22 апреля 2003 г., 27 декабря 2004 г., 6 июня 2005 г.
Принят окружной Думой 18 декабря 2001 г.
Глава администрации округа |
Б. Жамсуев |
26 декабря 2001 г.,
N 240-ЗАО
Паспорт
Программы стабилизации и развития агропромышленного комплекса
Агинского Бурятского автономного округа в 2002-2005 гг.
Наименование Программы: Программа стабилизации и развития агропромышленного комплекса Агинского Бурятского автономного округа в 2002-2005 гг. (далее - Программа).
Дата утверждения Программы:
Государственный заказчик Программы: Администрация Агинского Бурятского автономного округа, комитет экономического развития и предпринимательства администрации округа, комитет сельского хозяйства администрации округа.
Основные разработчики Программы: Комитет экономического развития и предпринимательства администрации округа и комитет сельского хозяйства администрации округа.
Цели и задачи Программы: Основная цель: достижение стабилизации и развития агропромышленного комплекса Агинского Бурятского автономного округа, обеспечение населения доходной деятельностью, создание условий для социального развития села.
Сроки реализации Программы: 2002-2005 гг.
Исполнители Программы: Администрация округа, комитет экономического развития и предпринимательства администрации округа, комитет сельского хозяйства администрации округа, муниципальные образования, организации агропромышленного комплекса, личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства
Контроль за ходом реализации и координации Программы: Администрация округа, комитет экономического развития и предпринимательства администрации округа, комитет сельского хозяйства администрации округа.
I. Введение
Общероссийский экономический кризис 90-х годов крайне негативно сказался на агросекторе округа, являющемся основой экономики региона.
Причины многократного спада и физического сокращения сельскохозяйственного производства и его хронической убыточности общеизвестны: резкий диспаритет цен обвальный рост продовольственного импорта; отсутствие дотаций, льготных кредитов и госзаказов; ошибочность реформ и преобразований, "насаждаемых" федеральным центром и т.д. К ним нужно добавить и недостатки в работе сельхозтоваропроизводителей и государственного управления округа тех лет, как: отсутствие упреждающих организационных мер по адаптации предприятий и трудовых коллективов к рыночным условиям; недостаточность государственной финансовой поддержки; "затягивание" в предприятиях периода выжидания при наличии малоконтролируемого процесса утраты общественного скотопоголовья и техники; неэффективность систем мотивации труда работников.
Процесс спада привел к серьезной деструктуризации отраслевых и экономических пропорций внутри предприятий. Хозяйство, в котором нормативы соотношения долей обслуживающей инфраструктуры и непосредственно товарного производства многократно нарушены в сторону первой, не способно быть рентабельным в рыночных условиях.
В настоящее время в сельхозпредприятиях не используется в хозяйственном обороте или используется с низкой эффективностью не менее 23 % га сенокосов, 20 % пастбищ, 34 % га пашни и залежей, 60 % животноводческих ферм и стоянок, 25 % ремонтно-технической базы и прочей имеющейся инфраструктуры. 61 % трудоспособного и обученного сельского населения (бывшие колхозники) и значительная часть специалистов заняты натуральным хозяйством в своих подворьях или другой несельскохозяйственной деятельностью. Падает технологический уровень производства.
Взаимовыгодные отношения между коллективными хозяйствами, имеющими избыток земель и производственных ресурсов при ограниченности скотопоголовья, и ЛПХ, в целом увеличивающими и поголовье животных, и посевы овощей и картофеля, ведутся бессистемно, принося только малую часть возможных дополнительных доходов и той, и другой стороне.
Кризис обусловил и разрушение интеграционных связей между сельхозтоваропроизводителями и остальными структурами агропромышленного комплекса (далее - АПК) (перерабатывающие, снабженческие, ремонтно-технические и т.д.). При ограниченности поставок сельскохозяйственной продукции и заказов со стороны агросектора многие предприятия АПК либо остановили свою деятельность, либо работают с крайне низкой загруженностью. В настоящее время некоторые важнейшие структурные звенья полноцикличного и самодостаточного агропромышленного комплекса прекращают свое существование (молокозаводы, АРТП, агроснабы, агрохимии и другие). В округе нет переработки картофеля, овощей, шкур сельхозживотных, слабо функционируют производства колбасных изделий, молокопродуктов и прочей конечной продукции. Большая часть продукции реализуется за пределы округа в непереработанном виде (мясо и зерно), минуя собственные перерабатывающие предприятия.
В АПК округа еще не получили развитие современные формы финансово-промышленной интеграции и вертикальной кооперации, которые во многих регионах доказали свою необходимость, реально создавая "точки" роста агроэкономики (финансовые промышленные группы, агрохолдинги).
Эти проблемы и недостатки, наряду с крайне негативным влиянием природно-климатических условий, существенно снижают результативность мер по государственной поддержке агросектора, активно применяемых администрацией округа в последние годы.
Вместе с тем, в сельском хозяйстве региона сохраняется достаточный потенциал и появились первые обнадеживающие тенденции.
Во-первых, в дееспособном состоянии находятся земельные угодья, значительная часть техники и строений, агротехсервис. Сохранены кадры руководителей, специалистов и профессионально обученных рядовых работников.
Несмотря на объективные трудности и структурное несовершенство, на относительно высоком уровне стабилизировалось сельскохозяйственное производство в личных подсобных хозяйствах (далее - ЛПХ) и крестьянско-фермерских хозяйствах (далее - КФХ).
Потенциал этих ресурсов достаточен для кратного увеличения сельскохозяйственного производства на селе.
Во-вторых, происходит реальная адаптация хозяйственного сознания трудовых коллективов и всего сельского населения к рыночным условиям. Она касается как ведения непосредственно производства, так и строения хозяйственных отношений и финансовой деятельности, ориентированных на достижение экономической эффективности.
В-третьих, незначительно, но улучшились внутрироссийские ценовые пропорции на рынке сельскохозяйственной продукции и материально-технических ресурсов для села. Сохранился уровень федеральных государственных дотаций и значительно повысилась окружная государственная поддержка сельхозпроизводства. Это позволило в благоприятном по климатическим условиям 2000 году вывести на рентабельный уровень или вплотную подвести к уровню безубыточности основные товаропроизводящие отрасли сельского хозяйства.
Появились положительные тенденции и в переработке сельхозпродукции, выразившиеся в устойчивом росте государственных и частных (акционерных) инвестиций в данный сектор (Агинский и Могойтуйский мясокомбинаты, мельничный комплекс "Агроэликс", малые перерабатывающие цеха в сельскохозяйственном производстве).
Отлажены и устойчиво функционируют взаимовыгодные хозяйственные связи с крупнейшими потребителями сельскохозяйственной продукции округа (Улан-Удэнская и Черногорская фабрики первичной обработки шерсти, оптовые организации г. Хабаровск и др.).
Таким образом, современное состояние АПК округа характеризуется наличием крупных экономических проблем объективного характера и множеством внутренних недоработок, которые затрудняют стабильное и экономически эффективное хозяйствование.
С другой стороны, в отрасли в целом сохранились необходимые производственные ресурсы и появились отдельные, как общеэкономические, так и внутренние тенденции и сдвиги к стабилизации и качественному развитию, на основе которых необходимо начать последовательное наращивание производств.
II. Цели, задачи и этапы реализации Программы
Целями Программы являются:
- формирование технологически развитого, экономически эффективного и конкурентоспособного сельскохозяйственного производства;
- вовлечение в эффективный хозяйственный оборот всех сельскохозяйственных ресурсов и обеспечение доходной деятельностью всего сельского населения;
- воссоздание интеграционных связей и формирование полноцикличного, самодостаточного и эффективного агропромышленного комплекса;
- социальное развитие села.
Для реализации настоящих целей Программа предусматривает постановку и решение следующих основных задач:
- формирование и государственное утверждение научно-обоснованных и подтвержденных практикой организационно-хозяйственных, технологических, финансовых и иных приоритетов в развитии АПК, как основы современной аграрной политики округа;
- координированное привлечение и рациональное использование финансовых, инвестиционных и административно-правовых возможностей округа в целях создания общеэкономических условий, достаточных для эффективного ведения сельскохозяйственного производства и переработки;
- консолидация усилий и действий органов государственного управления округа, местного самоуправления, предприятий и сельского населения в целях последовательной реализации окружной политики стабилизации и развития АПК;
- оптимизация внутрихозяйственных организационно-экономических отношений в сельхозпредприятиях и интеграционных связей в АПК с целью максимального использования имеющихся резервов и ресурсов округа;
- повышение мотивации труда, инициативы и ответственности руководителей, специалистов и работников сельхозпредприятий. Развитие предпринимательской активности в среде владельцев ЛПХ, КФХ и сельхозкооперативов;
- формирование и совершенствование государственной и муниципальной систем поддержки и регулирования сельскохозяйственной деятельности во всех формах хозяйствования. Ускоренное развитие сельскохозяйственной кооперации в муниципальных образованиях;
- государственная целевая поддержка современного технологического уровня сельскохозяйственного и агропромышленного производства и вопросов перспективного развития отрасли.
Реализация Программы осуществляется в 2 этапа:
I этап (стабилизационный) - 2002 год:
- осуществление неотложных антикризисных мер по объемной стабилизации сельскохозяйственного производства;
- выработка и реализация пилотных проектов по оптимизации организационно-экономических отношений в сельскохозяйственном предприятии, интеграционных связей в АПК и сельскохозяйственной кооперации в муниципальных образованиях;
II этап (этап роста и развития) - 2003-2005 годы:
- реализация полного объема программных мероприятий и достижение устойчивого роста экономических показателей АПК.
III. Мероприятия по стабилизации и развитию сельхозпредприятий
3.1. Оптимизация внутрихозяйственных
отношений и структуры сельхозпредприятий
Под оптимальными внутрихозяйственными отношениями понимается переход на такие модели или методы организационно-хозяйственных отношений (между цехами, между цехом и правлением, внутри цеха или бригады, между трудом и его оплатой, имуществом и работником, собственником и пользователем, между прибылью и убытками, числом работников и рентабельностью, прямыми и общехозяйственными расходами и т.д.), которые позволяют вследствие своей эффективности до максимально возможного уровня повысить производственно-финансовые показатели как отдельного работника и цеха (бригады), так и предприятия в целом.
Под оптимизацией структуры понимаются целенаправленные действия, при которых сельхозпредприятие либо финансово оздоровляет хронически убыточное подразделение или отрасль, либо реорганизует или перепрофилирует его, либо передает его в аренду или другое пользование с изменением или без изменения профиля, чтобы достичь рентабельности всего предприятия. Это же относится к отдельным строениям, стоянкам, участкам земли, технике и прочему имуществу, которые не могут в ближайшие годы эффективно использоваться на предприятии. Также возможно создание в структуре хозяйства новых эффективных направлений деятельности, формирование выгодных кооперативных отношений и совместных производств (в т.ч. с ЛПХ и КФХ), развитие интеграционных связей с предприятиями переработки, поставщиками и потребителями и другими организациями.
Оптимизация структуры и внутрихозяйственных отношений, позволяющая вывести предприятие на рентабельный уровень, является решающим условием для привлечения государственных и частных инвестиций в сельскохозяйственное производство. Это является основным требованием системы государственной финансовой поддержки сельского хозяйства (дотации, ссуды, льготы, реструктуризация долгов и др.).
Исходя из этого, руководитель каждого сельхозпредприятия должен принимать неотложные меры по выведению основных отраслей и предприятия в целом на рентабельный уровень, т.к. экономическая эффективность производства является единственным достаточным условием стабильной и развивающейся деятельности в условиях рынка.
Для формирования оптимальных внутрихозяйственных отношений и структуры сельхозпредприятия необходимо, прежде всего, ориентироваться на следующие научно-обоснованные и подтвержденные практикой мероприятия:
1. Паспортизация всех коллективных хозяйств округа и выработка для каждого сельхозпредприятия оптимальных внутрихозяйственных отношений, отраслевой структуры и управления, обеспечивающих максимальное сокращение непроизводственных затрат и потенциально убыточных направлений при росте производства рентабельной продукции и обязательном сохранении целостности и управляемости предприятия.
2. Применение экономически выгодной передачи мало- или неиспользуемых земель, строений, техники, стоянок и др. имущества в ответственное и функционально обусловленное хозяйственное пользование акционерам и работникам предприятия, владельцам ЛПХ и КФХ, партнерам по агропромышленной интеграции - и др. субъектам, - на условиях аренды, оперативного управления, хозяйственного ведения или совместного производства.
3. Полный переход на использование эффективных систем оплаты и организации труда в сельхозпредприятии, повышающих мотивацию труда, стимулирующих ответственность и инициативу работников на коллективном производстве.
4. Развитие кооперативных отношений с ЛПХ, КФХ и другими формами сельхозтоваропроизводителей в различных направлениях хозяйственной деятельности: заготовка кормов, выращивание и уборка зерновых культур; транспортное, техническое и ремонтное обслуживание; малая переработка сельхозпродукции; воспроизводство стада и репродукция молодняка скота; совместное содержание и финансирование отдельных цехов и участков сельхозпредприятий, имеющих общую востребованность и т.д.
5. Развитие интеграции с перерабатывающими и закупочными организациями в форме совместного создания и содержания малых цехов предварительной или частичной переработки сельхозпродукции, убойных цехов, сепараторных пунктов, ферм-репродукторов, инкубаторов и других направлений совместной деятельности.
6. Осуществление реструктуризации задолженностей дееспособных сельхозпредприятий на основе федерального и окружного законодательства. Разработка действий по оптимизации налогообложения предприятий, выработка и реализация мер по целевому использованию налоговых льгот и инвестиционной поддержки развивающихся или реформирующихся хозяйств.
В случае фактической недееспособности части сельхозпредприятий необходимо осуществление коренного реформирования с образованием на их базе государственных унитарных предприятий (далее - ГУП), муниципальных унитарных предприятий (далее - МУП), МТС, товариществ и иных форм коллективной деятельности (с целью сохранения единой хозяйственной и технологической базы) и применение особых мер государственной и муниципальной поддержки. При необходимости возможно проведение процедуры банкротства базового предприятия с сохранением целостности его материальной базы и взаимоувязанности отраслевых секторов
3.2. Развитие животноводства
В условиях зоны рискованного земледелия животноводство является определяющей отраслью сельского хозяйства, от состояния которой полностью зависит как стабилизация и развитие сельского хозяйства, так и в целом экономическая состоятельность села.
Анализ состояния животноводства в 1992-2000 гг. показывает, что, несмотря на диспаритет цен и низкую продуктивность, отрасль по прямым общепроизводственным затратам находится на рентабельном уровне и фактически вышло на стабильное положение с тенденциями роста и качественного развития. Отрасль очень отзывчиво реагирует на улучшение общеэкономических условий (федеральные и окружные дотации и компенсации). Чрезвычайно негативным для стабилизации и роста животноводства в рассматриваемый период было ежегодное гарантирование сезонных кредитов под растениеводство в виде залога скотопоголовья, а также направление на финансирование растениеводства большей части доходов от реализации животноводческой продукции (особенно Могойтуйский район). При этом само животноводство финансировалось по остаточному принципу или за счет сверхплановой реализации скота.
Во многих хозяйствах себестоимость животноводческой продукции искусственно повышается в результате нарушения экономически и зоотехнически обоснованных нормативов гуртования скота, слабой мотивации продуктивного труда животноводов и чрезвычайно возросшей доли общехозяйственных затрат.
В целом можно утверждать, что отрасль при целенаправленной и системной работе на предприятиях и соответствующей государственной поддержке способна в короткие сроки войти в режим роста и функционировать на достаточно высоком уровне, выполняя роль стабилизатора развития агроэкономики. Проблемы, препятствующие развитию отрасли, решаемы.
Исходя из этого, основными направлениями работы по развитию животноводства в период действия Программы станут:
1. Отказ от применения практики использования скотопоголовья в качестве залога под кредитование рискованных проектов в растениеводстве.
Использование сельхозживотных в таком качестве возможно только при кредитовании растениеводческих проектов, направленных на развитие кормовой базы животноводства, и иных проектов, предусматривающих создание благоприятных условий для развития отрасли.
2. Повышение мотивации продуктивного труда животноводов и специалистов, а также работников обслуживающих структур. Совершенствование организации труда путем применения арендного подряда, глубокой аренды, оплаты труда от валового дохода и иных форм. Переход на контрактно-договорные системы, повышающие материальную ответственность и деловую инициативу специалистов и животноводов.
3. Оптимизация формирования гуртов и отар по численности и половозрастным группам животных в согласии с зоотехническими и экономическими нормативами, учет при этом особенностей стоянок и квалификации чабанов и скотников.
4. Формирование устойчивой кормовой базы, обеспечивающей животноводство полнорационным кормлением в соответствии с зональными технологиями, что гарантирует высокую продуктивность животных, достаточную для рентабельного ведения отрасли при интенсивных затратных технологиях.
5. Применение рациональных приемов и методов содержания и кормления животных (пастьба, преимущественно сенный рацион с периодами интенсивной подкормки концентратами и т.д.). Обеспечение животноводческих стоянок автономными системами вододобычи и выработки дешевой электроэнергии, малогабаритной тракторной и конной техникой.
Обеспечение специалистов животноводства рабочими лошадьми.
6. Полный охват маточного поголовья в животноводстве сельхозпредприятий искусственным осеменением - с целью повышения воспроизводства стада и его продуктивных качеств.
Постоянное обновление стада производителей согласно зоотехническим и племенным нормам.
7. Оздоровление маточного поголовья овец от хламидиоза и баранов-производителей от инфекционного эпидидимита.
8. Проведение комплексных ветеринарно-профилактических мероприятий по недопущению на территории округа инфекционных заболеваний: оспы, ящура и других болезней животных.
9. Применение новых лекарственных препаратов и стимулирующих средств, влияющих на продуктивные качества сельскохозяйственных животных.
10. Расширение и углубление работы по созданию самодостаточной окружной племенной базы:
- государственная поддержка в укреплении материальной базы, улучшении породного и видового состава племенных производителей окружной племенной службы "Агинская". Разработка и реализация окружных селекционно-племенных планов по видам животноводства;
- организация планомерной работы в сельхозпредприятиях с целью формирования на базе их животноводства преимущественно племенных стад по всем видам сельскохозяйственных животных;
- целевая бюджетная поддержка селекционно-племенной работы (компенсации и дотации);
- создание окружной государственной конюшни в коневодстве и сети малых ферм-репродукторов с целью обеспечения высокопродуктивным молодняком скороспелых видов скота как сельхозпредприятий, так и ЛПХ и КФХ. Ускоренное развитие птицеводства и свиноводства.
11. Целенаправленная государственная поддержка развития животноводства на базе дальнейшего совершенствования системы целевых дотаций и компенсаций, ориентированных на создание оптимальных экономических условий функционирования отрасли и стимулирование активной животноводческой деятельности в сельхозпредприятиях.
12. Формирование в сельхозпредприятиях и муниципальных образованиях благоприятных организационно-правовых условий и привлечение в животноводство кратко-, средне-, и долгосрочных инвестиций и кредитов от перерабатывающих и оптово-закупочных организаций, осуществляющих постоянную деятельность в регионе (фабрики первичной обработки шерсти, "Агроэликс", мясокомбинаты и т.д.). Создание агрохолдингов и совместных производств в животноводстве.
13. Формирование системы государственных и муниципальных заказов на животноводческую продукцию и целевое размещение их в сельхозпредприятиях, ЛПХ и КФХ округа (в целях обеспечения продовольствием бюджетных организаций, а также защиты собственного товаропроизводителя).
3.3. Стабилизация и развитие растениеводства и земледелия
Если животноводство объективно было и будет главным стабилизирующим фактором сельского хозяйства, то растениеводство и земледелие является регулируемым фактором ускоренного роста и интенсификации агроэкономики.
Однако в условиях зоны рискованного земледелия растениеводство периодически превращается в сильнейший дестабилизирующий фактор, способный в короткие сроки подорвать всю экономику села.
Анализ показывает, что в период с 1992-2000 годы истощение экономических ресурсов сельхозпредприятий произошло в результате направления всех сил и средств хозяйств на поддержку и сохранение именно зернопроизводства (при чрезвычайной дороговизне кредитов, диспаритет цен и губительных климатических условиях).
Практика благоприятного 2000 и критического 2001 годов убедительно доказывает необходимость выработки кардинального решения проблемы финансового риска в растениеводстве, без чего становится глубоко проблематичным дальнейшее развитие и даже сохранение отрасли.
Поэтому стабилизация и развитие отрасли, с учетом ее решающего экономического, технологического и социального значения, становится задачей не столько отраслевого, сколько государственного значения.
Исходя из этого, в период с 2002-2005 годы предусматривается осуществление следующих программных мероприятий:
1. Выработка концепции и реализация структурной перестройки растениеводства в двух основных направлениях:
Первое - ведение интенсивного товарного растениеводства в целях реализации продукции на внутриокружном (обязательное продовольственное и сырьевое обеспечение) и внешнем рынках (продовольственная пшеница, гречиха, рожь, рапс, овощи, картофель и другие культуры);
Второе - производство полевых кормов для полного обеспечения ими общественного и частного животноводства (ячмень, овес, корнеплоды, сенаж, одно-, многолетние травы и т.д.).
2. "Районирование" размещения сельскохозяйственных культур на территории округа и специализация сельхозпредприятий по основным растениеводческим направлениям (зерно-кормопроизводственное, кормо-зернопроизводственное, овоще-картофелеводческое и т.д.).
3. Формирование и реализация государственной политики семеноводства, основанной на необходимости производства достаточного объема семян высшей и 1-й репродукции (в лучших, по состоянию агротехники и пашни, хозяйствах округа).
4. Осуществление политики ведения отрасли на обязательном соблюдении зональных систем агротехники и ограничение государственного финансирования предприятий и КФХ, ведущих растениеводство с нарушениями принятых норм и требований.
5. Формирование постоянного государственного кредитно-страхового (ссудного) фонда в составе бюджета округа. Предусматривается, что в случае неблагоприятных погодно-климатических условий сроки возврата ссуд из фонда продлеваются без начисления процентов. Только в этом случае экономика предприятий застрахована от огромных рисковых убытков и может планомерно развиваться. Фонд также может использоваться в качестве залога, если предприятия будут пользоваться сезонными банковскими или товарными кредитами.
6. Развитие собственного залогового фонда в предприятиях животноводческо-кормопроизводственной специализации в виде животноводческой продукции. Использование ими авансов под животноводческую продукцию для финансирования затрат полевого кормопроизводства.
7. Возобновление и совершенствование системы интеграционных финансово-хозяйственных отношений с предприятиями по переработке товарного зерна с целью оптимизации финансирования сезонных затрат зернопроизводства. Использование механизмов привлечения средств населения, развитие технической и финансовой кооперации с владельцами ЛПХ и КФХ.
8. Создание окружной службы (организации) по агролизингу и государственная финансовая поддержка ее деятельности по поставкам новой сельскохозяйственной техники и ремонтных ресурсов.
Формирование условий для взаимовыгодных хозяйственных связей между специализированными ремонтно-техническими предприятиями округа и сельхозтоваропроизводителями.
9. Применение в сельхозпредприятиях эффективных мер по повышению мотивации труда механизаторов и специалистов, развитию деловой инициативы и повышению ответственности трудовых коллективов (арендный и бригадный подряды, глубокая аренда, оплата труда от валового дохода и другие).
10. Формирование государственного и муниципального заказов на растениеводческую продукцию и осуществление авансирования предприятий.
Предусматривается, что преимущественно заказы на поставку овощей и картофеля будут размещаться в хозяйствах, не имеющих возможности ведения товарного зернопроизводства.
11. Осуществление государственной политики создания общеэкономических условий рентабельного и перспективного ведения растениеводства в виде компенсаций и дотаций, направляемых на поддержку семеноводства, работы с паровым клином и внесения в пашню органических удобрений.
IV. Поддержка и развитие ЛПХ и КФХ.
Развитие сельскохозяйственной кооперации
В период адаптации к рынку личные подсобные хозяйства и дееспособная часть КФХ (неформальные) показали себя наиболее устойчивой формой хозяйствования.
Как правило, продукция, производимая в их условиях, дешевле и конкурентоспособней, чем продукция сельхозпредприятий. Поэтому вполне естественно, что большая часть скотопоголовья, овощеводства и картофелеводства округа находится именно в этом секторе. Развитие подворий и крестьянских хозяйств в настоящее время имеет огромное значение, т.к. они являются практически единственным источником денежных доходов преобладающей части сельских жителей. Это значение за данным сектором будет сохраняться как минимум ближайшее десятилетие.
Более того, с учетом дальнейшего ухудшения диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары (ожидается в связи со вступлением России в ВТО), значение рационального и гибкого производства ЛПХ, особенно их специфической роли в кооперации с сельхозпредприятиями, будет только возрастать.
В настоящее время в округе отработаны механизмы кредитования ЛПХ, их кооперации между собой, с КФХ и коллективными хозяйствами. Сформировался емкий рынок продукции ЛПХ, отлаживается ее переработка, сохранились традиционные хозяйственные связи и поддержка со стороны базовых сельхозпредприятий. Созданы основы муниципальной политики по поддержке подворий.
Вместе с тем аналитически обосновывается и практически подтверждается то, что дальнейший объемный рост и, тем более, качественное развитие сельскохозяйственного производства в ЛПХ невозможно без взаимовыгодной и эффективной кооперации с сельхозпредприятиями и, далее, интеграции с другими структурами АПК (в том числе ресурсное обеспечение и реализация продукции).
С учетом вышеизложенного, основные программные мероприятия по поддержке ЛПХ и КФХ и развитию сельскохозяйственной кооперации сводятся к следующему:
1) формирование в сельских населенных пунктах доступной для владельцев ЛПХ инфраструктуры обеспечения подворий:
- ферм-репродукторов, поставляющих высокопродуктивный молодняк скороспелых видов сельскохозяйственных животных (поросят, гусят, цыплят и т.д.);
- инкубаторных станций и родительских стад птицы;
- достаточного количества племенных производителей (быков, хряков, баранов) и пунктов искусственного осеменения;
- государственного ветеринарного обслуживания животноводства;
- транспортного и ремонтно-технического обслуживания;
- системы реализации продукции и сезонных материально-технических поставок;
- поставок малогабаритной сенокосной и другой техники и оборудования, инвентаря, упряжи, запчастей (в том числе по системе лизинга, встречных под сельскохозяйственную продукцию, товарным кредитом);
- снабжения кормами и обеспечения сенокосными угодьями, пастбищами и пашней (в том числе за пределами центральной усадьбы);
- местной заготовки, переработки и хранения продукции и других направлений.
Реализация данного комплекса проводится при инициирующей и регулирующей роли, прежде всего, местного самоуправления, а также базового хозяйства и владельцев ЛПХ. Используются интеграционные отношения с перерабатывающими предприятиями и заготовительными организациями (в том числе потребительская кооперация).
2) увеличение объемов и технологическое совершенствование льготного товарно-денежного кредитования ЛПХ и КФХ из окружного и муниципальных бюджетов. Развитие вертикально и горизонтально интегрированной кредитной кооперации;
3) кооперация денежных средств, имущества, скотопоголовья и труда владельцев ЛПХ и КФХ для совместного решения текущих и перспективных вопросов производства (распашка огородов, осеменение коров, случка животных, реализация продукции и т.д.);
4) взаимовыгодная и всесторонняя кооперация между ЛПХ, КФХ и сельхозпредприятиями в виде:
- льготной аренды владельцами ЛПХ и КФХ свободных земель, малоиспользуемого и неиспользуемого имущества, техники, животноводческих стоянок и отдельных участков базового предприятия;
- льготного обслуживания потребностей ЛПХ и КФХ со стороны служб и цехов сельхозпредприятия;
- совместного использования и содержания отдельных, имеющих общую востребованность, цехов и оборудования базового предприятия;
- совместного финансирования и кооперации техникой и другим имуществом в период сенокосных кампаний, уборки урожая, производства полевых кормов, овощей и картофеля;
- участие владельцев ЛПХ и КФХ в создании ферм-репродукторов и других перерабатывающих цехов базового хозяйства или совместных с ним производств;
5) привлечение заинтересованных предприятий АПК и потребкооперации к осуществлению материально-технических поставок, товарного кредитования, удобных форм заготовок продукции, поставок кормов и молодняка скота и прочего обслуживания ЛПХ и КФХ. Государственная поддержка организаций и предприятий, целенаправленно способствующих развитию личных подворий и крестьянских хозяйств;
6) предоставление владельцам ЛПХ и КФХ, занятым товарным производством сельскохозяйственной продукции, государственных дотаций и компенсаций на равных с сельхозпредприятиями условиях.
V. Государственная и муниципальная политика поддержки АПК
Окружная государственная политика поддержки сельского хозяйства осуществляется в целях создания оптимальных экономических условий функционирования сельскохозяйственного производства во всех формах хозяйствования, достаточных для ведения эффективной экономики.
Основными формами государственной поддержки АПК в рассматриваемый период будут: оказание финансовой помощи субъектам, занятым производством и реализацией сельскохозяйственной продукции (дотации, компенсации, субвенции, инвестиции, ссуды, товарные кредиты, налоговые льготы и т.д.); размещение государственных заказов на сельскохозяйственную продукцию; создание государственных хозяйственных и технологических структур, занятых необходимой для сельского хозяйства деятельностью; содействие образованию на территории округа региональной системы финансовых, структурных, правовых и других отношений; соучастие или инициирование в формировании ФПГ, холдингов и другие формы.
Отличительной чертой настоящей Программы от практики прошлых лет является то, что непременным условием получения помощи будет внедрение сельхозтоваропроизводителями следующих основных рекомендаций или требований администрации округа:
- осуществление оптимизации внутрихозяйственных отношений и отраслевой структуры с целью достижения наибольшей экономической эффективности в целом по хозяйству, отдельным отраслям и участкам, а также отдачи от единицы земли, имущества и каждого работника;
- соблюдение требований традиционных зональных и востребованных местных (рациональных) технологий ведения производства;
- развитие взаимовыгодной сельскохозяйственной кооперации с ЛПХ и КФХ в целях максимального вовлечения в эффективный хозяйственный оборот всех производственных ресурсов территории;
- участие в реализации окружной реализационной политики, действий по агроинтеграции и иных направлений государственной аграрной политики округа, нацеленной на создание условий для развития всего АПК и экономики региона в целом.
Муниципальная политика поддержки сельского хозяйства будет формироваться и осуществляться в соответствии с принципами окружной государственной политики и в продолжение ее.
К основным моментам деятельности МО в данном направлении относятся:
- инициирование, контроль и координация на своих территориях реализации настоящей Программы и других направлений окружной государственной аграрной политики;
- развитие бюджета развития сельского хозяйства в виде: действующих фондов поддержки ЛПХ и МП; источников поддержки кредитной кооперации и системы привлечения сбережений населения (для совместного финансирования общевостребованных инфраструктурных цехов и служб); фонда социальной поддержки и других форм;
- инициирование и координация работ по вовлечению в эффективный хозяйственный оборот всех сельскохозяйственных ресурсных возможностей территории (независимо от форм собственности);
- совершенствование местной организационной, налоговой, законодательной базы экономики в целях привлечения льготных кредитов, инвестиций и инвесторов;
- формирование системы заготовок и реализации продукции ЛПХ, их материально-технического обеспечения и обеспечения сферы услуг для ЛПХ и КФХ;
- развитие малого предпринимательства в сельском хозяйстве и инфраструктуры ее обеспечения.
VI. Агроинтеграция и развитие АПК
Недостатки и проблемы АПК, охарактеризованные во введении, имеют не только аграрно-отраслевое значение, но и отрицательно влияют на состояние всей экономики региона (доля АПК в ней составляет 54,6 %). Недозагруженность предприятий переработки и агротехсервиса доходит до 70 % от их мощностей, хотя при полной загруженности эти предприятия могли бы увеличить валовый внутренний продукт (далее - ВВП округа на 195,0 млн. рублей дополнительно произведенной промышленное продукции и услуг (17 % от ее сегодняшнего объема), создать не менее 170 новых рабочих мест и вносить в год до 15,0 млн. рублей налогов в бюджеты округа Технологическая отсталость и физическая изношенность оборудования перерабатывающих и пищевых предприятий не позволяет им выпускать современную и конкурентоспособную продукцию. Более того, дороговизна сырья и чрезвычайно высокая доля технических затрат в себестоимости конечной продукции объективно затрудняют даже современным или модернизированным производствам вести успешную конкурентоспособную деятельность ("Агроэликс", Агинский мясокомбинат).
Проблемным местом остается и получение предприятиями АПК недорогих сезонных кредитов.
Эти и другие трудности препятствуют активному притоку инвестиций в округ, хотя общеэкономические условия развития перерабатывающих предприятий и предприятий пищевой промышленности в России созданы неплохие.
Учитывая высокое народнохозяйственное и перспективное значение отрасли, ее определяющую роль в обеспечении продовольственной самодостаточности и рыночной конкурентоспособности территории, меры по стабилизации и развитию АПК округа сводятся к следующим основным моментам:
1. Выработка и внедрение в АПК единой взаимоувязанной системы производства, заготовки, переработки и реализации региональной продукции, которая основывается на принципах:
- обязательной переработки в округе сельскохозяйственной продукции, произведенной всеми формами товаропроизводителей;
- использования особых договорных форм финансово-хозяйственных отношений между партнерами, обеспечивающими их наименьшее налогообложение (уход от обложения налогами промежуточной продукции, авансовых поставок и услуг);
- формирования взаимовыгодных внутренних цен и справедливого распределения конечных доходов;
- целенаправленной интеграции имущественных, земельных и финансовых возможностей участников;
- взаимоувязанного сезонного планирования и перспективного программирования деятельности участников в интересах всех и каждого;
- осуществления единой ценовой и прочей политики при реализации продукции сельского хозяйства и АПК округа на внутреннем, межрегиональном и международном рынках;
- приоритетной и наиболее полной загрузки перерабатывающих и иных предприятий округа региональным сырьем и другими товарами.
2. Оказание предприятиям АПК государственной и муниципальной финансовой, поддержки и организационной помощи в сезоны закупок, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также в периоды поставок в сельское хозяйство материально-технических ресурсов и сезонного ремонта сельскохозяйственной техники.
3. Привлечение стабильно функционирующих предприятий АПК к получению льготных федеральных кредитов для сельхозтоваропроизводителей (с последующим товарным кредитованием последних).
Выделение селу сезонных бюджетных ссуд и товарных кредитов, ссуд через предприятия АПК.
Создание и государственная поддержка вертикальных агрохолдингов разной отраслевой специализации, включающих в себя головные организации в лице предприятий сельхозпереработки, пищевой промышленности и иных структур, а также СХП, ЛПХ, КФХ и муниципальные образования.
4. Полное размещение государственных и муниципальных продовольственных и иных заказов среди перерабатывающих и других предприятий АПК округа.
5. Расширение практики выдачи льготных инвестиционных кредитов под создание и модернизацию предприятий АПК или соучредительства государственных и муниципальных структур в данных предприятиях.
6. Приоритетная государственная и муниципальная поддержка предприятий переработки и пищевой промышленности, создающих новые продукты и современные производства, а также осуществляющих модернизацию и новое строительство объектов, имеющих инфраструктурное значение в сельской местности (убойные цехи, фермы-репродукторы, цеха малой переработки, лизинг сельхозтехники, племдело, семеноводство и т.д.).
7. Реструктуризация налоговых и других государственных и муниципальных задолженностей предприятий АПК.
8. Финансовое оздоровление, модернизация и возобновление деятельности или новое строительство неработающих или отсутствующих структурных единиц АПК округа:
- АРТП;
- сельхозхимии (или заменяющая его структура);
- сельэнерго (или заменяющая его структура);
- МСО;
- лизинговой компании;
- переработки кожи и шкур сельхозживотных;
- переработки шерсти (или заменяющая его структура);
- маслозаводов;
- переработка овощей, картофеля и масличных культур;
- производство мясных изделий.
9. Инвестиционное и товарное участие в межрегиональном сотрудничестве по созданию крупных конкурентоспособных перерабатывающих объединений (комплексов), нацеленных на вытеснение импортного продовольствия из местных рынков (желательно с разрешением вопросов перераспределения не только доходов, но и налогов).
10. Совершенствование и активизация государственной и муниципальной политики привлечения внешних инвестиций в АПК (налоговые льготы, организационная поддержка, предоставление возможности приобретения пакетов акций предприятий округа с условием их модернизации и т.д.).
VII. Регулирование рынка и рыночных отношений
По своей экономической сути сельхозпродукция является сугубо рыночным товаром, а конкуренция - одним из главных факторов развития сельскохозяйственного производства.
Однако в условиях неразвитого рынка сельскохозяйственным товаропроизводителям и переработчикам, работающим в нашей зоне, отличающейся суровыми климатическими условиями, слабым естественным плодородием земель, удаленностью от промышленных и торговых центров и дороговизной материально-технических ресурсов, крайне трудно выдержать конкуренцию со стороны других регионов и импортного продовольствия.
Поэтому сугубо протекционистское (по отношению к собственным товаропроизводителям в АПК) окружное государственное регулирование продовольственного рынка, наряду с политикой обязательной оптимизации хозяйственных отношений на селе и государственной финансовой поддержкой агроэкономики, должно стать эффективным и управляемым фактором стабилизации и развития АПК.
К основным направлениям государственной политики регулирования продовольственного рынка относятся:
1. Меры по повышению конкурентоспособности продукции АПК округа (государственные дотации и компенсации, льготное бюджетное финансирование, гарантирование и кредитование сезонных расходов, вертикальные агропромышленные группы и холдинги, оптимизация хозяйственных отношений и другие).
2. Формирование единой ценовой политики сельскохозяйственных производителей и переработчиков на региональных рынках, ориентированной на повышение или поддержание приемлемых цен на продукцию округа. Осуществление политики "завоевания" новых рынков и вытеснения конкурентов и посредников с внутреннего рынка.
3. Формирование согласованной системы государственных и муниципальных заказов на поставку для бюджетных учреждений всего ассортимента сельскохозяйственной продукции и продукции перерабатывающей и пищевой промышленности, производимой в округе. Использование, при этом, практики гарантированных цен и авансирования.
4. Рассмотрение и, по возможности, осуществление практики "изъятия" государством излишков предложений продукции АПК на местных рынках (в благоприятные годы) с целью повышения цен и товарной "интервенции" из государственных резервов в периоды недостаточности предложений (оптимизация цен и обеспечение внутреннего спроса).
5. Создание системы сезонного льготного кредитования (в т.ч. бюджетные ссуды) оптовых операторов продовольственного рынка региона (ускорение финансовых оборотов, оптимизация процессов "купли-продажи", отход от бартерных сделок и взаимозачетов).
6. Вовлечение продукции ЛПХ и КФХ в организованный рыночный оборот, осуществляющийся в соответствии с единой реализационно-ценовой политикой округа.
7. Формирование регулируемой конкурентной среды в сфере товаропроизводителей, переработчиков, предприятий пищевой промышленности, заготовителей и продавцов, а также поставщиков материально-технических ресурсов и услуг, участвующих в общем процессе производства, заготовок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
При этом основными принципами, поддерживаемыми государственной властью округа, будут:
- демонополизация позиций отдельных предприятий переработки и пищевой промышленности, независимо от формы собственности, (в том числе в вопросах финансовой помощи и кредитования, обеспечения государственными и муниципальными заказами, поставок сельскохозяйственного сырья и т.д.) и обеспечение равных условий деятельности (конкуренции) участников рынка;
- осуществление государственной протекционистской политики в отношении отдельных участников рынка, если:
а) предприятие производит социально значимый для округа товар или услуги;
б) предприятие разворачивает новое производство или в единственном лице производит товары и услуги, не производимые другими предприятиями округа;
в) предприятие собственными средствами осуществляет крупную модернизацию (обновление, расширение) своей производственной базы;
г) предприятие осуществляет реальный проект по освоению (завоеванию) новых или сохраненных рынков для продукции округа;
д) предприятие, наряду с производственной деятельностью, за счет собственных средств оказывает значительные социальные услуги населению и территориям;
е) предприятие имеет градообразующее значение;
ж) предприятие для округа имеет решающее экономическое, бюджетообразующее и инфраструктурное значение (структурообразующее);
з) в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
8. Администрация округа всемерно поддерживает собственных товаропроизводителей в их конкуренции с завозимыми товарами и торговле своими товарами на межрегиональном рынке (кредит, ссуды, финансовая помощь и т.д.).
9. Меры государственной поддержки отдельных участников внутреннего рынка не должны снижать общий уровень конкурентности.
VIII. Инвестиционная деятельность в АПК
Безусловно, решающим условием перспективного развития АПК является дальнейшее наращивание инвестиционных вливаний, направляемых на модернизацию существующих предприятий, а также на создание новых производств и инновационную деятельность.
Поэтому на создание условий для привлечения инвестиций из всех источников (федеральные и окружные, муниципальные, частные, иностранные, корпоративные) и их эффективное использование будет уделено основное внимание окружных структур госуправления, муниципальных образований и самих товаропроизводителей.
С учетом ограниченности ресурсов инвестиционная деятельность администрации округа будет сосредоточена на приоритетных объектах, имеющих особое экономическое и бюджетное значение.
Учитывая, что основная масса частных, корпоративных и иностранных инвестиций будет направлена их владельцами на наиболее ликвидные (эффективные) объекты, привлекаемые федеральные инвестиции предполагается направлять на наиболее капиталоемкие проекты, имеющие перспективное государственное значение.
Окружные государственные инвестиционные вливания будут участвовать в финансировании и госфинансировании проектов во всех направлениях и уровнях (государственные, частные, акционерные и другие).
В период реализации Программы к основным мерам, активизирующим инвестиционную деятельность в АПК округа, будут относиться:
- организационная, финансовая, налоговая и иная поддержка предприятий с целью наращивания ими производства с последующим направлением прибыли и амортизационных отчислений на модернизацию и обновление производства;
- формирование в сфере АПК благоприятных условий для привлечения инвестиций. Приоритетная поддержка инвесторов как в период вложений, так и в период их первоначальной производственной деятельности, нацеленной на окупаемость капиталовложений и кредитов. Создание для инвесторов равных условий конкуренции со всеми участниками внутреннего рынка;
- целенаправленная и системная работа комитетов и служб администрации округа по включению инвестиционных проектов в федеральные и межрегиональные целевые программы социально-экономического развития, а также по участию предприятий региона в инвестиционных конкурсах.
Перевод приоритетных предприятий и объектов в режим активных инвестиционных ожиданий (сохранение производственной базы, оптимизаций внутренних отношений, финансовое оздоровление и реструктуризация долгов, подготовка бизнес-планов);
- продолжение и совершенствование активной кредитной деятельности и соучредительства ФПМП в сфере малого и среднего предпринимательства, развивающего свой бизнес в сфере обслуживания, производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
- формирование активной и согласованной с окружным уровнем инвестиционной политики в муниципальных образованиях.
Привлечение сбережений населения для создания народных и акционерных предприятий (в т.ч. через выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг и гарантий);
- привлечение крупных и постоянных межрегиональных и региональных потребителей продукции сельского хозяйства округа к инвестиционной поддержке сырьевой базы в СХП, а также созданию на их базе совместных производств, подсобных хозяйств, кормовой базы и прочей инфраструктуры;
- формирование ФПГ и других вертикальных финансово-хозяйственных объединений с целью инвестиционной поддержки АПК со стороны "внешних" инвесторов;
- инициирование межрегионального инвестиционного сотрудничества с соседними областями и республиками с целью создания крупных конкурентоспособных перерабатывающих и производственных комплексов.
IX. Система государственного управления АПК
Ускоренная стабилизация и развитие агросектора невозможны без формирования эффективной вертикально-горизонтальной системы управления отраслью.
Переход на рыночные экономические отношения, принятие новой законодательной базы хозяйственной деятельности и собственности, ограничение сферы прямого государственного административного воздействия, а также целесообразность развития в сфере товаропроизводителей и сельского населения округа предпринимательской активности, самостоятельности и ответственности, требуют принятия такой системы управления агроэкономики, в которой не только учитывались бы эти обязательные условия, но и укрепилось бы управляющее влияние государственной власти округа на хозяйственные процессы.
Поэтому основными принципами, на которых будет строиться современная система управления АПК округа, являются:
- постепенный отход от устаревшей практики предоставления предприятиям не обремененных государственными требованиями и целевыми условиями дотаций и компенсаций;
- активное применение современных финансовых, организационных и правовых рычагов для гибкого государственного регулирования хозяйственных отношений и состояния агроэкономики;
- ведение эффективной кадровой политики, постоянное повышение профессиональной подготовки руководителей и специалистов предприятий, применение к ним мер морального и материального стимулирования деятельности, осуществляющейся в соответствии с окружной аграрной политикой;
- повышение эффективности управления государственной собственностью в АПК;
- создание и управление деятельностью государственных структурных и инфраструктурных образований, целевым образом влияющих на экономические процессы в АПК;
- совершенствование систем государственного мониторинга, углубленного анализа и прогнозов состояния АПК;
- способствование созданию и участие в управлении деятельностью ассоциаций, холдингов, финансовых промышленных групп и других объединений;
- целенаправленная поддержка предпринимательства и создание справедливой конкуренции на внутреннем рынке. Организация конкурсов на пользование государственными кредитами, инвестициями и имуществом (с целью формирования новых внутриотраслевых тенденций качественного развития);
- поддержка формирования и функционирования эффективной системы муниципального управления развитием АПК;
- активное применение законодательных прав и возможностей администрации округа и муниципальных образований.
X. Кадровая политика в АПК
Успешная реализация программных мероприятий по развитию АПК невозможно без разрешения кадровой проблемы, как на уровне руководителей предприятий и МО, так и специалистов и квалифицированных рядовых работников.
Поэтому вопросам кадрового обеспечения, профессиональной учебы и закрепления кадров всех уровней будет придаваться приоритетное значение.
В категории руководителей предприятий планируются следующие мероприятия:
- создание государственной системы материального поощрения руководителей сельхозпредприятий, обеспечивающих стабилизацию и рост сельскохозяйственного производства в соответствии с требованиями и рекомендациями, заложенными в настоящей Программе;
- повышение профессиональной квалификации руководителей на специальных курсах по профессиональной переподготовке в сельскохозяйственных высших учебных заведениях;
- совершенствование экономического образования сельскохозяйственных кадров на курсах агроменеджеров, проводимых в высших учебных заведениях региона и РФ;
- государственная и муниципальная поддержка руководителей и их семей, переезжающих на новое место работы в СХП;
- создание обязательного государственного резерва кадров на руководителей СХП и предприятий АПК, с обучением по программе учебы действующих руководителей и стажировкой на лучших предприятиях округа:
- подбор и обучение кадров и образование постоянной группы агроменеджеров высокого профессионального уровня при администрации округа.
В категории квалифицированных работников специалистов сельхозпредприятий:
- организация учебы по повышению профессиональной квалификации на базе высших учебных заведений и средне-специальных учебных заведений, расположенных на территории округа;
- государственное материальное поощрение специалистов, обеспечивающих стабильное развитие отраслей сельского хозяйства;
- финансовая помощь молодым специалистам, выезжающим на постоянную работу в СХП после завершения учебы в высших учебных заведениях;
- ежегодное направление выпускников школ округа на целевое обучение в высшие учебные заведения страны (в соответствии с потребностями округа);
- государственное финансирование обучения молодых кадров механизаторов и водителей (после армии и школы) на постоянно действующих курсах и средних учебных заведениях региона.
XI. Ожидаемый социально-экономический эффект
Полная реализация Программы позволит к концу рассматриваемого периода включить в эффективный хозяйственный оборот все имеющиеся сельскохозяйственные, земельные, производственные и иные ресурсы, используя их с наибольшей отдачей. Сформировать гармонично развитую единую структуру сельскохозяйственного производства, основанную на кооперации всех форм хозяйствования и оптимальном распределении ресурсов, труда и доходов между ними, что будет позволять максимально использовать преимущества каждой из них в общих экономических интересах. Все взаимоотношения между ними будут вестись на правовых договорных отношениях, что не позволит отдельным формам хозяйствования "паразитировать" за счет других.
В коллективных хозяйствах не должно остаться нерентабельных отраслей (за исключением отдельных обслуживающих цехов), а непосредственно товаропроизводство станет прибыльной настолько, что в целом СХП выйдут на устойчивый рентабельный уровень. За счет чистых доходов и амортизационных отчислений предприятия смогут постоянно обновлять технический парк, модернизировать технологии и расширять свое производство, довести продуктивные качества большей части скотопоголовья до уровня племенных требований, полностью перейти на интенсивный высокопродуктивный тип ведения растениеводства и животноводства. Будет восстановлено 1500-2000 дополнительных рабочих мест.
На новый качественный уровень выйдет производство в ЛПХ и КФХ. Произойдут процессы их специализации (особенно в результате кооперации), значительно возрастут объемы производимой продукции и ее товарность, вырастет культура производства. Укрепится предпринимательская сущность их деятельности.
На базе недееспособных в настоящее время сельхозпредприятий будут созданы коллективные, экономически эффективные предприятия преимущественно кооперативного типа, которые будут продолжать играть роль основной технологической инфраструктуры для всех форм хозяйствования.
Значительно улучшится состояние и конкурентоспособность предприятий АПК. Вся сельскохозяйственная продукция, за исключением шерсти, будут перерабатываться в округе.
Агропромышленная интеграция позволит активизировать каждое звено в цепи "производство - переработка - реализация сельскохозяйственной продукции". Появятся дешевые и современные продукты, которые будут конкурентоспособными на внутреннем и межрегиональном рынках.
Рост АПК окажет решающее влияние на восстановление и развитие смежных с ними отраслей народного хозяйства. Будут созданы тысячи новых рабочих мест, значительно возрастет материальное состояние населения, активизируется торговля и сфера обслуживания.
Кратно возрастут налоговые поступления от отрасли. Укрепится муниципальный бюджет, что позволит вести активную местную политику развития социальной сферы и поддержки населения.
XII. Финансовое обеспечение Программы
Реализация Программы в полном объеме возможна только при достаточном финансировании программных мероприятий.
Методика расчета необходимых объемов финансирования составлена на базе учета:
а) реальной инвестиционной стоимости инвестиционных проектов по модернизации существующих и созданию новых производств (инвестиционная составляющая финансирования).
При этом в общей сумме инвестиций выделена доля федеральных, окружных, муниципальных и собственных капиталовложений предприятий, а также привлекаемых кредитов;
б) условий государственного федерального и окружного дотирования и компенсаций сельского хозяйства, применяемых в 2001 году, а также условий государственной финансовой поддержки сельского хозяйства в соседних регионах (Читинской области, республике Бурятия);
в) необходимости осуществления государственного финансирования программы по учебе и закреплению кадров руководителей, специалистов и рядовых работников СХП.
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются и утверждаются в бюджете округа отдельной статьей. При необходимости могут вноситься изменения (уменьшение, увеличение, межстатейное регулирование). Также ежегодно уточняются источники всех финансов и инвестиций.
Основные обязательные требования, предъявляемые к субъектам и объектам государственного финансирования:
- оптимизация внутрихозяйственных отношений в СХП;
- развитие взаимовыгодной сельскохозяйственной кооперации между СХП, ЛПХ и КФХ (на базе малоиспользуемых ресурсов);
- ведение животноводства и растениеводства на основе экономически эффективных зональных интенсивных и согласованных в рамках Программы рациональных технологий;
- соблюдение принципов единой интеграционной, реализационной и ценовой политики округа;
- потенциальная рентабельность проектов, подготовленных под инвестирование;
- участие местного самоуправления в формировании благоприятных условий (налоговые льготы, бюджетные ссуды, имущественная и земельная помощь и другие) для привлечения государственных и частных инвестиций и кредитов, а также, по возможности, соинвестирование в проектах из местного бюджета;
- соблюдение условий для внутрирегиональной конкуренции;
- предоставление ликвидных залогов под кредитование, а также аналитических отчетов по освоению государственных средств;
- своевременный возврат ссуд и кредитов.
XIII. Механизм реализации Программы
Успешная реализация Программы возможна только при согласованных и слаженных действиях ее участников. При этом главной функциональной ролью сельхозтоваропроизводителей и предприятий АПК становится обеспечение повышения эффективности и совокупного роста производства, а основная роль государственного управления округа и местного самоуправления - создание благоприятных условий хозяйствования и защита собственного товаропроизводителя.
Основным движущим звеном в механизме реализации Программы является формирование и утверждение администрацией округа годовых Планов мероприятий. При этом администрацией округа ежегодно вносятся на рассмотрение окружной Думы проект консолидированного бюджета с выделенной статьей на финансирование Программы и проекты законов округа, необходимых для ее успешной реализации. Также принимаются постановления Главы администрации округа, регулирующие деятельность участников.
Важнейшим моментом, определяющим дальнейшее выполнение Программы, является полное исполнение всеми ее участниками Плана антикризисных и стабилизационных мер, предусмотренных в 2002 году.
Основным ответственным и руководящим органом со стороны государственного управления является комитет сельского хозяйства администрации округа.
Основным координирующим и контролирующим ход выполнения Программы органом является комитет экономического развития и предпринимательства администрации округа.
Органом, осуществляющим бюджетное финансирование и контроль его целевого освоения, является комитет по финансам администрации округа.
Органом, осуществляющим кредитную политику администрации округа, является Фонд поддержки малого предпринимательства.
Контроль за реализацией Программы на территориях и, при необходимости, координацию действий участников осуществляют администрации районов и муниципальных образований.
Коллегия администрации округа ежегодно рассматривает выполнение Программы и при необходимости вводит поправки и изменения. План мероприятий по реализации Программы Коллегия включает в Программу основных действий по социально-экономическому развитию округа (ежегодно).
Комитет сельского хозяйства при согласовании с комитетом экономического развития и предпринимательства и комитетом по финансам:
- разрабатывает и представляет на утверждение Коллегии администрации округа годовой план мероприятий и отчеты по реализации Программы (в III квартале каждого предыдущего года);
- разрабатывает проекты строительства новых производств в АПК и модернизации и реанимации существующих;
- вносит предложения по формированию благоприятных налоговых и прочих условий для функционирования приоритетных направлений и предприятий;
- предполагает обоснование очередности реализации проектов, условия и порядок их финансирования, включая средства самих предприятий;
- осуществляет разработку и вносит для утверждения Главой администрации новые нормативные правовые акты округа (законы Агинского Бурятского автономного округа, постановления Главы администрации и окружной Думы), регулирующие эффективную реализацию Программы. Проводит подобную работу с муниципальными образованиями округа.
Законом Агинского Бурятского автономного округа от 22 апреля 2003 г. N 338-ЗАО в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
Антикризисные меры по стабилизации АПК в 2002 г.
22 апреля 2003 г.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки |
Источник финансирования |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
1. |
Подъем и обработка паров (Площадь паров 20 тыс.га) |
I кв. 2002 г. |
Окружной бюджет |
6000 |
2. |
Дотирование животноводства СХП и КФХ Количество скота: 73631 усл. гол. (в расчете на 1 условную голову) |
2002 г. |
-"- |
13600 |
3. |
Дотирование маточного и ремонтного стада КРС в животноводстве ЛПХ (Поголовье всего: 24608 гол.) |
2002 г. |
-"- |
12000 |
4. |
Выделение целевых субсидий на поддержку семеноводства |
I кв. 2002 г. |
-"- |
4500 |
5. |
Поручительство по кредиту |
2002 г. |
-"- |
15000 |
6. |
Приобретение биопрепаратов |
2002 г. |
-"- |
300 |
7. |
Племподдержка и дотирование покупки племживотных |
2002 г. |
-"- |
2000 |
8. |
Приобретение ветеринарного оборудования |
2003 г. |
Окружной бюджет |
1198 |
Приложение 2
Пилотные проекты по развитию территориальных
сельскохозяйственных отношений, проводимых в 2002-2003 гг.
Пилотные проекты осуществляется в виде целенаправленных и всесторонне рассчитанных хозяйственных экспериментов, на примере которых будет проводиться глубокий анализ примененных организационных, финансовых и технологических новшеств и вырабатываться оптимальный вариант решения общих проблем стабилизации и развития сельского хозяйства округа во всех формах хозяйствования.
Проекты планируется провести в муниципальных образованиях, характеризующихся либо наибольшей проблематичностью состояния сельского хозяйства, требующей срочной выработки и принятия кардинальных организационных мер, либо имеющих значительный, но недостаточно используемый совокупный потенциал, эффективная реализация которого в короткие сроки возможна при взаимовыгодном сотрудничестве базовых СХП, администраций муниципальных образований, владельцев ЛПХ, КФХ и малого предпринимательства.
Важным условием для успешной реализации экспериментальных проектов является подготовленность и желание руководителей СХП и глав администраций муниципальных образований ответственно осуществлять планируемые мероприятия на своих территориях, а также постоянный контроль и координация их работы со стороны администраций районов.
Разработка проектов, координация их реализации и выработка дополнительных мер финансовой и иной государственной поддержки экспериментов осуществляются комитетом экономического развития и предпринимательства и комитетом сельского хозяйства администрации округа.
1. Муниципальное образование "Усть-Нарин" Могойтуйского района.
Предполагается разработка и реализация в 2002 г. системных действий организационного и финансово-кредитного характера, осуществляемые администрациями сельскохозяйственного производственного кооператива (далее - СХПК) "Усть-Наринский" и муниципального образования "Усть-Нарин" при участии комитета экономического развития и предпринимательства и комитета сельского хозяйства администрации округа и администрации Могойтуйского района.
Целью проекта будет создание и достижение устойчивого функционирования гармоничной и взаимовыгодной системы кооперации земельных, трудовых, финансовых, материальных ресурсов и властных полномочий СХПК "Усть-Наринский", владельцев ЛПХ, КФХ и администрации МО "Усть-Нарин", основанные на следующих основных принципах и технологических новшествах:
а) СХПК "Усть-Наринский" и конструктивно-активная часть владельцев ЛПХ и КФХ объединяют свои усилия и возможности для создания единого, основанного на кооперативных отношениях, экономического комплекса, нацеленного на наиболее эффективное хозяйственное использование совокупных ресурсов (земли, техники, сооружений, скота, технологий, рабочей силы и денежных средств) и увеличение доходов участников;
б) администрация МО "Усть-Нарин" инициирует создание единого территориального комплекса, координирует взаимоотношения участников и планирование совместной деятельности, а также оказывает постоянную помощь в виде целенаправленных кредитов из муниципального фонда поддержки ЛПХ и МП, размещения муниципальных заказов и в прочих возможных видах;
в) для ведения эффективного и территориально достаточного растениеводства полноценно и согласованно используется материальная база, профессиональные кадры и земли СХПК "Усть-Наринский". При этом целью отрасли является обеспечение ЛПХ, КФХ и населения достаточным объемом зерновых и других полевых кормов и мукой собственного производства, а также реализация зерна на региональном рынке;
г) для ведения эффективного животноводства используется товарное скотопоголовье ЛПХ и КФХ и планируемое племенное ядро СХПК "Усть-Наринский" (производители и маточное стадо ферм-репродукторов птицы и молодняка свиней), для нужд которых выделяются все земли участников, включая базовые СХП, их сенокосная техника и транспорт;
д) автотракторный парк СХПК "Усть-Наринский" на платной основе оказывает владельцам ЛПХ и КФХ все виды транспортных и прочих услуг;
е) для финансирования текущих затрат участников комплекса, создания системы малой переработки сельскохозяйственной продукции, образования ферм-репродукторов и функционирования единой системы реализации продукции целенаправленно используются:
- средства участников, целевые займы и дотации из бюджета округа;
- кредитные ресурсы из муниципального фонда поддержки ЛПХ и МП;
- кредиты Фонда поддержки малого предпринимательства и банков;
- средства планируемой кредитной кооперации.
2. Муниципальное образование "Хойто-Ага" Агинского района.
Предполагается дальнейшее развитие подтвержденных практикой последних лет кооперативных отношений между базовым СХП и ЛПХ, особенностью которых является активная целевая аренда владельцами ЛПХ неиспользуемых и малоиспользуемых пастбищ, сенокосов и животноводческих стоянок базового предприятия, а также прочего имущества (пилорама, МТМ и т.д.) на взаимовыгодной основе.
При этом модель кооперации будет схожей с устьнаринской моделью, предусматривающей инициативную и ответственную роль администрации муниципального образования.
Необходимо развивать муниципальный фонд поддержки ЛПХ и МП, кредитную кооперацию в среде состоявшихся владельцев крестьянских подворий.
3. Муниципальное образование "Челутай" Агинского района.
Предполагается создание на базе сохранившегося имущества и земель СХПК "Челутай" сельскохозяйственного муниципального унитарного предприятия, деятельность которого будет координироваться администрацией МО "Челутай".
Муниципальное унитарное предприятие будет преимущественно осуществлять работу по предоставлению необходимых платных услуг населению села (транспортные, земледельческие, реализационные, снабженческие и прочие), обеспечению бюджетных учреждений продовольствием, созданию новых рабочих мест (постоянных и сезонных).
Финансирование сезонных затрат муниципального унитарного предприятия планируется из тех же источников, запланированных в устьнаринской модели.
4. Муниципальное образование "Зуткулей" Дульдургинского района.
Предполагается дальнейшее развитие экономического взаимодействия между сильным базовым сельхозпредприятием инициативно действующей администрацией муниципального образования, позитивная роль которого подтверждена практикой 2001 года.
Особенностями данного проекта будут:
а) осуществление активной финансово-кредитной поддержки СХП со стороны муниципального образования с целью развития в предприятии полноценного сектора платных взаимовыгодных услуг для ЛПХ и КФХ (выращивание зерна, молодняка скота и полевых кормов, сенокошение, транспортные и технические услуги, зооветеринарное обслуживание, снабжение и т.д.);
б) совместное развитие системы бытового обслуживания населения;
в) развитие малого предпринимательства в сфере услуг и материального производства;
г) направление средств муниципального фонда поддержки ЛПХ и МП преимущественно в инфраструктуру их обслуживания и обеспечения.
Проект основывается на перспективном и заинтересованном сотрудничестве между администрацией МО и руководством базового хозяйства.
5. Муниципальное образование "Цокто-Хангил" Агинского района.
Предполагается продолжение политики активной кредитно-финансовой поддержки и целевого развития субъектов МП со стороны администрации муниципального образования.
Также планируется развитие системы обеспечения ЛПХ и КФХ молодняком птицы и свиней, зооветеринарными услугами, заготовки и транспортировки кормов, созданной на основе возможностей базового хозяйства, средств муниципального фонда поддержки ЛПХ и МП, средств и имущества населения и иных источников.
Методологической основой проекта является Концепция социально-экономического развития с. Цокто-Хангил.
Приложение 3
Инвестиционные проекты в АПК, реализуемые в 2002-2005 гг.
(тыс. руб.)
N |
Наименование |
Итого финан-е по годам |
В том числе: |
||||
|
|
|
ФБ |
ОБ (госкап влож.) |
ОБ (кредиты и ссуды) |
ССП |
прочие кредиты |
1 |
ГУП "Ага-кожа" |
8119,2 |
6000 |
1000 |
|
619,2 |
500 |
|
2002 г. |
8119,2 |
6000 |
1000 |
|
619,2 |
500 |
|
2003 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2004 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2005 г. |
|
|
|
|
|
|
2 |
ОАО "Дульдургинский молокозавод" |
700 |
|
|
|
200 |
500 |
|
2002 г. |
700 |
|
|
|
200 |
500 |
|
2003 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2004 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2005 г. |
|
|
|
|
|
|
3 |
Овощеконсервный завод в п.Агинское (ГУП "Агинский м/комб.") |
|
|
|
|
|
|
|
2002 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2003 г. |
8000 |
|
4000 |
|
3000 |
1000 |
|
2004 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2005 г. |
|
|
|
|
|
|
4. |
Молокозавод в п. Агинское |
|
|
|
|
|
|
|
2002 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2003 г. |
7000 |
|
|
3000 |
3000 |
1000 |
|
2004 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2005 г. |
|
|
|
|
|
|
5 |
Молокозавод в п. Могойтуй |
|
|
|
|
|
|
|
2002 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2003 г. |
6000 |
|
|
2000 |
3000 |
1000 |
|
2004 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2005 г. |
|
|
|
|
|
|
6 |
Сепараторные пункты в отдаленных селах округа |
|
|
|
|
|
|
|
2002 г. |
* |
|
|
|
|
* |
|
2003 г. |
* |
|
|
|
|
* |
|
2004 г. |
* |
|
|
|
|
* |
|
2005 г. |
* |
|
|
|
|
* |
7 |
Фермы репродукторы в МО округа |
|
|
|
|
|
|
|
2002 г. |
* |
|
|
|
|
* |
|
2003 г. |
* |
|
|
|
|
* |
|
2004 г. |
* |
|
|
|
|
* |
|
2005 г. |
* |
|
|
|
|
* |
8 |
Мини-инкубаторные станции в МО округа |
|
|
|
|
|
|
|
2002 г. |
* |
|
|
|
|
* |
|
2003 г. |
* |
|
|
|
|
* |
|
2004 г. |
* |
|
|
|
|
* |
|
2005 г. |
* |
|
|
|
|
* |
9 |
Приобретение сельскохозяйственной техники в лизинг |
40856 |
|
|
40856 |
|
|
|
2002 г. |
3000 |
|
|
3000 |
|
|
|
2003 г. |
11136 |
|
|
11136 |
|
|
|
2004 г. |
11690 |
|
|
11690 |
|
|
|
2005 г. |
15030 |
|
|
15030 |
|
|
10 |
Завод по производству растительного масла (из рапса) |
800 |
|
|
|
300 |
500 |
|
2002 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2003 г. |
800 |
|
|
|
300 |
500 |
|
2004 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2005 г. |
|
|
|
|
|
|
11 |
Завод по производству комбикормов |
1000 |
|
|
|
500 |
500 |
|
2002 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2003 г. |
1000 |
|
|
|
500 |
500 |
|
2004 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2005 г. |
|
|
|
|
|
|
12 |
Производство мясокостной муки и колбасной оболочки на Мог.м/комб. |
800 |
|
|
|
300 |
500 |
|
2002 г. |
800 |
|
|
|
300 |
500 |
|
2003 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2004 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2005 г. |
|
|
|
|
|
|
13 |
Могойтуйское АРТП |
3000 |
|
|
|
|
3000 |
|
2002 г. |
1500 |
|
|
|
|
1500 |
|
2003 г. |
1500 |
|
|
|
|
1500 |
|
2004 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2005 г. |
|
|
|
|
|
|
14 |
Дульдургинская птицефабрика |
2600 |
|
|
1600 |
|
1000 |
|
2002 г. |
600 |
|
|
|
|
600 |
|
2003 г. |
2000 |
|
|
1600 |
|
400 |
|
2004 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2005 г. |
|
|
|
|
|
|
15 |
Строительство гос.конюшни |
150 |
|
150 |
|
|
|
|
2002 г. |
150 |
|
150 |
|
|
|
|
2003 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2004 г. |
|
|
|
|
|
|
|
2005 г. |
|
|
|
|
|
|
Распределение финансовых средств на реализацию
инвестиционных проектов Программы по источникам финансирования и годам
тыс.руб.
|
|
Итого финансирование погодам |
В том числе: |
||||
|
|
|
ФБ |
ОБ (госкапвлож.) |
ОБ (кред. и ссуды) |
ССП |
пр.кредиты |
|
2002 г. |
14869,2 |
6000 |
1150 |
3000 |
1119,2 |
3600 |
|
2003 г. |
37436 |
|
4000 |
17736 |
9800 |
5900 |
|
2004 г. |
11690 |
|
|
11690 |
|
|
|
2005 г. |
15030 |
|
|
15030 |
|
|
|
Итого: |
79025,2 |
6000 |
5150 |
47456 |
10919,2 |
9500 |
Законом Агинского Бурятского автономного округа от 6 июня 2005 г. N 539-ЗАО настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 4
Потребность денежных средств на реализацию Программы в 2004-2005 гг.
(млн.руб.)
27 декабря 2004 г., 6 июня 2005 г.
Бюджетные средства |
Земледелие |
Животноводство |
Итого |
Подготовка и повышение квалификации кадров |
Государственная поддержка руководителей и специалистов |
Всего |
Региональные |
|
33,9 |
33,9 |
0,3 |
0,4 |
34,6 |
Лизинг |
15,03 |
|
15,03 |
|
|
15,03 |
Семеноводство |
6 |
|
6 |
|
|
6 |
Приобретение биопрепаратов |
|
0,8 |
0,8 |
|
|
0,8 |
Субсидия на подъем и обработку паров |
10,6 |
|
10,6 |
|
|
10,6 |
Повышение плодородия почв |
2,4 |
|
2,4 |
|
|
2,4 |
Кредитование сезонных затрат |
18,8 |
|
18,8 |
|
|
18,8 |
Ремонт сельскохозяйственной техники |
5 |
|
5 |
|
|
5 |
Племподдержка |
|
5 |
5 |
|
|
5 |
Маточное поголовье КРС (ЛПХ) |
|
14 |
14 |
|
|
14 |
Дотация на маточное поголовье овец |
|
11,2 |
11,2 |
|
|
11,2 |
Всего |
57,83 |
64,9 |
122,7 |
0,3 |
0,4 |
123,4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Агинского Бурятского автономного округа от 26 декабря 2001 г. N 240-ЗАО "О Программе стабилизации и развития агропромышленного комплекса Агинского Бурятского автономного округа в 2002-2005 гг."
Принят Агинской Бурятской окружной Думой 18 декабря 2001 г.
Подписан Главой администрации Агинского Бурятского автономного округа 26 декабря 2001 г.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в приложении "Вестник" от 23 февраля 2002 г., N 7-9
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Агинского Бурятского автономного округа от 12 декабря 2005 г. N 598-ЗАО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования Закона
Закон Агинского Бурятского автономного округа от 31 октября 2005 г. N 568-ЗАО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования Закона
Закон Агинского Бурятского автономного округа от 6 июня 2005 г. N 539-ЗАО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования Закона
Закон Агинского Бурятского автономного округа от 27 декабря 2004 г. N 487-ЗАО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования Закона
Закон Агинского Бурятского автономного округа от 22 апреля 2003 г. N 338-ЗАО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования Закона