27 декабря 2004 г.
Принят окружной Думой 25 ноября 2002 г.
Глава администрации округа |
Б. Жамсуев |
28 ноября 2002 г.
N 308-ЗАО
Паспорт окружной целевой Программы "Учитель" (2003-2005 годы)
27 декабря 2004 г.
Наименование Программы |
Окружная целевая Программа "Учитель" (2003-2005 гг.) |
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы |
Решение коллегии администрации Агинского Бурятского автономного округа N 23 от 26.12.2001 г. |
Заказчик Программы |
Комитет образования администрации Агинского Бурятского автономного округа |
Основной разработчик Программы |
Комитет образования администрации Агинского Бурятского автономного округа |
Конечная цель Программы |
Достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям школьников образовательных учреждений округа |
Задачи Программы |
1) Обеспечение образовательных учреждений округа высококвалифицированными педагогическими кадрами, способных работать по новым информационным технологиям. 2) Создание системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных кадров образовательных учреждений в рамках модернизации современного педагогического образования. 3) Улучшение материального положения и повышение социального статуса работников образования. 4) Моральная и материальная поддержка молодых учителем, закрепления их в сельских общеобразовательных школах. |
Основные направления Программы |
1) Прогнозирование и обеспечение системы образования педагогическими кадрами. 2) Развитие форм подготовки и переподготовки кадров. 3) Организация целевой подготовки педагогических кадров на основе договоров с высшими учебными заведениями. 4) Осуществление кадрового мониторинга и результативности педагогических кадров. 5) Привлечение научных кадров. |
Объемы и источники финансирования |
Финансирование робот осуществляется за счет средств окружного бюджета и муниципальных образований Общий объем финансирования 6 млн. 274 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты |
Реализация окружной целевой Программы "Учитель" позволит обеспечить: - повышение качества педагогического образования, совершенствование его содержания; - подготовка специалистов, ориентированных на образовательные запросы общеобразовательных учреждений округа; - совершенствование системы подготовки и переподготовим педагогических, административных кадров; - улучшение материального положения и повышение социального статуса работников образования; - введение целевых надбавок молодым учителям, моральная и материальная поддержка, закрепление их в сельских школах. |
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости принятия Программы
Важнейшей задачей окружной целевой Программы "Учитель" на 2003-2005 гг. является разработка единой комплексной структуры кадрового обеспечения системы образования на основе анализа тенденций, складывающихся в сфере педагогического образования.
В округе функционируют 50 общеобразовательных школ, в них обучается 17361 учащихся. Количество учителей и руководителей, работающих в сфере образования, составляет 1656 человек. Из них с высшим образованием по округу 1256 человек (75,8%): Агинский район - 521 чел. (79,5%), Могойтуйский - 448 чел. (74,2%), Дульдургинский - 287 чел. (71,9%); со средним специальным образованием 324 человека (18,5%): Агинский район - 104 чел. (15,9%), Могойтуйский - 124 чел.(20%), Дульдургинский - 96 чел. (22,8%).
В сравнении с прошлыми годами в округе наблюдается небольшой рост (на 0,8 %), количество учителей, имеющих высшее образование, и уменьшение числа педагогов со средним специальным образованием (с 21,6% до 19,5%). В связи с нехваткой учителей английского, русского языков вторая ступень обучений в школах округа продолжает комплектоваться выпускниками Агинского филиала ЗабГПУ, которые в основном имеют среднее специальное образование (Агинский район - 29%, Могойтуйский район - 11,1%, Дульдургинский район - 18%), а также остается высоким процент учителей первой ступени со средним специальным образованием (51%). Преподавание основных предметов 2 и 3 ступени осуществляется педагогами, имеющими высшее образование (62,7%), доля учителей с высшим образованием первой ступени обучения равна 13,1%. Таким образом, вопрос о получении учителями высшего образования актуален и требует решения. В образовательных учреждениях работают 20 учителей со средним общим образованием (Агинский район - 2, Могойтуйский - 7, Дульдургинский - 11) и 24 человека со средним специальным непедагогическим образованием (Агинский район - 13, Могойтуйский - 2, Дульдургинский - 9), что является большей частью недоработкой руководства школ и районных отделов образования.
За последние два года в системе общего среднего образования общая численность педагогических кадров в округе сократилась на 123 человека - с 1779 до 1656 (Агинский район - с 696 до 654, Могойтуйский - с 633 до 603, Дульдургинский - с 450 до 398).
Прогноз в области демографической политики на ближайшие несколько лет предполагает снижение рождаемости, поэтому количество выпускников 11 классов превысит число поступающих в 1 классы на 200-400 детей. Количество учащихся к 2010 году в школах округа уменьшится на 19% (с 17361 до 14000), а в Российской Федерации - на 28,30%. В 1998 году контингент детей сократился на 2,4%, в 1999 году - на 3,4%, в 2000 году - - 4%, что ведет к высвобождению педагогических кадров. Поэтому кадровая политика в образовании округа направлена на переподготовку высвобождающихся педагогов для работы в службах психолого-педагогического сопровождения. Психологические службы действуют в 44 школах и 8 дошкольных образовательных учреждениях, где работает 45 педагогов-психологов, из них 21 человек имеет категории. На основе договора, на кафедре психологии Бурятского государственного университета были открыты двухгодичные очно-заочные курсы, где уже прошли переподготовку 46 социальных педагогов.
За последние несколько лет наметилась тенденция сокращения числа молодых учителей (стаж до 5 лет). Доля молодых учителей в учреждениях образования составляет всего 6,9%. Педагоги со стажем от 10 до 20 лет составляют 1214 человек (73,3%). Эти данные подтверждают тенденцию старения педагогических кадров и проблему закрепления молодых педагогов в школах округа.
Качество образования в образовательных учреждениях округа во многом зависит от соответствующего уровня руководящих кадров. Сегодня управление образовательными учреждениями осуществляют 118 директоров и заместителей директоров с высшим образованием и 8 человек со средним специальным образованием.
Требует решения вопрос и предупреждения частой сменяемости руководителей образовательных учреждений, так, за последние 3 года произошла смена 11 руководителей в Агинском районе, в Могойтуйском - 4, в Дульдургинском - 1 руководителя и 3 заместителей директоров.
Перед комитетом образования и районными отделами образования стоит задача подготовки резерва руководящих кадров, их профессионального и квалификационного уровня. Также необходима система повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогических и административных работников в области телекоммуникационных средств и новых информационных технологий. С этой целью комитетом образования запланировано создание 3-х районных центров дистанционного образования, что даст возможность педагогам получить квалифицированные консультации по доступу к сетевым информационным ресурсам.
Запланирована подготовительная работа по повышению квалификации педагогических работников 11 образовательных учреждений округа, переходящих на новое содержание образования. В данное время в округе ведется переподготовка специалистов как по традиционным, так и по новым перспективным педагогическим специальностям.
На основе прямых договоров комитета образования с педагогическими вузами за последние 5 лет поступили и обучаются 242 студента (148 - ЗабГПУ и 94 - БГУ). В 2000 году поступили в ЗабГПУ - 24, БГУ - 18 выпускников школ округа.
Повышение квалификации и переподготовки кадров невозможно решить только обучением в окружном институте усовершенствования учителей (ИУУ).
Необходимость разработки и принятия Программы "Учитель" обусловлена потребностью образовательных учреждений в решении вышеуказанных проблем.
II. Система программных мероприятий
1. Целевая подготовка педагогических кадров на контрактной основе (приложение N 1)
Число вакансий педагогических кадров в общеобразовательных школах округа не превышает 2,1% по отношению к общей численности работающих учителей. Основную долю вакансий составляют должности учителей английского языка, музыки, истории, информатики, русского языка и литературы, ИЗО. На сегодня в школы округа требуется 35 педагогов.
С учетом существующей системы подготовки кадров комитет образования ежегодно направляет на контрактной основе выпускников школ округа в БГУ и ЗабГПУ по традиционным и новым перспективным специальностям. В течение последних 5 лет поступили в БГУ 81 человек, в ЗабГПУ - 121. В этом учебном году заканчивают БГУ 16 студентов по 10 специальностям, ЗабГПУ - 26 студентов по 12 специальностям.
В результате целевой подготовки педагогических кадров на контрактной основе вакансии учителей будут заполнены в течение 5-7 лет.
2. Переподготовка кадров по новым специальностям (приложение N 2)
В 1998 году контингент школьников сократился на 2,4%, в 1999 году - на 3,4%, в 2002 году - на 4%, и как следствие - высвобождение кадровых ресурсов. Поэтому кадровая политика в системе образования округа направлена на переподготовку высвобождающихся педагогов по новым специальностям. С этой целью в этом году проведено переподготовка 25 педагогов по специальностям психологов, социальных педагогов и логопедов на базе окружного ИУУ. Всего по Программе "Учитель" за 5 лет переподготовку пройдут 64 учителя по новым специальностям.
3. Повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов органов управления образованием (приложение N 3)
В целях обеспечения высокого уровня повышения квалификации и профессиональной переподготовки, получения знаний и новейших достижений педагогической науки, передового отечественного и зарубежного опыта планируется обучение в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Российской Федерации руководителей и специалистов органов управления образованием округа. По Программе должны пройти обучение в:
2003 г. - 18 чел. (сумма расходов составляет 151 тыс. руб.)
2004 г. - 18 чел. (сумма расходов составляет 151 тыс. руб.)
2005 г. - 19 чел. (сумма расходов составляет 153 тыс. руб.)
Итого в течение 3 лет расходы на оплату проездных и командировочных составят 455,0 тыс. рублей
4. Подготовка собственных научных кадров (приложение N 4)
В округе 50 общеобразовательных школ, 50 дошкольных образовательных учреждении, 16 учреждений дополнительного образования. В данных учреждениях работают 2078 педагогических работников, но среди них нет учителей с ученой степенью или ученым званием.
Проводимая опытно-экспериментальная работа в школах округа нуждается в научном руководстве 11 общеобразовательных школ, Агинская гимназия, АСШ N 3, MCШ N 2. Догойский сельский национальный лицей, Урдо-Агинская, Судунтуйская, Хара-Шибирская, Кусочинская, Дульдургинская, Алханайская, Зуткулейская средние школы определены как федеральные опытно-экспериментальные школы. В общеобразовательных школах создаются научные общества по научно-исследовательской работе. Участники научных обществ представляют работы поискового, творческого, исследовательского характера на участие в научно-практический конференции "Шаг в будущее".
5. Привлечение научных кадров (приложение N 5)
Механизмом развития системы образования является опытно-экспериментальная и инновационная деятельность. Анализ инновационной деятельности показал необходимость создания качественно новых моделей образовательных учреждений, как школы-лаборатории, социально-педагогические комплексы, минишколы в школах, профильные школы, предуниверсарии. В настоящее время тесно сотрудничают: АСШ N 3 с Читинским техническим университетом, АСШ N 2 с Читинской медицинской академией, Агинская гимназия с Новосибирским и Бурятским государственными университетами, Судунтуйская средняя школа с Бурятским государственным университетом, Догойский сельский лицей с Томским университетом автоматизированных систем управления и радиоэлектроника, Хара-Шибирская средняя школа с Читинским филиалом Забайкальского аграрного института, Цокто-Хангильская средняя школа с Забайкальским государственным педагогическим университетом и другие. В условиях модернизации системы образования образовательные учреждения нуждаются в научном руководстве.
6. Социальная защита педагогических работников школ (приложения NN 6.1, 6.2, 6.3, 6.4)
За последние годы наметилось тенденция сокращения числа молодых учителей (со стажем до 5 лет) с 265 до 167 человек по округу, в том числе в Агинском районе со 142 до 65 человек, в Могойтуйском районе с 71 до 64 человек, в Дульдургинском с 52 до 38 человек. Число молодых педагогов по округу составляет всего 6,9% от общей численности педагогических кадров.
На проблеме закрепления молодых в школе сказывается не только низкий уровень оплаты труда и социальный престиж профессии педагога, но и слабая социальная защищенность педагогических работников общеобразовательных учреждений. Решение этой проблемы также невозможно без улучшения социальных и жилищно-бытовых условий педагогических работников. Большинство молодых учителей не обеспечены жильем. Из 208 молодых специалистов 120 человек снимают квартиры или живут с родителями.
III. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное финансирование рабочих документов:
- перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема финансирования;
- координационного плана совместных действий комитета образования, районных отделов образования, образовательных учреждений.
IV. Финансовое обеспечение Программы
1. Целевая подготовка педагогических кадров на контрактной основе (приложение N 1)
Вуз |
2003 |
2004 |
2005 |
Итого |
||||
кол-во квотн. мест. |
стои-им. кв.м. (тыс) |
кол-во квотн. мест. |
стои-им. кв.м. (тыс) |
кол-во квотн. мест. |
стои-им. кв.м. (тыс) |
кол-во квотн. мест. |
стои-им. кв.м. (тыс) |
|
БГУ ЗабГПУ Итого |
16 15 31 |
22 32 54 |
17 16 33 |
24 34 58 |
18 18 36 |
25 38 63 |
51 49 100 |
71 104 175 |
2. Переподготовка кадров по новым специальностям (приложение N 2)
Переподготовка по новым специальностям |
2003 |
2004 |
2005 |
Итого |
||||
кол-во |
стоим. |
кол-во |
стоим. |
кол-во |
стоим. |
кол-во |
стоим. |
|
Волеолог |
4 |
10,3 |
3 |
7,7 |
3 |
7,7 |
10 |
25,7 |
По компенсир. обуч. |
2 |
5,1 |
1 |
2,6 |
1 |
2,6 |
4 |
10,3 |
Психолог |
5 |
12,9 |
5 |
12,9 |
5 |
12,9 |
15 |
38,7 |
Менеджер |
4 |
10,3 |
3 |
1,1 |
3 |
7,7 |
10 |
25,7 |
Соц. педагог |
5 |
12,9 |
5 |
12,9 |
- |
- |
10 |
25,8 |
Логопеддефектолог |
5 |
12,9 |
5 |
12,9 |
5 |
12,9 |
15 |
38,7 |
Итого: |
25 |
64,4 |
17 |
43,8 |
22 |
56,7 |
64 |
164,9 |
3. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководителей и специалистов органов управления образованием (приложение N 3)
|
2003 |
2004 |
2005 |
Итого |
||||
кол-во |
итого |
кол-во |
итого |
кол-во |
итого |
кол-во |
итого |
|
Руководители органов управления |
4 |
48,0 |
4 |
48,0 |
4 |
49,0 |
12 |
145 |
Специалисты органов управления |
4 |
48,0 |
4 |
48,0 |
4 |
49,0 |
12 |
145 |
Руководители школ |
8 |
33 |
8 |
33 |
9 |
34 |
25 |
100 |
Руководители ДОУ |
2 |
13,7 |
2 |
13,7 |
2 |
13,6 |
6 |
41,0 |
Руководители УДО |
1 |
8,0 |
1 |
8,0 |
1 |
8.0 |
3 |
24,0 |
Итого: |
19 |
150,7 |
19 |
150,7 |
20 |
153,6 |
58 |
455 |
4. Подготовка собственных научных кадров (приложение N 4)
|
2003 |
2004 |
2005 |
Итого |
||||
кол-во |
стоим. |
кол-во |
стоим. |
кол-во |
стоим. |
кол-во |
стоим. |
|
Обучение в очной аспирантуре |
1 |
7 |
1 |
7 |
1 |
7 |
3 |
21,0 |
Обучение в заочной аспирантуре |
2 |
14 |
2 |
14 |
2 |
14 |
6 |
42,0 |
Соискательство |
1 |
6 |
1 |
6 |
1 |
6 |
3 |
18 |
Итого: |
4 |
27 |
4 |
27 |
4 |
27 |
12 |
81 |
5. Привлечение научных работников (приложение N 5)
|
2003 |
2004 |
2005 |
Итого |
||||
кол-во |
стоим. |
кол-во |
стоим. |
кол-во |
стоим. |
кол-во |
стоим. |
|
Привлечение научных работников |
3 |
16,2 |
3 |
162 |
4 |
21,6 |
10 |
54,0 |
6. Социальная защита педагогических работников школ округа (приложения NN 6.1, 6.2, 6.3, 6.4)
6.1. Поддержка молодых учителей
Расчет дополнительных средств на увеличение разряда молодым учителям (7-9 разряд)
Районы |
Раз ряд |
2003 |
2004 |
2005 |
Итого |
||||
кол-во мол. учит. |
сумма |
кол-во мол. учит. |
сумма |
кол-во мол. учит. |
сумма |
кол-во мол. учит. |
сумма |
||
Агинский |
8 9 |
31 44 |
52589,64 84987,44 |
32 44 |
54286,08 84997,44 |
34 46 |
57678,96 88860,96 |
97 134 |
164554,68 258845,8 |
Могойтуйск. |
8 9 |
18 57 |
30535,92 110110,32 |
1959 |
32232,3 113973,84 |
21 61 |
35625,24 117837,3 |
58 177 |
98393,52 341921,52 |
Дульдур. |
8 9 |
29 16 |
49196,76 30908,16 |
30 18 |
50893,2 34771,68 |
31 19 |
52589,64 36703,44 |
90 53 |
152379,60 102383,2 |
Округ |
|
195 |
358328,24 |
202 |
371154,6 |
212 |
389295,6 |
609 |
1118778,4 |
6.2. Строительство жилья для работников образования
|
2003 |
2004 |
2005 |
Итого |
||||
кол-во |
стоим. |
кол-во |
стоим. |
кол-во |
стоим. |
кол-во |
стоим. |
|
Стр-во |
4 |
900,0 |
5 |
1050,0 |
5 |
1050,0 |
14 |
3000,0 |
6.3. Расчет оплаты подъемных молодым учителям
|
2003 |
2004 |
2005 |
Итого |
||||
кол-во |
стоим. |
кол-во |
стоим. |
кол-во |
стоим. |
кол-во |
стоим. |
|
Подъемные |
57 |
259,3 |
55 |
250,3 |
61 |
277,6 |
173 |
787,2 |
6.4 Расчет доплаты в размере 20 % от оклада пед. работников, имеющих звание "Почетный работник общего образования РФ"
Район |
2003 |
2004 |
2005 |
Итого |
||||
кол-вo |
стоим. |
кол-во |
стоим. |
кол-во |
стоим. |
кол-во |
стоим. |
|
Агин. |
43 |
8222,94 |
50 |
9553,46 |
59 |
11264,22 |
152 |
29040,62 |
Мог. |
50 |
9504,0 |
57 |
10834,56 |
65 |
12355,20 |
172 |
32693,76 |
Дульд. |
33 |
6272 |
40 |
7603,20 |
48 |
9123,84 |
121 |
22999,04 |
Округ |
126 |
23998,94 |
147 |
27991,22 |
172 |
32743,26 |
445 |
84733,4 |
Законом Агинского Бурятского автономного округа от 27 декабря 2004 г. N 494-ЗАО в раздел "Общая стоимость Программы" настоящей Программы внесены изменения
Общая стоимость Программы
|
2003 |
2004 |
2005 |
Итого |
1. Подготовка собственных научных кадров |
27,0 |
27,0 |
27,0 |
81,0 |
2. Подготовка кадров по новым специальностям |
64,4 |
43,8 |
56,7 |
164,9 |
3. Повышение квалификации и переподготовка рук-лей и спец-тов образования |
150,7 |
150,7 |
153,6 |
455,0 |
4. Строительство жилья, долевая оплата строительства или приобретения дома, квартиры, оплата частичной стоимости жилья по ипотечному кредитованию, оказание финансовой помощи на капитальный ремонт квартир |
900,0 |
1421,2 |
1439,3 |
3760,5 |
5. Аренда дома |
121,3 |
114,1 |
117,9 |
353,3 |
6. Оплата подъемных |
259,3 |
250,3 |
277,6 |
787,2 |
7. Исключена Информация об изменениях:См. текст части 7 |
|
|
|
|
8. Целевая подготовка пед. кадров на контрактной основе |
54,0 |
86,0 |
95,8 |
410,8 |
9. Исключена Информация об изменениях:См. текст части 9 |
|
|
|
|
10. Привлечение научных кадров |
16,2 |
16,2 |
21,6 |
54,0 |
Итого: |
1975,2 |
2109,3 |
2189,5 |
6274,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Агинского Бурятского автономного округа от 28 ноября 2002 г. N 308-ЗАО "Об утверждении окружной целевой Программы "Учитель" (2003-2005 гг.)"
Принят Агинской Бурятской окружной Думой 25 ноября 2002 г.
Подписан Главой Администрации Агинского Бурятского автономного округа 28 ноября 2002 г.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в приложении "Вестник" от 15 января 2003 г., N 29-31
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Агинского Бурятского автономного округа от 5 декабря 2005 г. N 588-ЗАО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования Закона
Закон Агинского Бурятского автономного округа от 27 декабря 2004 г. N 494-ЗАО
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования Закона