Постановление Главы Администрации
Агинского Бурятского автономного округа
от 17 апреля 1998 г. N 113
"О концепции экономического развития Агинского Бурятского
автономного округа в 1998-м и последующих годах"
Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 июня 2009 г. N 244 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях формирования единой окружной политики в области экономического развития в 1998-м и последующих годах, постановляю:
1. Утвердить проект Концепции экономического развития Агинского Бурятского автономного округа в 1998-м и последующих годах в качестве основного программного документа экономической политики администрации округа в 1998-м и последующих годах (прилагается).
2. Рекомендовать администрациям районов, органам местного самоуправления, руководителям предприятий и организаций, предпринимательским структурам и гражданам, занятым индивидуальным хозяйствам, руководствоваться Концепцией экономического развития округа в планировании и ведении хозяйственной и иной экономической деятельности.
3. Руководителям Департамента сельского хозяйства, комитетов по экономическому развитию; по поддержке малого предпринимательства; промышленности, транспорта, связи и энергетики с привлечением соответствующих подразделений районных администраций, а также федеральных структур, в срок до 1 июля подготовить и утвердить окружные целевые программы по подготовить и утвердить окружные целевые программы по приоритетным направлениям, вошедшим в настоящую Концепцию.
4. Контроль за исполнением настоящей Концепции возложить на комитет по экономическому развитию администрации округа.
Глава администрации Агинского округа |
Б. Жамсуев |
Концепция
экономического развития Агинского Бурятского
автономного округа в 1998-м и последующих годах
(утв. постановлением Главы Администрации
Агинского Бурятского автономного округа
от 17 апреля 1998 г. N 113)
Введение
Настоящая Концепция экономического развития Агинского Бурятского автономного округа разработана по причине того, что прежние масштабные программные документы, как "Комплексная программа социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа __________________________________" и "Проект районной Планировки Агинского Бурятского автономного округа ___________________________________________", подготовленные Консультативной компанией "Аналитические и маркетинговые исследования" и НИИ "Урбанистика" на базовых показателях 1991-92 г.г. и ориентированные в основном на объемные показатели, не могут быть осуществлены в полной мере в силу резких изменений условий хозяйствования, произошедших в 1993-97 г.г.
Концепция, основываясь, с одной стороны, на данных по фундаментальным хозяйственно-ресурсным исследованиям, приведенных в упомянутых работах, и учитывая, с другой стороны, современное состояние экономики и хозяйства, имеющиеся тенденции, инвестиционные и другие возможности округа, устанавливает четкие принципы подхода к разрешению проблем и вопросов экономического развития. Формирует основные приоритетные направления, и определяет отдельные важнейшие объекты и структуры экономической сферы округа, способные стать "точками роста". Эти проекты должны получить первоочередные финансово-инвестиционные, организационно-правовые и другие виды государственной поддержки со стороны администрации округа.
Концепция рассматривается как базовый экономико-организационный критерий, в соответствии с которым должны разрабатываться и осуществляться более детальные отраслевые программы.
Формирование Концепции в виде ограниченного круга приоритетных объектов и направлений, пользующихся всесторонней поддержкой не означает отказ администрации округа от решения проблем многих не действующих предприятий промышленной, строительной и транспортной сфер. "Напротив, предусматривая ускоренное развитие приоритетных отраслей, являющихся естественными потребителями продукции и услуг простаивающих организаций, Концепция ставит цель создать перспективный платежеспособный спрос на их деятельность. Без такого спроса объективного развития обслуживающих отраслей быть не может.
Кроме этого, Концепция предполагает реальный механизм задействования таких предприятий через активное развитие производственного предпринимательства.
Анализ состояния экономики округа в 1992-97 г.г.
До наступления рыночного периода материально-производственная сфера Агинского Бурятского автономного округа, состоящая из сельскохозяйственного производства (60 % от всего объема товарной продукции округа), в основном сосредоточенного в колхозах и совхозах, горнодобывающей промышленности (25 % к объему товарного производства округа), небольших предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности, лесозаготовок и лесопереработки, местной промышленности в т.ч. строительных материалов и технической обслуживающей инфраструктуры (транспортные, строительные, ремонтные и другие предприятия), существовала в условиях централизованного планового финансирования, материального обеспечения, поставок произведенного товара и выравнивающих региональных дотаций, обеспечивающих рентабельность большинства производств, при существовавшем тогда объективном уровне их эффективности.
Отмена всех этих условий, а также открытие внутреннего рынка страны перед импортом зарубежных товаров, ограничение льготного кредитного обеспечения, постановка производств в зависимость от потребительского спроса и другие резкие изменения, произошедшие с переводом экономики России на рыночные основы, крайне неблагоприятно отразились на состояние экономического сектора округа.
За рассматриваемый период снизились объемы производства продукции
- по сельскому хозяйству на 55%
- о горнодобывающей промышленности на 100%
- по местной промышленности и промышленности стройматериалов на 80%
- по перерабатывающей и пищевой промышленности на 45%
- по лесозаготовкам и лесопереработке на 70%
На начало 1998 года в состоянии остановления производства и частичной или полной консервации материальной базы находится 80 предприятий промышленной сферы, в том числе Орловский ГОК. Это составляет 75% всего промышленного сектора округа. На части предприятий, простаивающих более года, возникла проблема сохранения производственно-технической базы.
Действующие же промышленно-технические предприятия по основному производству как правило работают нерентабельно или близко к "нулевому" уровню по прибылям.
В критическом состоянии находятся коллективные сельхозпредприятия, в которых сосредоточено 51% производственных мощностей округа. По итогам 1997 года в их числе нет ни одной рентабельной организации, крайне ограничено количество прибыльных отраслей и цехов в составе хозяйств.
Основные показатели товарного сельскохозяйственного производства, - поголовье продуктивного скота, площади посевов зерновых и других культур, уровень продуктивности скота и пашни, - по сравнению с 1991-92 г.г. сократились в 3 раза.
В большинстве промышленных и сельскохозяйственных предприятий округа стоимость общей материально-технической базы в десятки и сотни раз превышает объем реализации произведенной товарной массы, что неминуемо приводит к неэффективности производства в целом.
Вследствие поспешного проведения акционирования потеряны многие объективно необходимые интеграционные связи в АПК.
Причины возникновения и продолжения кризиса экономической сферы округа известны. Во-первых, это негативные для нее изменения внешних условий хозяйствования, произошедшие с переходом на рыночные отношения; во-вторых, крайне тяжелые, по сравнению с подавляющим большинством регионов России, природно-климатические условия территории, в которых функционируют производства, удаленность округа от основных поставщиков материальных и других ресурсов и товаров, а также потенциальных потребителей местной продукции, изношенность и моральное устаревание технологического оборудования и материальной базы предприятия; в-третьих, это внутренние причины кризиса, к которым нужно отнести непринятие своевременных адекватных мер по подготовке и приведению деятельности производственно-хозяйственных предприятий и органов управления экономикой в соответствие с рыночными требованиями.
Следует отметить, что наряду с сокращением основных и оборотных средств производства в крайне угнетенном положении оказалось главное действующее производственного процесса лицо-сам производитель. В условиях хронической (до 3-4 лет) невыплаты заработной платы работники большинства предприятий не имеют объективной мотивации для напряженного и эффективного труда. Происходит "утечка" квалифицированных и инициативных кадров из материального производства в другие секторы народного хозяйства.
Несмотря на появление всех необходимых правовых и других возможностей, медленно развивается частное предпринимательство в сфере материального производства.
Кризис экономики неблагоприятно отражается на социальных условиях большинства жителей округа. Появилась безработица (официально- 5,2%; а фактически - до трети от числа людей трудоспособного возраста), чрезвычайно снизилось материальное благосостояние населения, слабо функционируют учреждения культуры, бытового и транспортного обслуживания, до сих пор зависящие от помощи со стороны базовых предприятий сельского хозяйства.
В то же время изучение возможностей улучшения состояния дел в народном хозяйстве округа показывает, что несмотря на критическое снижение качественных показателей и физических объемов материального производства, - основы всей экономики - в округе все же имеется достаточно возможностей для стабилизации положения и последующего экономического развития.
Прежде всего - это мероприятия по приведению организационно-правовых форм, отношений собственности и производственных отношений внутри предприятий в соответствие с требованиями хозяйствования в рыночных условиях (особенно в 'сельхозпредприятиях), а также повышение эффективности использования производственного имущества. Данные мероприятия носят чисто организационно-экономический характер, не требуют капиталовложений, но могут принести очень значительный всесторонний эффект.
Высокий продуктивный потенциал имеет реструктуризация производственной ориентации (отраслевой и внутриотраслевой) хозяйственной деятельности отраслей и предприятий от нерентабельных традиционных направлений на другие, более эффективные. К примеру, породные особенности скота, изменение систем кормления животных, организация выпуска новых потребительских товаров и т.д.
С учетом того, что в предпринимательской среде появились первые обнадеживающие тенденции переноса деловой инициативы и капиталовложений в материальный сектор и интеграции частных предпринимателей с производственными предприятиями (особенно в переработке и пищевой и местной промышленностях), развитие данного направления деятельности наиболее инициативной и предприимчивой части населения округа при всесторонней возможной поддержке, оказываемой окружной и районными администрациями. Это может стать новой реальной сферой экономического роста.
Важнейшим реальным фактором, обеспечивающим экономическое развитие, является создание и продуктивное функционирование ГУП "Фонд развития Агинского Бурятского автономного округа", аккумулирующего значительные инвестиции окружной администрации, преобладающая часть которых уже сегодня направляются на поддержку экономики округа.
Потенциалом экономического роста являются и географическое положение округа, которое способствует развитию внешнеэкономической деятельности и завозу на территорию округа зарубежных сборочных и иных технологий, способных размещаться на существующей материальной базе производств.
Основные концептуальные принципы подхода
к разрешению проблем и вопросов экономического развития
1. Критическая ситуация, сложившаяся в экономике округа, наличие крупных объективных факторов, негативно влияющих на возможности развития производства (природно-климатические условия, удаленность и пр.), неблагоприятная структура народного хозяйства вкупе с ограниченными инвестиционными возможностями требуют разработки четко сформулированной локальной экономической политики округа, имеющей финансово-инвестиционные источники, реальный механизм и короткие сроки осуществления.
2. Настоящая Концепция преследует 3 цели: первая - отбор потенциально эффективных в условиях рынка направлений и объектов экономики округа; вторая - их подготовка под планируемое развитие (организационно-правовая база, структура производства, технико-экономическое обоснование развития, управленческая система и т.д.); третья - инвестиционные вливания и другие виды господдержки.
3. Концепция направлена на развитие производственной сферы (сельское хозяйство, промышленность), сферы хозяйственных и технологических (в том числе сугубо рыночных) услуг, а также налогообразующей базы.
4. Основными принципами подхода к проектам экономического развития являются:
1) поддерживаются только те предприятия, проекты и направления, которые имеют соответствующие рыночным требованиям организационно-правовую технологическую структуру и администрации;
2) при отсутствии долгосрочной федеральной поддержки все проводимые по инициативе окружной администрации (или поддерживаемые ею) экономические проекты должны иметь потенциально рентабельный характер. "Нулевая" рентабельность допустима только в тех случаях, когда имеется особое социальное значение. Убыточные производства в программу экономического развития не включаются (только после реорганизации, перепрофилирования или процедуры банкротства, в случае, если и после данных процедур состояние предприятия не улучшается, то оно должно передаваться в частные руки или расформироваться).
3) особый приоритет отдается проектам, развивающим те направления и объекты, которые способны стать "точкой роста" (развиваясь, они подтягивают другие, связанные с ними отрасли и предприятия, структурируют их);
4) инвестиции вкладываются только в полностью подготовленные и обоснованные проекты и носят в основном рациональный, краткосрочный и возвратный характер. Новые проекты инициируются как целенаправленными действиями и заказами окружной и других администраций, так и производственными и предпринимательскими образованиями. При этом инвестирование и иные виды поддержки проектов осуществляются на конкурсной основе;
5) в сельском хозяйстве приоритет отдается рационализму в технологиях, некапиталоемким и быстроокупаемым проектам;
6) в промышленной, технической и техноемкой сферах приоритетным является развитие наиболее современных, в том числе ныне отсутствующих в округе, компактных технологий, в основном размещающихся на имеющейся материальной базе (по большинству направлений), а также проекты по модернизации производства;
7) новая продукция должна иметь высокую конкурентоспособность и быть ориентированной на вывоз за пределы округа, а также вытеснение из внутреннего рынка однородной ввозимой продукции;
8) приоритет отдается объектам, создающим эффективную налогообразующую базу, при прочих равных показателях проектов данный критерий имеет решающую роль;
9) приоритетные направления открыты для инвестирования иностранным и российским частным капиталом (в том числе от населения округа) и администрации округа создает для этого все возможные способствующие условия;
10) эффективные экономические проекты поддерживаются администрацией округа независимо от формы собственности. Приоритет отдается реальному частному предпринимательству в материальном производстве, особое развитие должны получить объекты со смешанным инвестированием.
11) меры государственной поддержки оказываются мероприятиям по развитию новых организационно-хозяйственных инициатив со стороны населения, не участвующего в настоящее время в структурно-экономических отношениях;
12) окружная государственная поддержка приоритетных экономических направлений и объектов заключается в предоставлении льготных инвестиций, кредитов и бюджетных ссуд, проведение научно-хозяйственных исследований и разработок, формировании оптимальных организационных структур и правовых условий, включении в федеральные и региональные целевые программы, во внешнеэкономические отношения и т.д.
Приоритетные направления экономического развития
Концепция экономического развития предусматривает создание условий для первоочередного развития материального производства и способствующих ему факторов, а также местной налогооблагаемой базы.
Приоритетными направлениями в развитии материального производства являются:
1.Сельское хозяйство;
2.Пищевая и сельскохозяйственная перерабатывающая промышленность;
3.Промышленные и технические предприятия (в т.ч. малые) по
- машиностроению и сборочному производству;
- горнодобывающему производству;
- лесопереработке и производству деревоизделий;
- техническому и технологическому обслуживанию сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства;
- производству изделий народного промысла;
- другим вновь формируемым рентабельным производствам.
Исходя из вышеперечисленных принципов подхода к разрешению проблем и вопросов экономического развития, Концепция предусматривает создание благоприятных условий для развития всех субъектов указанных приоритетных направлений, которые отвечают обязательным требованиям по рентабельности производства и инвестиционного процесса, рациональности проекта, срокам окупаемости и т.д. Но в первую очередь инвестиции направляются в проекты, способные стать "точками роста" экономики округа, а также имеющие наивысшую рентабельность и наиболее современный технико-технологический уровень.
I. Сельское хозяйство.
Улучшению состояния дел в сельском хозяйстве должно быть уделено основное внимание, так как в отрасли сосредоточена большая часть материально-технических ресурсов, рабочих мест и земли (как средства производства). От состояния агросектора зависит материальное и социальное положение более чем 70 % населения округа.
Развитие сельского хозяйства предусматривается проводить через разрешение 3 направлений:
- организационно-экономические мероприятия;
- формирование стабильной финансово-кредитной системы;
- мероприятий по совершенствованию отраслевой и технологической структуры сектора, улучшению системы технического и технологического обслуживания.
Организационно-экономические мероприятия в сельскохозяйственном производстве являются первоочередными в ряду других действий, ибо без такой подготовки последующие мероприятия не имеют смысла.
К организационно-экономическим мероприятиям относятся: преобразование (реорганизация, реформирование) устойчиво-неэффективных сельхозпредприятий с учетом собственных разработок и опыта, опыт других регионов Российской Федерации и зарубежных стран, обеспечив при этом на кооперативной основе использование имеющихся материально-технической и технологической базы;
-целенаправленное развитие товарного животноводства и огородничества в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) сельского населения путем проведения организационных мероприятий (кооперация ЛПХ) агротехсервис, реализация продукции) и финансово-кредитной поддержки;
-кооперация и интеграция всех форм хозяйствования в агросекторе, формирование новых хозяйственных образований (кооперативы, товарищества, крестьянские фермерские хозяйства без образования юридического лица), дальнейшее развитие реального фермерства;
-формирование единой сельской административно-экономической территории, предусматривающее значительное повышение роли сельской администрации в экономической сфере (управление кооперацией и интеграцией, единым продовольственным налогом и землепользованием).
Формирование стабильного финансово-кредитного обслуживания сельского хозяйства осуществляется в полной мере только после проведения организационно-экономического улучшения отрасли, так как кредитование и инвестирование сельхозпредприятий и других форм хозяйствования в их сегодняшнем виде имеет высокую долю риска и малоэффективны.
К основным мероприятиям в данном направлении относятся:
- обеспечение безусловной возвратности кредитов, предоставленных федеральным льготным Фондом кредитования, ибо только в этом случае сохраняется последующее выделение наиболее льготных кредитов;
- продолжение и совершенствование кредитования ЛПХ с целью создания новой клиентурной базы, пользующейся доверием банка и других финансово-кредитных источников. Развитие кредитной кооперации на уровне сел и кредитного взаимодействия между формами хозяйствования;
- развитие системы привлечения свободных инвестиционных средств населения в совершенствование и обновление товарного сельхозпроизводства и местной переработки, в том числе через выпуск ценных бумаг субъекта Федерации, муниципальных образований и предприятий;
- формирование собственно окружного фонда кредитования сельхозтоваропроизводителей (кратко- и среднесрочный), использование временно свободных средств бюджетов, совершенствование системы окружного местного дотирования сельского хозяйства;
- формирование финансово-промышленной группы в АПК округа.
К основным мероприятиям по совершенствованию отраслевой и технологической структуры агросектора и улучшение системы обслуживания сельского хозяйства нужно отнести:
- ускоренное развитие животноводства во всех формах хозяйствования на основе завоза и разведения скота мясных (аборигенных) пород (крупный рогатый скот, овцы, лошади), позволяющих вести рентабельное производство на основе предельно рационального содержания;
- территориальное "зонирование" размещения крупного товарного зернопроизводства и других отраслей с привязкой к ним малой переработки. Размещение и развитие отраслей на территориях осуществляется на основе учета плодородия земельных угодий, состояния производственно-технической базы, подготовки кадров, погодно-климатических и природно-географических условий. После такого экономически обоснованного размещения ускоряется совершенствование технологий производства, перестраиваются системы кредитования и инвестирования, заказов и реализации продукции;
- развитие животноводства (в т.ч. мелкого) и огородничества в условиях личных подворий с обслуживанием их со стороны сельхозпредприятий, передача в аренду личным подворьям и КФХ скота, а также не используемых земель сельхозпредприятий. Формирование отсутствующих систем технологического (племенного, ветеринарного, агрономического, снабженческого) обеспечения подворий, расположенных в селах и поселках, создание в селах небольших племенных и селекционных центров;
- образование (после соответствующего ТЭО) районных машинно-технологических станций (МТС) на базе АРТП, с возможным присоединением других предприятий агротехсервиса, локальное развитие отдельных технологий, в данных предприятиях;
- дальнейшее развитие переферийной# системы ГУП "Продовольственный фонд" администрации Агинского Бурятского автономного округа. Активное участие ГУПа в реализации продукции предприятий АПК, в межотраслевых отношениях сельхозпроизводителей, переработки и реализации, привлечение его к товарно-денежному кредитованию предприятий всех форм хозяйствования;
- модернизация и расширение спектра товаров, предприятий переработки и сельхозпродукции, передача их контрольных пакетов акций товаропроизводителям (путем дополнительной эмиссии, добровольной передачи);
- рационализация производства на всех предприятиях отрасли путем переоценки и списания стоимости малоиспользуемых средств производства, передачи их в долгосрочную аренду или в собственность акционеров;
- целенаправленные мероприятия по повышению эффективности использования производственного имущества.
II. Сельскохозяйственная перерабатывающая и пищевая промышленность
Учитывая слаборазвитость промышленности округа и ограниченность перспектив его развития в ближайший период, можно быть уверенным в том, что реальная экономика округа в предстоящие несколько лет может развиваться за счет, в основном, сельскохозяйственного производства, перерабатывающей и пищевой промышленности, которые должны производить значительные объемы конкурентноспособной# продукции с реализацией на межрегиональном рынке.
В этом плане одним из важнейших приоритетов экономического развития округа является коренная модернизация предприятий переработки сельхозпродукции. В число таких предприятий входит Дульдургинский (завершение), Агинский и Могойтуйский мясокомбинаты, которые должны производить качественные колбасы и другие мясопродукты, Могойтуйский зерноперерабатывающий комплекс, рентабельные мини-молокозаводы в п.п. Агинское, Могойтуй и Дульдурга, Цаган-Челутайский цех по выделке овчин.
С учетом наличия на собственно окружном и межрегиональном продовольственных рынках продукции зарубежных фирм, предпочтение нужно отдать завозу небольших, но самых современных технологий и оборудований, которое должно быть установлено на материальной базе существующих предприятий.
Природно-климатические условия, качество и количество земель, наличие техники и избыток трудовых ресурсов в сельских населенных пунктах округа позволяет неограниченно расширять производство вполне рентабельной овощной и иной огороднической продукции. Однако проблема реализации продукции в виде сырья требует расширения системы ее сбыта.
Одним из кардинальных способов решения проблемы и важным приоритетом экономического развития должно стать строительство и запуск современного пищекомбината, производящего различные конкурентноспособные# консервные продукции из овощей, картофеля и других культур.
Важным резервом развития переработки является ввод мини-перерабатывающих цехов непосредственно в селах мельниц, пекарни, колбасные и коптильные цеха и пр., а также пунктов первичной подработки - скотобоен, сепараторных и посолочных пунктов.
Несмотря на технологические трудности и "узость" рынка сбыта, округу необходимо развивать глубокую переработку молочной продукции, которое способно стать значительным источником денежных доходов сельского населения.
В плане развития эффективной пищевой промышленности, базирующейся на ресурсах округа целесообразно введение спирто-водочного производства, розлива минеральных вод, растительных масел, производство пива и газированных вод (в т.ч. на местных плодово-ягодных культурах).
III. Промышленно-техническая сфера
Несмотря на сегодняшнюю слаборазвитость, промышленная сфера округа является сектором экономики округа, способным при соответствующем расширении и углублении промышленной политики значительно повысить важнейшие социально-экономические показатели, как объем товарного производства, формирование местных налогов, занятость населения и т.д.
Особенно это касается создания новых небольших, но техногенных производств с продукцией высокого спроса.
Деятельность по развитию промышленной сферы должна вестись по нескольким направлениям:
1. Работа с соответствующими базовыми крупными и средними предприятиями и сферами, удовлетворяющими основным концептуальным требованиям, в которые будут направлены первоочередные инвестиции и управленческие решения - перерабатывающая и пищевая промышленности, лесозаготовки и лесопереработка, Орловский промышленно-технический комплекс.
2. Промышленность строительных материалов лесопереработка, кирпичные и известковые заводы, мелкие цеха.
3. Здесь целесообразно проведение качественных организационно-экономических мероприятий (анализ и прогноз рынка сбыта, реорганизация отношений, оценка использования имущества и рационализация производства), подбор проектов развития с последующими: возможными кредитным и ограниченным инвестиционным вливаниями.
4. Поиск "технологических ниш" в промышленной сфере региона для привлечения и развития в округ новых современных направлений промышленно-технологической деятельности (на имеющуюся материально-техническую базу).
5. Изучение возможностей для разработки крупных месторождений полезных ископаемых под федеральные средства (Уронайское месторождение, Урейское угольное предприятие).
Из приоритетных объектов активной промышленной политики развития можно выделить:
Орловская промышленная зона: во-первых, используя имеющуюся техническую инфраструктуру, производственные помещения, квалифицированные трудоресурсы есть возможность разместить здесь большинство новых производств (сборка, машиностроение и т.д.) с наименьшими издержками; во-вторых, есть предпосылки развития цветной металлургии - добыча и реализация вольфрама, тантала, сопутствующих элементов, - базируясь на имеющихся предложениях;
Предприятия (средние и малые) переработки и пищевой промышленности (переработка сельхозпродукции, розлив минеральных вод и других пищевых жидкостей, производство пищевых продуктов, спирта, виноводочных изделий, пива и т.д.);
Специализированные предприятия по лесозаготовке, глубокой переработке деревоизделий;
Малые предприятия: местной промышленности, производство отдельных потребительских и иных товаров, изделий народного промысла, небольших по объему техноемких производств и т.д.
Формирование способствующих условий
В условиях отсутствия централизованных систем отраслевого управления экономикой страны, нарушения межрегиональных, межотраслевых связей и четко проявившейся тенденции регионализации управления микроэкономическими условиями развития субъектов материальной экономики округа без создания и эффективного функционирования полной инфраструктуры управленческой, правовой и обслуживающей, дополняющей и иных необходимых видов поддержки, невозможно.
Формирование такой инфраструктуры практически означает создание единого самостоятельного экономического пространства на территории округа, обеспеченного организационно-правовой базой, материальными и трудовыми ресурсами, товарным производством, системой управления, финансированием (инвестиции и кредиты), налогообложения, реализации продукции и т.д.
Система управления экономикой
В условиях рыночной экономики с преобладанием с частным капиталом возникает необходимость формирования новой системы управления экономическими процессами со стороны администраций всех уровней и, в частности, администрации округа.
Не обладая правом прямого административного вмешательства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, администрация округа тем не менее может оказывать на них достаточно эффективное управленческое влияние путем целенаправленного использования зависящих от нее финансовых, правовых, научно-технических, организационных и других экономических факторов.
Поэтому управление экономикой и экономическими процессами окружная администрация должна проводить через эффективное программное проведение следующих мероприятий:
инвестирование предприятий со стороны бюджета округа и внебюджетных фондов;
привлечение внешних инвесторов администрацией;
привлечение банковских структур для кредитования субъектов экономики;
формирование гибкой системы налогообложения;
образование государственных и муниципальных хозяйствующих структур в узловых моментах хозяйственно-экономических отношений;
инициирование формирования условий для привлечения в экономику средств населения;
развитие предпринимательства в различных формах;
анализ, прогнозирование, разработка и внедрение реформ и реорганизаций предприятий, формирование новых хозяйственных связей, подготовка кадров, формирование различных программ и подпрограмм экономического развития;
участие в управлении предприятий с долевым участием администраций в уставном капитале;
инициирование вхождения предприятий округа в региональные и федеральные экономические программы;
применение в отношении слабых предприятий систем внешнего управления и банкротств с последующей передачей в сферу предпринимательства;
формирование бюджета развития;
принятие новых экономических законов и внесение изменений в действующей рыночной инфраструктуре;
развитие научно-технического процесса и упреждающих разработок в области информации, технологий и других новшеств;
других действий, имеющих управленческое влияние.
Инвестиционная система
Формирование собственно окружных инвестиционных ресурсов является первоосновой реструктуризации экономики округа, модернизации существующих производств и технологий, поддержки предпринимательской инициативы, привлечения внешних инвестиций и кредитов и других важнейших факторов экономического развития.
Инвестиционная деятельность будет складываться из 3 частей:
1) формирование собственных инвестиционных ресурсов;
2) привлечение внешних инвестиций (в том числе иностранных) и инвестиций населения под приоритетные проекты;
3) формирование правовых и прочих условий, вложение и освоение инвестиций в экономике округа.
Формирование собственных инвестиционных ресурсов и привлечение инвестиций из вне округа производится путем:
-применения схемы предоставления налоговых льгот;
-предоставления гарантий под внешние инвестиции;
-развития системы смешанного инвестирования проектов частными и государственными структурами;
-формирования рынка ценных бумаг субъекта РФ и муниципальных образований;
-создания финансово-промышленных групп;
-формирования ипотечной системы и использования других способов привлечения внешних средств.
Инвестирование производится под реальные тщательно отработанные технико-экономические обоснования и бизнес-планы при наличии таких условий, как:
- рентабельность проекта;
- способность быть "точкой роста";
- возвратообеспеченность;
- социальная значимость;
- уровень технологической новизны;
- встречное (паритетное) инвестиционное участие и т.д.
Режимом благоприятствования пользуются проекты, вошедшие в настоящую Концепцию, окружные целевые и другие экономические программы. Остальные проекты проходят конкурсный отбор.
Основными источниками инвестирования будут ГУП "Продовольственный фонд" администрации Агинского Бурятского автономного округа, из которого средства будут выделяться по решениям администрации округа, окружного бюджета развития, окружного Фонда поддержки малого предпринимательства (средства из ГУП "Продовольственный фонд" администрации АБао и федерального Фонда поддержки предпринимательства), окружного агентства развития малого и среднего бизнеса (на исследования, разработки, учебу предпринимательских кругов, информационное обеспечение), которые распределяют средства на конкурсной основе. Эти же структуры могут привлекать под свою ответственность инвестиции из-вне#, распределяемые таким же образом.
Инвестиционные ресурсы, направляемые из данных источников на поддержку хозяйствующих структур, преимущественно имеют форму средне- и краткосрочных кредитов и ссуд.
Предприятия и граждане округа также могут вступать в договорные и хозяйственные отношения с источниками инвестиций, расположенными за пределами округа, которые в случае экономической целесообразности и готовности к дополнительным капиталовложениям со стороны внешних инвесторов, также могут пользоваться поддержкой окружной администрации и других управленческих и инвестиционных структур.
Кредитная политика
В отличие от инвестиционной системы, которая ориентирована на финансовую поддержку формирования достаточно ограниченного круга новых и модернизацию наиболее важных существующих производств в целом, кредитная система должна обеспечивать сезонными и средне- и долгосрочными заемными ресурсами, в основном оборотного характера, как можно большее количество функционирующих предприятий.
Деятельность администрации округа и других управленческих структур в области кредитной политики будет осуществляться в следующих направлениях:
1. подготовка на территории округа клиентурной базы банковских и иных кредитных учреждений под эффективное освоение и гарантированное возвратообеспечение полученных кредитов путем активного управленческого влияния и отбора наиболее надежных и стабильных предприятий и других традиционных кредитопользователей, формирование дополнительных секторов кредитопользования и новых прорыночных категорий кредитоцользователей;
2. привлечение в экономическое пространство округа целевых краткосрочных, долгосрочных, товаро-лизинговых и других льготных и коммерческих кредитных ресурсов наиболее стабильных государственных, финансовых и банковских учреждений под гарантии внебюджетных фондов и бюджета округа, а также через формирование других схем обеспечения гарантийности возврата кредитов;
3. образование финансово-промышленных групп и иных форм территориально-отраслевого производственно-финансового сотрудничества банковских и других финансовых структур с предприятиями и организациями АПК и промышленной сферы;
4. создание собственно окружного фонда льготного кредитования экономических структур путем временного или постоянного обособления части средств внебюджетных фондов, дотаций на продукции, бюджетов развития, привлечения средств населения под ценные бумаги округа, муниципальных образований и самих предприятий и т.д.
Бюджетное и внебюджетное гарантирование кредитов за счет администрации округа и муниципальных образований будет производиться под предоставление кредитополучателями ликвидного имущественного залога указанным структурам. При этом выделение кредитов преимущественно будет производиться на конкурсной основе.
Налогообложение и бюджет развития
В рыночных условиях налоогообложение# является не только единственным инструментом пополнения бюджетов, но и становится одним из главных рычагов управления экономикой округа.
Обладая достаточными правами по строительству бюджетной и налоговой системы на уровне субъекта Федерации и муниципальных образований, округ будет вести гибкую налоговую политику, основными элементами которой являются:
1) предоставление налоговых льгот, не касаясь федеральных отчислений, по принципу территории налогового благоприятствования в целях привлечения в округ дополнительных налоговых поступлений и внебюджетных отчислений (к примеру, ГУП "Фонд развития Агинского Бурятского автономного округа);
2) предоставление налоговых льгот для вновь создающихся предприятий и организаций (в том числе с иностранным участием), а также для предприятий, имеющих высокий потенциал налогоформирования, но находящихся во временно затрудненном финансовом положении. Этим должно достигаться расширение и углубление собственной налогооблагаемой базы;
3) совершенствование налоговой системы в области налогов субъекта Российской Федерации и местных налогов с использованием товарного взноса налогов (особенно для сельхозтоваропроизводителей), единовременных выплат годовых или части годовых налогов, взаимозачетов по части налогообложения, изменений местных налогов и т.д., что должно способствовать не только увеличению налоговых поступлений, но и позволит избежать чрезвычайно негативной практики штрафных процентных санкций и пени;
4) сокращение налоговых недоимок по местных налогам;
5) формирование новых категорий налогоплательщиков на местном налоговом уровне.
Образование собственного бюджета развития в регионе, в котором консолидированный бюджет более, чем на 80 %, формируется за счет федеральных трансфертов, чрезвычайно затруднено. Тем не менее нужно приложить усилия для создания таких бюджетов на окружном и муниципальном уровнях. Потенциальными источниками формирования средств бюджетов развития могут быть:
часть средств от приватизации государственного и муниципального имущества и средства от аренды или другого использования такого имущества;
часть средств от лицензионных, акцизных и других сборов;
средства от введения специального местного налога на формирование бюджета развития;
средства от реализации среди населения округа ценных бумаг субъекта Федерации, муниципальных образований и предприятий;
средства отдельных хозяйственных и иных статей бюджетов (кроме защищенных).
Предпринимательство
Кризис коллективного производства, продолжающийся на протяжении уже 4-5 лет, значительно повысил актуальность ускоренного развития и предпринимательства в округе, особенно в материально-производственной сфере.
При углублении и расширении данного сектора, в том числе путем нормативно-правового, инвестиционно-кредитного обеспечения, привязки предпринимательсткого# капитала и инициативы к части нефункционирующих ныне государственных, муниципальных и акционерных предрпиятий# и имущества, целевой поддержки новых высокотехнологичных или чрезвычайно рациональных направлений хозяйственной деятельности, развиваемых предпринимательскими кругами, округ реально может решить часть проблем инвестиционного, технлогического#, мотивационного и иного производственного характера. В том числе за счет инвестирования частных средств.
В целях ускоренного развития предпринимательства в области материального производства и формирования налогооблагаемой базы должны осуществляться следующие мероприятия:
- активизация деятельности комитета и фонда поддержки малого предпринимательства, Агентства малого и среднего бизнеса и их дочерних структур на районном уровне по учебе, информационному, технологическому и финансовому обеспечению предпринимателей;
- разработка основных правовых, организационно-экономических, технологических, финансовых и структурных принципов и программ разрешения вопросов развития сектора;
- формирования собственного инвестиционно-кредитного фонда финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства и привлечение на эти цели средств федеральных фондов развития предпринимательства, которые должны направляться на финансовую поддержку высоко технологичных и рациональных проектов материальных производств, сферы услуг и торговли;
- развитие процесса интеграции предпринимательских кругов и существующих коллективных, особенно простаивающих производств, путем создания совместных предприятии, передачи имущества и организаций в аренду, в хозяйственное ведение и оперативное управление;
- привлечение на территорию округа предпринимательских интересов и капитала крупных внешних частных структур и создания для этого режимов льготного налогообложения и регистрации;
- формирование объектов рыночной инфраструктуры, в том числе развитие связи и телекоммуникаций на основе привлечения продукции лучших мировых фирм, систем современного информационного обеспечения (к примеру, интернет) и маркетинга, служб оценки, арбитража и аудита;
- расширение торговой сети, в том числе образование оптовых баз на территории округа, поддержка секторов торговли, имеющих наивысшую налогоотдачу, формирования новых систем налогообложения, разработка и применение мер государственной поддержки.
Реализация продукции
В условиях рыночной экономики эффективная реализация продукции становится одним из важнейших факторов развития производства.
Решение данного вопроса будет вестись в нескольких направлениях
формирование специальных служб и организаций, ответственных за реализацию продукции округа;
обеспечение стабильного сбыта продукции на межрегиональных рынках;
развитие собственного потребительского рынка и вытеснение завозных товаров, однородной производимой в округе продукции;
модернизация переработки сельхозпродукции и развитие современной пищевой промышленности, обеспечивающих выпуск конкурентноспособных# конечных товаров способных пользоваться спросом на межрегиональном рынке.
Внешнеэкономические и межрегиональные связи
Неразвитость отраслевой структуры экономики и ограниченность внутреннего потребительского рынка, а также близость к границе и наличие магистральной транспортной сети, обуславливают расширение и углубление внешнеэкономических и межрегиональных связей округа.
Основными направлениями деятельности в данном секторе будут ввоз и вывоз производственных технологий, оборудования и продукции, развитие торговых отношений, интеграция смежных отраслей.
В отношениях с Китаем и другими развитыми странами формами сотрудничества могут быть - совместные предприятия, инвестиционная и инновационная деятельность, ввоз сборочных производств, торговые отношения, создание собственных экспортоориентированных товарных производств. В отношениях с Монголией возможны вывоз технологий и продукции промышленности, ввоз продуктивного и племенного скота и мяса, бартерная и денежная торговля.
В межрегиональной деятельности наиболее актуальными является создание стабильных рынков сбыта продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности округа, формирование интеграционных связей между смежными отраслями и предприятиями, включение экономики округа в межрегиональные и федеральные программы экономического развития.
Механизм реализации Концепции
Для эффективной и полной реализации настоящей Концепции, как руководящей и основополагающей идеи экономической политики округа, должны быть разработаны окружные целевые программы и подпрограммы по принятым приоритетным направлениям и отраслям.
В данных документах должны четко указываться мероприятия по обеспечению экономического роста, источники и объемы их финансирования, сроки исполнения, способствующие условия, участники мероприятий и их обязанности, права и взаимодействие.
Источниками инвестиционно-кредитных ресурсов является ГУП "Продовольственный фонд" администрации Абао, привлекаемые из-вне# инвестиционные структуры, в том числе государственные или акционерные, инвестиционные ресурсы населения, в перспективе - бюджеты развития региона. Аккумулированные средства направляются на формирование целевых программ и подпрограмм в соответствии с их объемами и степенью приоритетности (очередность объектов инвестирования). При готовности двух и более однородных проектов инвестирование производится на конкурсной основе.
Для качественного исполнения технико-экономических обоснований и бизнес-проектов программ могут привлекаться специалисты из-вне# округа, чьи услуги финансируются собственно предприятиями и гражданами или администрациями округа и районов (по особо крупным проекам#).
Основными инициирующими, координирующими и контролирующими структурами являются: на окружном уровне:
1. департамент сельского хозяйства;
2. комитет промышленности, транспорта, энергетике и связи;
3. комитет поддержки малого предпринимательства;
4. комитет по экономическому развитию.
на районном уровне:
администрации районов и соответствующие отделы и управления.
на муниципальном уровне:
администрации муниципальных образований, правления или
дирекции базовых сельхозпредприятий и других производственных
образований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Агинского Бурятского автономного округа от 17 апреля 1998 г. N 113 "О концепции экономического развития Агинского Бурятского автономного округа в 1998-м и последующих годах" (утратило силу)
Текст постановления опубликован в приложении Вестник от 18 октября 2006 г. N 307-310
Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 июня 2009 г. N 244 настоящее постановление признано утратившим силу