Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Закон РСФСР
"Об охране окружающей природной среды" и Федеральный закон
"О плате за пользование водными объектами"
Внесение проекта федерального закона "О внесении дополнений в Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" обусловлено необходимостью устранения двойного налогообложения при пользовании водными объектами.
Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" (1998 г.) регулирует налоговые отношения, возникающие при пользовании поверхностными водными объектами для сброса сточных вод, в которых содержатся загрязняющие (вредные) вещества.
Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.) регулирует налоговые и иные отношения по поводу сброса загрязняющих веществ в окружающую природную среду, не исключая водные объекты.
Практическое применение этих актов влечет за собой правовые коллизии, которые приводят к двойному налогообложению юридических лиц и граждан. В соответствии с Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" с указанных лиц взимается плата за объемы сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, в пределах и сверх установленных лимитов. В соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" с этих лиц взимается плата за сбросы в водные объекты загрязняющих (вредных) веществ, которые содержатся в указанных объемах сточных вод в пределах и сверх лимитов.
В соответствии с Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" плата за сброс сточных вод направляется в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, а плата за сбросы загрязняющих (вредных) веществ в окружающую природную среду, в том числе и в водные объекты (согласно Закону РСФСР "Об охране окружающей природной среды") - во внебюджетные экологические фонды.
При устранении коллизии между указанными актами необходимо иметь в виду, что использование водных объектов для сброса загрязняющих веществ Водным кодексом Российской Федерации не предусматривается. Использование водных объектов для сброса сточных вод допускается лишь при соблюдении требований, установленных Водным кодексом Российской Федерации (статьи 85, 94, 95, 104, 106, 144 и другие).
Для устранения двойного налогообложения при пользовании водными объектами для сброса сточных вод предлагается:
в Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (статья 15) исключить водные объекты из числа компонентов окружающей природной среды, плата за пользование которыми устанавливается этим актом;
плату за пользование водными объектами для сброса сточных вод, содержание вредных веществ в которых превышает установленные нормативы, считать предметом Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" (статья 4).
Принятие дополнения в пункт 5 статьи 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" (статья 2 законопроекта) при одновременном исключении платы за сброс в водные объекты загрязняющих веществ из сферы действия Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" в соответствии со статьей 1 законопроекта обеспечит дополнительное поступление средств в федеральный бюджет в сумме более 200 млн. рублей и в бюджеты субъектов Российской Федерации - более 430 млн. рублей. При этом будет исключено двойное налогообложение плательщиков, осуществляющих пользование водными объектами в целях сброса сточных вод, на сумму более 770 млн. рублей, из которых 90% зачислялись в экологические фонды.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием данного закона
Принятие данного Федерального закона потребует внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 10, ст.726; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст.190; 1995, N 42, ст.3986; 1996, N 39, ст.4564; 1997, N 15, ст.1795) в части исключения сброса загрязняющих веществ в водные объекты как объекта платы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Закон РСФСР
"Об охране окружающей природной среды" и Федеральный закон
"О плате за пользование водными объектами"
Оценка экономических последствий введения платы за сброс загрязненных сточных вод и исключения платы за сброс загрязняющих (вредных) веществ в водные объекты определена по разности между расчетной суммой поступлений в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, вытекающей из положения законопроекта, и суммой поступлений, рассчитанной по нормам действующего Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", а также по разности между суммой дополнительных поступлений в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации от введения платы за сброс загрязненных сточных вод и суммой поступлений в указанные бюджеты от платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
1. Расчет поступлений от платы за сброс загрязненных сточных вод выполнен по следующим исходным данным.
1.1. По данным государственного водного кадастра за 1998 г. сброс
сточных вод в поверхностные водные объекты составлял, км3:
общий объем сброса 55,73
в том числе:
нормативно-чистые и нормативно-очищенные 33,73
загрязненные 22,0
1.2. Ставки платы за сброс сточных вод в объеме 1000 млн. рублей (в
варианте законопроекта):
нормативно-чистых и нормативно-очищенных 8,15
загрязненных 40,75
1.3. Сумма платы за сброс сточных вод составит, млн. рублей (в
варианте законопроекта):
нормативно-чистых и нормативно-очищенных 275
загрязненных 897
Итого: 1172
из них поступит в бюджеты:
федеральный (40%) 469
субъектов РФ (60%) 703
1.4. В соответствии с Федеральным законом "О плате за пользование
водными объектами" сумма платы за сброс сточных вод в объеме 55,73 км3
составляет (млн. рублей):
8,15 х 55730000 = 454199500 рублей или 454 млн. рублей
в том числе:
федеральный бюджет (40%) 182
бюджеты субъектов Российской Федерации (60 %) 272
1.5 В связи с введением платы за сброс загрязненных сточных вод
(норма статьи 2 законопроекта) дополнительные поступления от платы за
пользование водными объектами составят, млн. рублей: 1172 - 454 = 718,
в том числе:
федеральный бюджет (40%) 287
бюджеты субъектов Российской Федерации (60%) 431.
2. Сумма платы за сброс в водные объекты загрязняющих веществ,
содержащихся в сточных водах, составила (данные 1998 г.), млн. рублей:
всего 858
в том числе:
федеральный бюджет (10%) 86
федеральный экологический фонд 28
3. Принятие дополнения в пункт 5 статьи 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" (статья 2 законопроекта) при одновременном исключении платы за сброс в водные объекты загрязняющих веществ из сферы действия Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" в соответствии со статьей 1 законопроекта обеспечит дополнительное поступление средств в федеральный бюджет - 201 млн. рублей и в бюджеты субъектов Российской Федерации - около 431 млн. рублей.
При этом будет исключено двойное налогообложение плательщиков, осуществляющих пользование водными объектами в целях сброса сточных вод, на сумму более 770 млн. рублей.
Депутаты
Государственной Думы |
В.В.Лунцевич |
Н.А.Сухой
А.Н.Лоторев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.