Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Бакулина А.А.
судей: Рогачевой В.В, Шкарупиной С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-391/2019 по иску Игнатовой М. С. к администрации Лужкого муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, по кассационной жалобе Игнатовой М. С. на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 15 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 25 июля 2019 года, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Игнатова М.С. обратилась в Лужский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В обоснование заявленных требований указала, что распоряжением и.о. главы администрации Лужского муниципального района от 09.10.2018 г. N 840-р ей отказано во включении в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, несмотря на то, что она относится к категории лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 15 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 25 июля 2019 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Игнатовой М.С. ставится вопрос об отмене состоявших судебных постановлений по основаниям их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит, что имеются основания, предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п. 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом, следует учитывать, что предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Аналогичные нормы содержатся в п. 5 ст. 2 Областного закона Ленинградской области N 47-оз от 17 июня 2011 года "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и дете государственным полномочием по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном Правительством Ленинградской области.
При осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны: формировать список подлежащих
обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа данной категории граждан (п. 16 ст. 3 указанного Областного закона).
Органы государственной власти Ленинградской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, осуществлять контроль за их исполнением; формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1, 2, 6 ч. 2 ст. 4 указанного Областного закона).
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были находиться либо встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки, поскольку дополнительные гарантии, установленные данным законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в отношении истицы Игнатовой М.С, до регистрации брака Ялова М.С, ДД.ММ.ГГГГ 03.11.1999 постановлением N625/6 и.о. главы администрации муниципального образования Лужский район Ленинградской области был назначен попечитель - бабушка Дубовик Е. С... "данные изъяты".
Этим же постановлением за несовершеннолетней закреплено право на жилое помещение по адресу: "адрес".
Постановлением главы администрации Серебрянского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области N11 от 11.02.2019 жилому дому, расположенному по адресу: "адрес" присвоен адрес "адрес" (л.д. 64).
Игнатова М.С. с 21.08.1997 зарегистрирована по адресу: "адрес". 23.09.2015 право собственности на вышеуказанное жилое помещение перешло от Дубовика И.Г. в пользу Дубовик В.И. на основании договора дарения от 10.07.2015.
Согласно архивной справке о регистрации, совместно с истцом по вышеуказанному адресу зарегистрированы: мать Ялова Н.Г, бабушка Дубовик Е.С, дедушка Дубовик Г.И, и тетя Дубовик Т.Г.
Как установлено судом фактически в указанном доме истец длительное время не проживает.
С 01.09.2000 г. по 29.01.2003 г. Игнатова М.С. обучалась в Инженерной школе одежды (колледже) г. Санкт-Петербурга на дневном отделении и проживала до 11.03.2003 г. в общежитии.
01.10.2018 г. Игнатова М.С, достигнув возраста 34 лет, обратилась с заявлением в адрес главы администрации Лужского муниципального района о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением и.о. главы администрации Лужского муниципального района от 09.01.2018 г. N 840- р отказано включить Игнатову М.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Отказывая в удовлетворении заявления суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, являясь совершеннолетним дееспособным лицом, истец не была лишена возможности в срок до 11.07.2007 г. обратиться с заявлением о постановке на учет в администрацию Серебрянского сельского поселения либо в администрацию Лужского муниципального района с заявлением об обеспечении жилым помещением в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ. При этом доказательств наличия исключительных обстоятельств, лишающих Игнатову М.С. возможности обратиться с соответствующим заявлением до достижения возраста 23 лет в уполномоченный орган, суду не представлено.
Истец до достижения возраста 23 лет с заявлением о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не обращалась.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
В силу ст. ст. 67, 327.1 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 15 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 25 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Игнатовой М. С. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.