Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.
судей Баранова Г.В, Васляева В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кудрявцева А.Д. на решение Привокзального районного суда г. Тулы от 18 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 13 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Кудрявцева А.Д. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тульской области, управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Баранова Г.В, Кудрявцева А.Д, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тульской области Пантюхина К.А, представителя управления Федеральной налоговой службы по Тульской области Рубанову Э.А, возражавших относительно жалобы, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия
установила:
Кудрявцев А.Д. обратился в суд с административным иском к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N12 по Тульской области (далее Межрайонная ИФНС России N12 по Тульской области), управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее УФНС России по Тульской области) о признании незаконными и отмене решений межрайонной ИФНС России N 12 по Тульской области N2777, N2778 от 10 сентября 2018 года о привлечении его к ответственности за совершение налоговых правонарушений, решения УФНС России по Тульской области N13-40/31581 от 18 декабря 2018 года.
Свой иск мотивировал тем, что в отношении него межрайонной ИФНС России N 12 по Тульской области составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях N7646, 7647 от 26 июля 2018 года, на основании которых вынесены решения N2777, 2778 от 10 сентября 2018 года о привлечении его к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно за неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год, с назначением наказания в виде штрафа в сумме 12500 рублей (решение N2777), в сумме 6250 рублей (решение N2778), а всего совместно с его супругой Кудрявцевой И.В. сумма штрафа составила 37500 рублей.
Решением УФНС России по Тульской области N13-40/31581 от 18 декабря 2018 года оспариваемые им решения оставлены без изменения, а его жалоба без удовлетворения. УФНС России по Тульской области его доводы и возражения, изложенные в жалобе, не рассмотрело надлежащим образом, ответ на жалобу носит формальный характер, фактически было переписано судебное решение по делу NА40-178867/2017 АО "Экспоцентр", которое не имеет к рассматриваемому спору никакого отношения. Кроме того, в решении УФНС России по Тульской области на его жалобу искажены факты, неправильно указаны налоговые периоды, даты.
Полагает, решения межрайонной ИФНС России N12 по Тульской области N2777, N2778 от 10 сентября 2018 года о привлечении его к налоговой ответственности не соответствующими действующему законодательству о налогах и сборах, и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по следующим основаниям.
В решениях межрайонной ИФНС России N12 по Тульской области N2777, N2778 от 10 сентября 2018 года налоговый орган указывает, что он в нарушение пункта 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации, положений статьи 4 Закона N376-Ф3 не представил в установленный законом срок уведомление о контролируемых иностранных компаниях за 2016, 2017 годы в отношении контролируемой им иностранной компании АЛИАЛ КОМПАНИ С.Р.О. (Чехия), не принимая во внимание его возражения о том, что контролируемая им компания по результатам деятельности за 2015, 2016 годы получила убыток.
При непредставлении уведомлений за 2016, 2017 года в отношении контролируемой им иностранной компании АЛИАЛ КОМПАНИ С.Р.О. (Чехия), он действовал законно, поскольку по результатам деятельности за 2015-2016 года контролируемая иностранная компания получила убытки.
На момент рассмотрения спорных правоотношений налоговым органом в законодательной базе существовали неустранимые сомнения, которые в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации должны были трактоваться в пользу налогоплательщика. Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 424-ФЗ установлено, что новая редакция пункта 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации начинает действовать с 27 декабря 2018 года.
Исходя из вышеизложенного, считает, что в его действиях нет состава налогового правонарушения. Решения налогового органа не содержат ни одного факта, доказывающего его вину. Считает, что размер наложенного на него штрафа является несоразмерным и несправедливым.
Решением Привокзального районного суда г. Тулы от 18 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 13 августа 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной Кудрявцевым А.В. в Первый кассационный суд 23 октября 2019 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов ввиду нарушения норм процессуального и материального права.
Определением от 25 октября 2019 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебные постановления сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 3.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, о контролируемых иностранных компаниях (далее - КИК), в отношении которых они являются контролирующими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ) налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, уведомляют налоговый орган о контролируемых иностранных компаниях (КИК), контролирующими лицами которых они являются.
Пунктом 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 годаN 376-ФЗ) предусмотрено, что уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главами 23 или 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что Кудрявцев А.Д. с 15 мая 2015 года является участником иностранной организации - АЛИАЛ КОМПАНИ (Чехия), с долей участия равной 33%.
Уведомление об окончании участия в налоговый орган Кудрявцевым А.Д. не подавалось.
04 декабря 2017 года налоговым органом по месту регистрации Кудрявцева А.Д. направлено требование N131423 от 01 декабря 2017 года о необходимости предоставления уведомления о контролируемых иностранных компаниях за 2016 год.
01 июня 2018 года налоговым органом по месту регистрации Кудрявцева А.Д. направлено требование N137454 от 01 июня 2018 года о необходимости предоставления уведомления о контролируемых иностранных компаниях за 2017 год.
03 июля 2018 года Кудрявцев А.Д. на данное требование предоставил в налоговый орган письменные пояснения, в которых указал о том, что доходов в 2017 году от участия в КИК он не получал, в связи с чем считает, что обязанности подавать уведомление о КИК за данный период у него не имеется, равно как и оснований для привлечения к налоговой ответственности.
Также 03 июля 2018 года Кудрявцев А.Д. подал в налоговый орган уведомление о контролируемых иностранных компаниях за период 2017 года, и приложил к нему документы подтверждающие, что КИК в 2017 году понесла убыток.
Уведомление о контролируемых иностранных компаниях за период 2016 года Кудрявцев А.Д. в налоговый орган не подавал.
Решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 12 по Тульской области советника государственной службы Российской Федерации 2 класса ФИО12 N2778 от 10 сентября 2018 года Кудрявцев А.Д. привлечен к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренные пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное непредставление в установленный законом срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемой иностранной компании за прошедший 2016 календарный год к штрафу в размере 12500 рублей.
Решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 12 по Тульской области советника государственной службы Российской Федерации 2 класса ФИО9 N2778 от 10 сентября 2018 года Кудрявцев А.Д. привлечен к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренные пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное непредставление в установленный законом срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемой иностранной компании за прошедший 2016 календарный год к штрафу в размере 6500 рублей.
Указанные решения N2777, 2778 от 10 сентября 2018 года обжалованы Кудрявцевым А.Д. в УФСН России по Тульской области.
Решением УФНС России по Тульской области от 18 декабря 2018 года жалоба Кудрявцева А.Д. оставлена без удовлетворения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговым органом Кудрявцев А.Д. обоснованно привлечен к налоговой ответственности по части 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное непредставление в установленный законом срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомлений о контролируемой иностранной компании за прошедшие 2016, 2017 календарные годы.
Доводы кассационной жалобы обосновывает отсутствием предусмотренной статьей 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности представления уведомления о контролируемой иностранной компании ввиду того, что по итогам деятельности контролируемой иностранной компании за 2016, 2017 годы прибыль (доход) не получена.
Пунктом 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан был уведомить налоговый орган по месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 годаN 376-ФЗ) о контролируемой иностранной компании, в отношении которой он является контролирующим лицом.
Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в пункт 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которым если иное не предусмотрено настоящей статьей, уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25 настоящего Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании.
Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" введена, в частности, обязанность налогоплательщика уведомлять налоговые органы о контролируемых иностранных компаниях, а также установлен порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении.
Руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)", суды правильно указали, что признание налогоплательщика контролирующим лицом иностранных организаций, возникновение обязанности по представлению уведомления о контролируемой иностранной компании и, как следствие, привлечение к ответственности за непредставление уведомления о контролируемой иностранной компании в соответствии с пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса связано с наличием оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом, предусмотренных статьей 25.13 Налогового кодекса, и не обусловлено возникновением какого-либо финансового результата у контролируемой иностранной компании.
Вопреки доводам кассационной жалобы, факт отсутствия дохода (получение убытка) у контролируемой иностранной компании не освобождает контролирующее лицо от обязанностей, предусмотренных статьей 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации.
Глава 3.4 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, в соответствии с которыми налогоплательщик, являющийся лицом, контролирующим иностранную компанию, по каким-либо основаниям (в том числе, получение убытка контролируемыми иностранными компаниями) освобождается от обязанности представлять в налоговые органы уведомление о контролируемых иностранных компаниях.
За неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения, пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 100000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены, либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.
Кудрявцевым А.Д. в установленный пунктом 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации срок уведомления о контролируемой иностранной компании за 2016, 2017 годы в налоговый орган не представлены, в связи с чем, решениями Межрайонной ИФНС России N 12 по Тульской области N N 2777, N 2778 от 10 сентября 2018 года он обоснованно привлечен к налоговой ответственности.
Установленный пунктами 8 - 11 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации порядок привлечения Кудрявцева А.Д. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом не нарушен.
Порядок привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации, регулируется пунктами 8 - 11 ст. 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации "Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами".
В соответствии с пунктом 8 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогового органа информации, в том числе, полученной от компетентных органов иностранных государств, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), но при этом такой налогоплательщик не направил в налоговый орган уведомление о контролируемой иностранной компании в случаях, указанных в статье 25.13 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган направляет этому налогоплательщику требование представить уведомление о контролируемой иностранной компании в установленный налоговым органом срок, который не может составлять менее тридцати дней с даты получения указанного требования.
Направленное в адрес Кудрявцева А.Д. по месту его регистрации в соответствии с подпунктом 8 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации требование N131423 от 01 декабря 2017 года о представлении уведомления о контролируемой иностранной компании налогоплательщиком не получено, возращено в адрес налогового органа по истечении срока хранения.
В подтверждение доводов о направлении требования N131423 от 01 декабря 2017 года налоговым органом представлен реестр заказных отправлений.
В силу положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было вручено или адресат не ознакомился с ним, в том числе сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
Положениями абзаца 3 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Тем самым, налоговым органом порядок направления требования N131423 от 01 декабря 2017 года соблюден.
Тот довод жалобы Кудрявцева А.Д, что требование N131423 от 01 декабря 2017 года им не получено, не свидетельствует о нарушении порядка привлечения к налоговой ответственности, поскольку риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Направленное налоговым органом требование N137454 от 01 июня 2018 года о необходимости предоставления уведомления о контролируемых иностранных компаниях за 2017 год Кудрявцевым А.Д. получено.
03 июля 2018 года Кудрявцевым А.Д. подано в налоговый орган уведомление о контролируемых иностранных компаниях за период 2017 года, то есть с нарушением, установленного пунктом 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации срока.
Требования N131423 от 01 декабря 2017 года, N137454 от 01 сентября 2018 года содержали информацию, определенную в пункте 6 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации, представить письменные пояснения, свидетельствующие об отсутствии оснований для признания его контролирующим лицом, с одновременным предоставлением в налоговый орган документов (при их наличии), подтверждающих данные пояснения, в течении 30 дней со дня получения настоящего требования.
Уведомление о контролируемых иностранных компаниях за период 2016 года Кудрявцев А.Д. в налоговый орган не представил.
В статье 101.4 Налогового кодекса предусмотрен порядок производства по делу о налоговом правонарушении, который налоговым органом полностью соблюден.
Вопреки доводам кассационной жалобы, установленный пунктом 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации срок для составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налогового правонарушения не является пресекательным.
Составление актов N7646 от 26 июля 2018 года, N7647 от 26 июля 2018 года об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях, по истечении 08 месяцев с даты направления требования от 01 декабря 2017 года вопреки доводам жалобы не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
С актами N7646 от 26 июля 2018 года, N7647 от 26 июля 2018 года Кудрявцев А.Д. ознакомлен 01 августа 2018 года.
01 августа 2018 года Кудрявцеву А.Д. вручено уведомление от 30 июля 2018 года N 140175 о вызове в налоговый орган для рассмотрения материалов налогового контроля по актам N7647, N7646 от 26 июля 2018 года, назначенным налоговым органом на 10 сентября 2018 года.
Рассмотрение материалов налогового контроля по актам N7647, N7646 от 26 июля 2018 года осуществлялось комиссией в составе уполномоченных лиц налогового органа в присутствии Кудрявцева А.Д.
Материалы рассмотрены с учетом представленных Кудрявцевым А.Д. возражений, в том числе, ходатайства о снижении штрафных санкций в соответствии с пунктом 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судами верно указано на соблюдение срока составления актов, поскольку в соответствии со статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган вправе составить акт об обнаружении фактов свидетельствующих, о налоговом правонарушении в течение трех лет с даты его обнаружения.
Налоговым органом приняты и указаны в обжалуемых решениях доводы Кудрявцева А.Д, в соответствии с пунктом 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, применены смягчающие обстоятельства, суммы штрафных санкций снижены, права и законные интересы Кудрявцева А.Д. при вынесении решений о привлечении к предусмотренной пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, налоговыми органами не нарушены.
Оснований для отмены решений налогового органа вышестоящим налоговым органом ни УФНС России по Тульской области, судами не установлены.
Доводы административного истца об обратном, в том числе, о том, что налоговым органом не приняты во внимание все смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства, в связи с чем, размер штрафа является необоснованным, судебная коллегия находит несостоятельными.
Межрайонной ИФНС России N 12 по Тульской области учтены смягчающие обстоятельства, в связи с чем, в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации размеры штрафа уменьшены в восемь и шестнадцать раз.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что Кудрявцев А.Д. является контролирующим лицом указанной им иностранной компании, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что его действия в силу неисполнения обязанности, возложенной на него пунктом 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации, образуют состав налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, применили нормы материального права и дали надлежащую оценку установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта
Поскольку таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда, определила:
решение Привокзального районного суда г. Тулы от 18 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 13 августа 2019 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу Кудрявцева А.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.