просили Правительство Российской Федерации продлить сроки представления проекта названной Федеральной целевой программы с целью ее доработки и корректировки в связи с изменениями структуры федеральных органов исполнительной власти, их функций и полномочий, что не должно было оказать существенного влияния на процесс подготовки бюджетной заявки для финансирования Программы в 1988 году. На что было получено согласие Правительства Российской Федерации (письмо N ВЧ-П9-04927 от 16.02.07), но сроки были перенесены на июнь 1997 года и т.д.
Федеральная целевая программа "Экологическое образование населения России" (до 2010 года) хотя и не принята Правительством Российской Федерации, но существует и является организационной основой настоящего Федерального закона, обеспечивающего реализацию Правительством Российской Федерации государственной политики в области экологического воспитания и образования - необходимой основы повышения экологической культуры российского общества.
Данная программа будет внесена в Перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок финансирования мероприятий по реализации представленного законопроекта устанавливается ежегодно в рамках законодательства о бюджетах всех уровней, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон "Об экологической культуре" является правовой основой всеобщей экологической грамотности российского общества и каждого его члена.
Только экологически культурный государственный деятель любого ранга сможет экологически грамотно откорректировать правовое поле страны; только экологически грамотные родители воспитают экологически грамотное поколение; только экологически грамотное общество не допустит экологических катастроф любого масштаба в залог выживания и процветания будущих поколений человечества. Формирование экологической культуры станет основой возрождения общества.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"Об экологической культуре"
Основополагающим направлением в реализации государственной экологической политики России (как конституционной нормы) является обеспечение условий для формирования в Российской Федерации экологической культуры каждого человека и общества в целом.
Организационной основой государственного регулирования в области экологической культуры является федеральная целевая программа экологического образования и просвещения, устанавливающая организационное, финансовое, материально-техническое, кадровое, информационное, научное и учебно-методическое обеспечение системы непрерывного экологического образования и просвещения.
В Правительстве Российской Федерации в 1997 году разработан проект Федеральной целевой программы "Экологическое образование населения России". В качестве финансово-экономического обоснования названного законопроекта предлагается рассмотреть финансовое обеспечение указанной программы.
Данная программа будет внесена в Перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основой государственных гарантий развития экологической культуры в Российской Федерации является бюджетное финансирование, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок финансирования мероприятий по реализации законопроекта устанавливается в рамках законодательства о бюджетах всех уровней, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пределах своих полномочий органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица вправе объединять денежные и материальные средства для совместной поддержки деятельности в области экологической культуры.
В целях привлечения дополнительных финансовых средств в поддержку развития экологической культуры государство регулирует предоставление некоммерческим организациям, ведущим деятельность в области экологической культуры, налоговых и иных льгот, материального и морального поощрения и преимуществ, предусматривает систему налоговых льгот физическим и юридическим лицам, в том числе иностранным, вкладывающим свои средства в развитие экологической культуры на территории Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации могут распространять на некоммерческие организации, ведущие деятельность в области экологической культуры, тарифы на электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, другие виды коммунальных услуг в размерах, предусмотренных для отпуска данных ресурсов населению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение Федеральной целевой программы
"Экологическое образование населения России"
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, экологических фондов и привлекаемых внебюджетных источников. С целью привлечения дополнительного финансирования (частные инвестиции, международная финансовая, техническая и гуманитарная помощь и т.д.), а также дальнейшего саморазвития Программы создается Целевой фонд, учредителями которого будут федеральные органы власти, ведающие вопросами охраны окружающей среды, образования. Финансирование мероприятий Программы из федерального бюджета и Федерального экологического фонда Российской Федерации осуществляется через государственных заказчиков - указанные федеральные органы. Финансирование мероприятий Программы из экологических фондов субъектов Российской Федерации осуществляется через территориальные природоохранные органы.
Финансирование проектов Программы федерального значения осуществляется в основном за счет федерального бюджета и средств Федерального экологического фонда Российской Федерации, а также долевого участия субъектов Российской Федерации и привлеченных внебюджетных средств.
Финансирование проектов Программы на региональном уровне осуществляется за счет субъектов Российской Федерации, а также из средств федерального бюджета и Целевого фонда Программы.
Государственные заказчики содействуют своевременному и полному обеспечению финансовыми ресурсами программных мероприятий в пределах установленного бюджетного финансирования.
Стоимость реализации Программы с 1998 по 2010 год (в ценах 1997 года) составляет 1779 млрд. рублей, в том числе за счет средств Федерального бюджета - 260 млрд. рублей (14,6%), за счет Федерального экологического фонда (далее ФЭФ) - 120 млрд.руб. (6,7%), за счет внебюджетных источников - 1399 млрд.руб. (78,7%). Вовлечение средств федерального бюджета и ФЭФ РФ позволяет создать стимулирующую обстановку для привлечения в Программу внебюджетных средств.
Программой предусматривается, что средства Федерального бюджета и ФЭФ РФ поступают на покрытие издержек по управлению и организации выполнения программы и в виде акционерного капитала в Целевой фонд поддержки экологического образования, формируя контрольный пакет акций из 55 процента акций (10 процентов из которых будет принадлежать ФЭФ РФ). Остальная часть акционерного капитала будет сформирована за счет инвестиций, поступающих от внебюджетных источников финансирования.
Другие средства, предусмотренные Программой будут либо привлекаться в Целевой фонд на условиях спонсорства или кредитования, либо напрямую в субпроекты Программы на условиях спонсорства, кредитования или инвестирования.
В рамках внебюджетного финансирования Программы предполагается привлечь средства местных бюджетов и средства региональных экологических фондов.
Иностранная поддержка будет также принципиальным источником "финансирования Программы.
Наличие Целевого фонда поддержки экологического образования как организации, обеспечивающей финансовые гарантии создаст более благоприятные условия для привлечения средств частных инвесторов/спонсоров и коммерческих банков в Программу.
Предусматривается ежегодное подтверждение бюджета Программы на основе реального портфеля субпроектов.
Оценка будущих объемов финансирования Программы строилась, исходя из существующих интегрированных тенденций финансирования регионами развития системы средств и условий поддержки экологического образования за последние несколько лет по тем направлениям, которые составляют базисные приоритеты Программы. Оценочный расчет стоимости Программы до 2010 г. приведен в таблице 2. Потребность в финансировании Программы по этапам работ - в таблице 3.
Приложение: на 2 л.
Депутат Государственной Думы,
руководитель рабочей группы |
В.А.Грачев |
Таблица 2
Оценочная стоимость Программы по этапам
(млрд.руб.)
(1998 - 2010 г.г.)
Мероприятия | 1-й этап | 2-oй этап | 3-й этап | |||||||||||
Феде- раль- ный бюд- жет |
ФЭФ | Вне- бюдж. ис- точ- ники |
Итого | Феде- раль- ный бюд- жет |
ФЭФ | Вне- бюдж. ис- точ- ники |
Итого | Феде- раль- ный бюд- жет |
ФЭФ | Вне- бюдж. ис- точ- ники |
Итого | Итого | Уд. вес в % |
|
Развитие сис- темы экологи- ческого обра- зования насе- ления России |
8,6 | 3..9 | 62,8 | 75,3 | 22,2 | 10,1 | 163,5 | 195,8 | 26,2 | 12,0 | 192,7 | 230,9 | 502,0 | 28,2 |
Материаль- но-техническое обеспечение экологического образования населения Рос- сии |
22,1 | 11,4 | 84,0 | 117,5 | 57,3 | 29,6 | 218,4 | 305.. 3 |
67,6 | 35,0 | 257,6 | 360,2 | 783,0 | 44,0 |
Кадровое обес- печение систе- мы экологичес- кого образова- ния населения |
0..9 | 0,4 | 48,6 | 49,9 | 2,3 | 1,2 | 126,4 | 129,9 | 2,8 | 1,4 | 149,0 | 153,2 | 333,0 | 18,7 |
Развитие науч- но-методичес- кого обеспече- ния системы формирования экологического образования населения |
3..3 | 0,7 | 5,6 | 9,6 | 8,6 | 2,0 | 14,4 | 25,0 | 10,1 | 2,3 | 17,0 | 29,4 | 64,0 | 3,6 |
Международное сотрудничество в области эко- логического образования населения |
1,8 | 0,9 | 8,0 | 10,7 | 4,7 | 2,3 | 20,7 | 27,7 | 5,5 | 2,8 | 24,3 | 32,6 | 71,0 | 4,0 |
Норматив- но-правовое обеспечение совершенство- вания экологи- ческого обра- зования насе- ления |
2..3 | 0,7 | 0,9 | 3..9 | 6..3 | 1,6 | 2,2 | 10,1 | 7,4 | 1,7 | 2,9 | 12,0 | 26,0 | 1,5 |
Всего | 39,0 | 18,0 | 209,9 | 266,9 | 101,4 | 46,8 | 545,6 | 693,8 | 119,6 | 55,2 | 643,5 | 818,3 | 1779,0 | 100 |
Таблица 3
Потребность в финансировании федеральной целевой программы
"Экологическое образование населения России"
(1998 - 2010 г.г.)
млрд.руб.
Источники и направления расходов |
Этапы работ | Всего | Уд. вес в % |
||
1 этап | 2 этап | 3 этап | 1998-2010 | ||
Всего: в том числе: федеральный бюджет федеральный экологический фонд внебюджетные источники Капитальные вложения в том числе: федеральный бюджет федеральный экологический фонд внебюджетные источники НИОКР в том числе: федеральный бюджет федеральный экологический фонд внебюджетные источники Прочие текущие расходы: в том числе: федеральный бюджет федеральный экологический фонд внебюджетные источники |
266,9 39,0 18,0 209,9 54,9 8,0 3,7 43,2 13,8 2,0 0,9 10,9 198,2 29,0 13,4 155,8 |
693,8 101,4 46,8 545,6 142,7 20,8 9,6 112,3 35,9 5,3 2,4 28,2 515,2 75,3 34,8 405,1 |
818,3 119,6 55,2 643,5 168,4 24,5 11,3 132,6 42,3 6,2 2,9 33,2 607,6 88,9 41,0 477,7 |
1779,0 260,0 120,0 1399,0 366,0 53,3 24,6 288,1 92,0 13,5 6,2 72,3 1321,0 193,2 89,2 1038,6 |
100 14,6 6,7 78,7 20,5 2,9 1,4 16,2 5,2 0,8 0,3 4,1 74,3 10,9 5,0 58,4 |
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию
в связи с принятием проекта федерального закона "Об экологической
культуре"
Принятие проекта федерального закона "Об экологической культуре" не потребует разработки иных актов федерального законодательства.
Депутаты Государственной Думы |
С.М.Ахметханов |
Р.С.Бакиев
В.А.Грачев
А.Н.Грешневиков
В.Д.Кадочников
Р.И.Нигматулин
В.В.Оленьев
А.Н.Томов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.