Проект федерального закона N 98105170-2
"Об основах организации деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав"
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Компетенция комиссий
Глава III. Порядок рассмотрения материалов муниципальными комиссиями
Глава IV. Заключительные положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
В Российской Федерации комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии) являются органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и создаются на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, а также в муниципальных образованиях.
Статья 2. Правовое регулирование деятельности комиссий
Правовое регулирование деятельности комиссий осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 3. Принципы деятельности комиссий
Деятельность комиссий основывается на следующих принципах:
1) законность;
2) гуманное обращение с несовершеннолетним;
3) уважительное отношение к несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям;
4) конфиденциальность информации о несовершеннолетнем, его родителях или об иных законных представителях;
5) взаимодействие с родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего по вопросам защиты его прав и законных интересов;
6) ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Статья 4. Образование комиссий
1. Федеральная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав образуется и ее состав утверждается Правительством Российской Федерации.
2. Комиссия субъекта Российской федерации образуется и ее состав утверждается соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
3. Комиссии в муниципальных образованиях (далее - муниципальные комиссии) образуются органами местного самоуправления. Порядок образования, штатная численность и состав указанных комиссий определяются нормативными и иными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления.
В состав комиссий могут входить представители государственных и муниципальных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренных законодательством Российской Федерации об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, а также представители иных государственных и муниципальных органов и организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Статья 5. Основные задачи комиссий
1. Комиссии:
1) обеспечивают осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) содействуют несовершеннолетним в реализации и защите их прав и законных интересов;
3) выявляют и анализируют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, определяют меры по устранению указанных причин и условий;
4) регулярно информируют образовавшие их органы о состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также о выявленных фактах нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних;
5) организуют в пределах своей компетенции контроль за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в указанных учреждениях;
6) обобщают и распространяют положительный опыт работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывают им организационно-методическую помощь;
7) взаимодействуют с общественными объединениями, религиозными организациями, прошедшими государственную регистрацию, и иными организациями, а также с гражданами по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.
2. Муниципальные комиссии:
1) организуют работу по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, установлению родителей или иных законных представителей, которые не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних, охране их жизни и здоровья, а также отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних или жестоко обращаются с ними;
2) рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и других лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) обращаются в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних;
4) вносят в органы опеки и попечительства предложения о поддержке несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
5) принимают меры по обеспечению защиты несовершеннолетних от физического и психического насилия, всех форм дискриминации, сексуальной и иной эксплуатации, а также от вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.
Глава II. Компетенция комиссий
Статья 6. Полномочия комиссий
1. Комиссии:
1) принимают участие в разработке программ защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, а также контролируют реализацию этих программ;
2) принимают участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) получают безвозмездно необходимую для осуществления своих полномочий информацию от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности;
4) приглашают на свои заседания для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и граждан.
2. Муниципальные комиссии:
1) вносят в государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности представления по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;
2) вносят в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях неисполнения ими постановлений комиссий и непринятия мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлениях комиссий;
3) рассматривают в пределах своей компетенции материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, а также в отношении несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
4) рассматривают в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;
5) направляют информацию в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, привлекавшимися к административной ответственности; несовершеннолетними, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в случае, если об этом ходатайствует администрация этих учреждений; несовершеннолетними, освобожденными из воспитательных колоний; с другими несовершеннолетними, нуждающимися в помощи и контроле со стороны органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
6) направляют материалы в отношении несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, в учреждения здравоохранения для проведения соответствующих лечебно-профилактических и реабилитационных мер;
7) принимают решение о направлении несовершеннолетних, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей или иных законных представителей, а также самих несовершеннолетних, если они достигли возраста четырнадцати лет;
8) рассматривают представление органа управления образовательного учреждения об оставлении образовательного учреждения несовершеннолетним, достигшим возраста пятнадцати лет, до получения им основного общего образования с согласия родителей или иных законных представителей, а также местного органа управления образованием либо исключении из образовательного учреждения несовершеннолетнего, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования;
9) принимают совместно с родителями или иными законными представителями, а также органом местного самоуправления или местным органом управления образованием меры по трудоустройству либо продолжению обучения в другом образовательном учреждении несовершеннолетнего, достигшего возраста пятнадцати лет и исключенного из образовательного учреждения или оставившего его до получения основного общего образования;
10) дают согласие на расторжение трудового договора (контракта) с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя, а также рассматривают информацию работодателя о расторжении трудового договора (контракта) с несовершеннолетним работником по его инициативе и в случае необходимости принимают меры по трудоустройству этого несовершеннолетнего либо поступлению его в образовательное учреждение;
11) применяют меры воздействия к несовершеннолетним и их родителям или иным законным представителям в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации;
12) готовят совместно с администрацией специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа представления в суд по вопросам, связанным с прекращением пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях до истечения срока пребывания, установленного судом, а также по вопросам, связанным с продлением срока пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях и переводом их в другие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
13) участвуют в рассмотрении судом дел, возбужденных по инициативе комиссий и связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних;
14) ходатайствуют перед судом об освобождении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности, от наказания, о назначении ему более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, условного осуждения или о применении к несовершеннолетнему других мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
15) участвуют в рассмотрении судом представления учреждения или органа, исполняющего наказание, об условно-досрочном освобождении несовершеннолетнего осужденного от отбывания наказания либо о замене ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
16) ходатайствуют о помиловании несовершеннолетнего осужденного.
3. Члены комиссий имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке посещать расположенные на соответствующих территориях учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для обследования условий воспитания, обучения и содержания в них несовершеннолетних.
Статья 7. Меры, принимаемые муниципальными комиссиями по устройству несовершеннолетних
1. Муниципальные комиссии совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также несовершеннолетних, оставивших образовательные учреждения и не работающих, ведут их персональный учет, принимают решения об устройстве этих несовершеннолетних и контролируют выполнение принятых решений.
Учет несовершеннолетних, нуждающихся в устройстве, осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Муниципальная комиссия, приняв решение об устройстве несовершеннолетнего, направляет данное решение в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. В случаях, если после выпуска несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа или освобождения его из воспитательной колонии возвращение несовершеннолетнего на прежнее место жительства невозможно или нежелательно в связи с отсутствием родителей или иных законных представителей, лишением родителей в установленном законом порядке родительских прав, а также в силу иных причин, способных отрицательно повлиять на поведение несовершеннолетнего, муниципальная комиссия, расположенная по месту нахождения указанных учреждений, на основании письменного заявления несовершеннолетнего и мотивированного заключения администрации соответствующего учреждения в течение десяти дней со дня подачи заявления принимает меры по устройству несовершеннолетнего в образовательное учреждение или трудоустройству несовершеннолетнего с учетом его интересов, а также меры по созданию для него жилищно-бытовых условий.
В необходимых случаях комиссия обращается о соответствующий орган опеки и попечительства для установления над несовершеннолетним опеки или попечительства.
Статья 8. Меры воздействия, применяемые муниципальными комиссиями к несовершеннолетним
1. Рассмотрев материалы о правонарушении несовершеннолетнего, муниципальная комиссия с учетом особенностей возраста, социального положения и поведения несовершеннолетнего, а также мотивов, характера и тяжести совершенного им проступка может применить к несовершеннолетнему следующие меры воздействия:
1) объявить замечание;
2) обязать принести извинение потерпевшему за причинение морального или материального вреда;
3) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей в целях обеспечения его надлежащего поведения;
4) обратиться в суд с ходатайством об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными видами доходов;
5) направить несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа или иное реабилитационное учреждение при отсутствии медицинских противопоказаний для содержания в них с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также самого несовершеннолетнего, если он достиг возраста четырнадцати лет;
6) ходатайствовать перед судом о направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, и нуждающегося в особых условиях воспитания и специальном педагогическом подходе.
2. При принятии решения о применении к несовершеннолетнему мер воздействия за совершение правонарушения муниципальная комиссия рассматривает вопрос о целесообразности проведения с ним индивидуальной профилактической работы.
3. Постановление муниципальной комиссии об объявлении замечания несовершеннолетнему действует в течение одного года со дня вынесения и может быть досрочно отменено указанной комиссией.
4. Постановление муниципальной комиссии о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей действует до исправления несовершеннолетнего и может быть отменено указанной комиссией по ходатайству родителей или иных законных представителей, если несовершеннолетний примерным поведением доказал свое исправление.
Статья 9. Меры воздействия, применяемые муниципальными комиссиями к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних
1. К родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, не исполняющим своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, муниципальные комиссии могут применять следующие меры воздействия:
1) объявить замечание;
2) предложить возместить материальный вред, причиненный несовершеннолетним;
3) обратиться в орган опеки и попечительства с ходатайством о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни несовершеннолетнего или его здоровью, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в семью;
4) обратиться в суд с заявлением об ограничении или о лишении родительских прав либо об отмене усыновления.
2. Постановление муниципальном комиссии об объявлении замечания родителям или иным законным представителям несовершеннолетнего действует в течение одного года со дня вынесения и может быть досрочно отменено соответствующей комиссией.
Статья 10. Рассмотрение муниципальными комиссиями дел об административных правонарушениях
1. Муниципальные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними и их родителями или иными законными представителями, отнесенные к их компетенции законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В случае освобождения несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей от административной ответственности при малозначительности совершенного ими административного правонарушения муниципальные комиссии могут принять решение о применении к указанным лицам мер воздействия, предусмотренных соответственно статьями 8 и 9 настоящего Федерального закона.
3. В случае, если в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении муниципальная комиссия обнаружит в действиях (бездействии) несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей признаки административного правонарушения, рассмотрение которого не отнесено к компетенции комиссии, или признаки состава преступления, данная комиссия направляет соответствующие материалы в органы внутренних дел, прокуратуру, суд или иные органы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела в отношении указанных лиц.
Глава III. Порядок рассмотрения материалов муниципальными комиссиями
Статья 11. Рассмотрение материалов муниципальными комиссиями
1. Муниципальные комиссии рассматривают материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей:
1) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;
2) по собственной инициативе;
3) по представлениям органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также по обращениям иных органов и организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, информации работодателей;
4) по постановлениям органов внутренних дел или прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние.
2. Муниципальные комиссии рассматривают материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 12. Подготовка заседаний муниципальной комиссии
1. В целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения материалов, поступивших на рассмотрение муниципальной комиссии, они предварительно изучаются председателем комиссии либо по его поручению заместителем председателя комиссии или ее членом.
В процессе предварительного изучения поступивших на рассмотрение комиссии материалов она определяет:
1) относится ли рассмотрение данных материалов к ее компетенции;
2) круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание комиссии;
3) необходимость проведения дополнительной проверки обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного рассмотрения материалов, а также истребования дополнительных материалов.
2. По результатам предварительного изучения материалов муниципальная комиссия может принять следующие решения:
1) назначить материалы к рассмотрению и известить о дате и месте заседания комиссии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, других лиц, чье участие в заседании будет признано обязательным, а также прокурора;
2) возвратить поступившие материалы, если их рассмотрение не отнесено к компетенции комиссии или они требуют проведения дополнительной проверки;
3) провести проверку сведений, содержащихся в поступивших материалах, или поручить ее проведение соответствующим специалистам;
4) рассмотреть ходатайство несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей по существу вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании комиссии;
5) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего;
6) принять меры по обеспечению явки несовершеннолетнего на заседание комиссии, предусмотренные пунктом 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.
3. Несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, адвокат имеют право ознакомиться с материалами, подготовленными муниципальной комиссией к рассмотрению, до начала ее заседания.
Право указанных в настоящем пункте лиц на ознакомление с материалами разъясняется им в повестке о вызове на заседание комиссии.
4. Полученные муниципальной комиссией материалы должны быть рассмотрены в течение одного месяца со дня их поступления в комиссию.
Статья 13. Обеспечение явки лиц, участвующих в заседании муниципальной комиссии
1. При наличии оснований полагать, что несовершеннолетний будет уклоняться от явки на заседание муниципальной комиссии, он может быть передан под надзор родителей или иных законных представителей с их согласия, а несовершеннолетний, воспитывающийся в детском учреждении, - под надзор администрации этого учреждения по мотивированному постановлению муниципальной комиссии. Родители или иные законные представители несовершеннолетнего либо руководитель соответствующего детского учреждения дают письменные обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего на заседание комиссии.
2. При неявке по вызову без уважительных причин на заседание муниципальной комиссии, рассматривающей материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, несовершеннолетний, его родители или иные законные представители могут быть подвергнуты приводу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Порядок проведения заседаний муниципальной комиссии
1. Заседания муниципальной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и являются, как правило, открытыми.
В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях комиссия с учетом характера рассматриваемых материалов может принять мотивированное постановление о проведении закрытого заседания.
2. Заседание муниципальной комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов комиссии.
Председательствует на заседании комиссии ее председатель либо по его поручению заместитель председателя комиссии или ее член.
3. Материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, муниципальная комиссия рассматривает только в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей.
4. Другие материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей муниципальная комиссия может рассмотреть в их отсутствие при условии, что ходатайство об отложении рассмотрения этих материалов в комиссию не поступало.
5. Адвокат несовершеннолетнего допускается к участию в работе муниципальной комиссии с момента подготовки материалов к заседанию комиссии.
6. В начале заседания муниципальной комиссии председательствующий объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, представляет лиц, участвующих в заседании. После этого оглашаются необходимые документы, исследуются поступившие материалы, а также обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, рассматриваются ходатайства, заслушиваются выступления участвующих в заседании лиц.
Ходатайства по существу рассматриваемых материалов могут быть заявлены несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, адвокатом, специалистами, участвующими в рассмотрении материалов, а также лицами, обратившимися в комиссию с представлением в отношении несовершеннолетнего, и их законными представителями. Результаты рассмотрения заявленных ходатайств заносятся в протокол заседания комиссии.
На время исследования на заседании комиссии обстоятельств, способных отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, комиссия имеет право удалить его из зала заседания, о чем делается запись в протоколе заседания комиссии.
Статья 15. Постановление муниципальной комиссии
1. По результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, а также представлений органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обращений иных органов и организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, информации работодателей муниципальная комиссия принимает постановление, в котором излагается решение:
1) о принятии мер по устройству несовершеннолетнего, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона;
2) о применении мер воздействия, предусмотренных статьями 8, 9 и 13 настоящего Федерального закона;
3) о прекращении рассмотрения материалов;
4) об отложении рассмотрения материалов и о проведении их дополнительной проверки;
5) о направлении материалов в органы внутренних дел, прокуратуру, суд, иные органы.
2. Постановление муниципальной комиссии принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае, если голоса распределились поровну, голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.
В постановлении муниципальной комиссии указываются:
1) наименование и персональный состав комиссии;
2) дата и место заседания комиссии;
3) сведения о лице, в отношении которого рассматриваются материалы;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении материалов;
5) доказательства, на основании которых принято решение;
6) нормативный правовой акт, предусматривающий ответственность за правонарушение либо гарантирующий права несовершеннолетнего;
7) решение, принятое комиссией;
8) предлагаемые комиссией меры социальной помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания;
9) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования данного постановления.
Постановление муниципальной комиссии подписывается председательствующим на заседании комиссии и ее ответственным секретарем, оглашается на заседании комиссии и вступает в силу со дня его принятия.
3. Постановление муниципальной комиссии направляется для исполнения в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Копия постановления муниципальной комиссии или выписка из него в течение трех дней со дня его принятия вручается или высылается лицу, в отношении которого данное постановление принято, а также потерпевшему по его просьбе.
Должностные лица органов и организаций, указанных в настоящем пункте, а также граждане в течение десяти дней со дня получения постановления муниципальной комиссии обязаны сообщить соответствующей комиссии о мерах, принятых по его исполнению.
Неисполнение постановления муниципальной комиссии влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Представление муниципальной комиссии
1. В целях устранения причин и условий безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также в целях устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, выявленных при рассмотрении материалов на заседании муниципальной комиссии, она вносит в государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности соответствующие представления.
2. Должностные лица органов и организаций, указанных в настоящей статье, в течение одного месяца со дня получения представления муниципальной комиссии обязаны рассмотреть его и сообщить соответствующей комиссии о мерах, принятых по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.
Непринятие указанных мер влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Протокол заседания муниципальной комиссии
1. На заседании муниципальной комиссии ответственный секретарь комиссии ведет протокол, в котором должны быть указаны:
1) наименование и персональный состав комиссии;
2) дата и место заседания комиссии;
3) содержание рассматриваемых материалов;
4) фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого рассматриваются материалы, дата и место его рождения, место его жительства, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов;
5) сведения о явке участвующих в заседании комиссии лиц и разъяснении им их прав и обязанностей;
6) объяснения участвующих в заседании комиссии лиц;
7) документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении материалов;
8) заявленные ходатайства и результаты их рассмотрения;
9) сведения об оглашении на заседании комиссии принятого постановления или представления;
10) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования принятого постановления или представления.
2. Протокол заседания муниципальной комиссии подписывается председательствующим на заседании комиссии и ее ответственным секретарем.
Статья 18. Обжалование постановления или представления муниципальной комиссии
1. Постановление или представление, принятое муниципальной комиссией по рассмотренным материалам, может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было принято, его законными представителями, адвокатом, а также потерпевшим в образовавший данную комиссию орган, прокуратуру или суд.
2. Постановление или представление муниципальной комиссии может быть обжаловано в образовавший ее орган в течение десяти дней со дня получения копии соответствующего постановления или выписки из него либо представления.
Подача жалобы в указанный срок приостанавливает исполнение соответствующего постановления или представления.
3. Сроки и порядок обжалования постановления или представления муниципальной комиссии в прокуратуру или суд устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановление или представление муниципальной комиссии может быть опротестовано прокурором в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
Глава IV. Заключительные положения
Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Федерального закона:
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года "Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" и Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1967, N 23, ст.536);
раздел II Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 января 1969 года "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1969, N 4, ст.89);
раздел I Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1971 года "О внесении изменений и дополнений в Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и в Положение о наблюдательных комиссиях" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, N 22, ст.433);
статью 6 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, N 29, ст.782);
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 года "О внесении изменений и дополнений в Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1977, N 12, ст.259);
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 года N 1527-ХI "О внесении изменений и дополнений в положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и об общественных воспитателях несовершеннолетних" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст.1400);
раздел II Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от б августа 1986 года N 3785-XI "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР и утверждении Положения о лечебно-воспитательном профилактории для больных наркоманией" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 33, ст.919);
статью 3 Закона Российской Федерации от 25 февраля 1993 года N 4549-1 "О внесении изменений в Закон РСФСР "О Конституционном суде РСФСР", Закон РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 12, ст.429).
3. Признать не действующими на территории Российской Федерации со дня вступления в силу настоящего Федерального закона:
Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 года N 556-VII "О Примерном Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних";
Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года N 5267-IX "О внесении дополнений и изменений в Примерное Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних".
Статья 20. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
2. До приведения нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом они применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.