ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело N 2а-682/2019
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 19 ноября 2019 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Малаевой В.Г. и Мальмановой Э.К, при секретаре Матвеевой Я.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца по доверенности Коперского Д.С. на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 14 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 4 июля 2019 года по административному исковому заявлению Коперской С.В. к Инспекции ФНС России N3 по городу Краснодару о признании недействительным и отмене налогового уведомления, обязанности произвести перерасчет земельного налога.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав объяснение представителя по доверенности Коперского Д.С, поддержавшего доводы жалобы, представителя Инспекции ФНС России N3 по г. Краснодару по доверенности ФИО10, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, суд
установил:
Коперская С.В. (далее - заявитель, административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Инспекции ФНС России N3 по городу Краснодару (далее - Инспекция), в котором просила: признать недействительным и отменить налоговое уведомление от 28 октября 2018 года N N (N, N, N) (далее - налоговое уведомление) Инспекции; обязать Инспекцию произвести перерасчет земельного налога на земельный участок с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости) в размере "данные изъяты" рублей 24 копейки по состоянию на 1 января 2016 года.
В обоснование требований указала, что заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок по вышеуказанному адресу. Налоговым уведомлением от 28 октября 2018 года административному истцу был направлен расчет земельного налога за 2016 год - "данные изъяты" рубля, за 2017 год - "данные изъяты" рублей из расчета налоговой базы (кадастровой стоимости) земельного участка в размере "данные изъяты" рубля. 11 декабря 2018 года и 10 января 2019 года административный истец обратилась в налоговый орган с жалобой об отмене налогового уведомления и обязанности произвести перерасчет земельного налога за 2016 и 2017 годы, исходя из расчета налоговой базы (кадастровой стоимости) в размере "данные изъяты" рубля 24 копейки. Указанная жалоба была оставлена административным ответчиком без удовлетворения. Административный истец считает, что ее права были нарушены, поскольку при начислении земельного налога административный ответчик исходил из налоговой базы (кадастровой стоимости) земельного участка в размере "данные изъяты" рублей, а не "данные изъяты" рубля 24 копейки, установленной по состоянию на 1 января 2016 года.
Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 14 марта 2019 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 4 июля 2019 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Коперский Д.С. (представитель заявителя) просит отменить решение суда от 14 марта 2019 года и апелляционное определение от 4 июля 2019 года. Судами первой и апелляционной инстанций нарушены права, свободы и законные интересы заявителя; неправильно применен закон (пункт 4 статьи 5, пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации), в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N17-П от 2 июля 2013 года. Изменение кадастровой стоимости земельного участка было осуществлено не на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решения суда, а основанием для изменения кадастровой стоимости послужило проведение очередной кадастровой оценки земель в соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Судами не учтено Письмо Министерства Финансов Российской Федерации N от 21 ноября 2017 года. Нормативно-правовые акты об утверждении кадастровой стоимости земельных участков могут применяться для целей налогообложения за прошедшие периоды, если улучшают положение налогоплательщиков.
Инспекцией представлены возражения на кассационную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение оставить в силе. Полагает, что судами дана полная оценка всем доказательствам, определены все обстоятельства по делу. Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Определением судьи от 10 октября 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Определением от 12 ноября 2019 года в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции объявлялся перерыв до 10 часов 10 минут 19 ноября 2019 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании части 5 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (часть 4 статьи 391 НК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Как видно из материалов дела, Коперской С.В. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 6 марта 2019 года, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года и 1 января 2017 года составляла - "данные изъяты" рубля 5 копеек (л.д.89-90).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составляет 4 345 778 рубля 24 копейки. Утверждена Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 2640 от 14 декабря 2016 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - Приказ N 2640 от 14 декабря 2016 года) по состоянию на 01 января 2016 года.
Административный истец, оспаривая налоговые уведомления, указывает на то, что ее права нарушены, в связи с начислением Инспекцией земельного налога по налоговому уведомлению за 2016 - 2017 годы исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости) в размере "данные изъяты" рубля, а не "данные изъяты" рублей 24 копейки - кадастровой стоимости установленной по состоянию на 1 января 2016 года.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Косперской С.В, суды первой инстанции и апелляционной инстанции исходили из того, что Приказ N 2640 от 14 декабря 2016 года опубликован 15 декабря 2016 года, не предусматривает обратной силы. Утвержденная данным приказом кадастровая стоимость для целей налогообложения подлежит применению с 1 января 2018 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ).
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельных участков и средние значения кадастровой стоимости земель, утвержденные Приказом N 2640 от 14 декабря 2016 года, определены по состоянию на 1 января 2016 года.
Приказ N 2640 от 14 декабря 2016 года опубликован 15 декабря 2016 года.
Из содержания данного приказа не усматривается распространение его действия на предшествующие налоговые периоды.
Отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки).
Сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 февраля 2017 года (л.д.16).
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Приказом N 2640 от 14 декабря 2016 года, внесена в государственный кадастр недвижимости после 1 января 2017 года, следовательно, подлежит применению с 1 января 2018 года.
Поскольку, кадастровая стоимость по оспариваемому земельному участку при определении налоговой базы для исчисления земельного налога за 2016 -2017 годы применена налоговым органом правомерно, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения требований Коперской С.В, являются правильными.
Приведенные административным истцом в кассационной жалобе доводы, по существу, свидетельствуют о несогласии с выводами судов, основанными на оценке представленных в материалы дела доказательств.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судом первой и апелляционной инстанций не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебный акт суда первой и апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 14 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 4 июля 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.