Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф.
судей Белоусовой Ю.К, Нафикова И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Дудургова Ю.М, Кукурхоева Х.М, Ахриева Р.А, Чилиева Д.М. к Главному управлению МЧС России по Республике Ингушетия о признании незаконным отказа жилищной комиссии в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий)
по кассационной жалобе Дудургова Ю.М, Чилиева Д.М, поступившей 15 октября 2019 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 30 апреля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав Дудургова Ю.М, Чилиева Д.М, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия Машхоева И.С, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дудургов Ю.М, Кукурхоев Х.М, Ахриев Р.А, Чилиев Д.М. обратились в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Республике Ингушетия (далее - ГУ МЧС России по Республике Ингушетия) о признании незаконным отказа жилищной комиссии в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий).
В обоснование требований указано, что Дудургов Ю.М, Ахриев Р.А, Кукурхоев Х.М, Чилиев Д.М. в 2003-2004 г.г. состояли на различных должностях внутренней службы в Управлении Государственной противопожарной службы МЧС Республики Ингушетия. В указанный период они обратились с рапортами о постановке на очередь для получения жилого помещения с предоставлением всех необходимых документов. Однако решением ГУ МЧС России по Республике Ингушетия в форме протокола жилищной комиссии от 5 марта 2018 г. N истцам отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по тем основаниям, что организация, которая поставила их на жилищный учет, ликвидирована, истцами не представлена информация о том, за счет какого бюджета им выплачивалось денежное содержание.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 12 июля 2018 г. требования Дудургова Ю.М, Ахриева Р.А, Чилиева Д.М, Кукурхоева Х.М. о признании незаконными решений комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения были удовлетворены с отменой протокола от 5 марта 2018 г. N и возложением обязанности на комиссию ГУ МЧС России по Республике Ингушетия поставить указанных лиц на учет нуждающихся в жилых помещениях. Дополнительным решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 20 декабря 2018 г. резолютивная часть решения суда дополнена указанием на членов семьи Дудургова Ю.М, Ахриева Р.А, Чилиева Д.М, Кукурхоева Х.М, подлежащих постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 30 апреля 2019 г. решение суда и дополнительное решение суда первой инстанции отменены, принято новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Указанное дело рассмотрено судами первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Между тем, в силу положений статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В связи с изложенным, данное дело рассмотрено в порядке административного судопроизводства.
В кассационной жалобе Дудургова Ю.М, Чилиева Д.М. ставится вопрос об отмене судебного акта апелляционной инстанции, как незаконного.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание административные истцы Кукурхоев Х.М, Ахриев Р.А, а также заинтересованные лица - члены семей Дудургова Ю.М, Ахриева Р.А, Чилиева Д.М, Кукурхоева Х.М. не явились.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие указанных лиц в связи с их надлежащим извещением и отсутствием уважительных причин неявки.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не допущены.
Из материалов административного дела следует, что истцы обратились в комиссию ГУ МЧС России по Республике Ингушетия по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы с заявлениями о постановке их и членов их семей на учет граждан, уволенных со службы из Государственной противопожарной службы в качестве нуждающихся в жилых помещениях для получения государственного жилищного сертификата в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2025 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N.
Решением комиссии, оформленным протоколом заседания от 15 марта 2018 г. N, в удовлетворении заявлений Дудургова Ю.М, Ахриева Р.А, Чилиева Д.М, Кукурхоева Х.М. было отказано в связи с отсутствием у истцов правовых оснований для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции согласился с доводами истцов о том, что они подпадают под категории граждан, перед которыми государство исполняет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции такие выводы суда первой инстанции признал ошибочными, противоречащим установленным обстоятельствам дела и основанным на неправильном применении норм материального права.
Судебная коллегия признает выводы суда апелляционной инстанции верными.
Вопросы оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов регламентированы Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.
Правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане Российской Федерации, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма (подпункт "а" пункта 5 вышеуказанных Правил).
Обращаясь в суд, Дудургов Ю.М, Ахриев Р.А, Чилиев Д.М, Кукурхоев Х.М. указали, что они были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что подтверждается решением Магасского районного суда от 29 февраля 2016 г, которым удовлетворено заявление истцов и других лиц об установлении факта нахождения на жилищном учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Суд первой инстанции, полагая указанное решение суда преюдициальным, удовлетворил требования Дудургова Ю.М, Ахриева Р.А, Чилиева Д.М, Кукурхоева Х.М, не устанавливая их соответствие требованиям, предъявляемым Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
При проверке оснований, дающих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, судом апелляционной инстанции было установлено, что приказом ГУ МЧС России по Республике Ингушетия от 29 июня 2012 г. NC Дудургов Ю.М. уволен из государственной противопожарной службы МЧС России по "адрес" по пункту "с" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов). Выслуга лег по состоянию на 1 июля 2012 г. составляет в календарном исчислении 16 лет 7 дней. Приказом ГУ МЧС России по "адрес" от 30 декабря 2011 г. N-НC Дудургов Ю.М. был назначен на должность "данные изъяты" ФКУ "8 пожарная часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по "адрес" (договорная)" с 1 января 2012 г. по контракту сроком на 1 год с должностным окладом "данные изъяты" рублей (за счет средств объекта ОАО "РН ИНГНЕФТЬ").
Согласно приказу ГУ МЧС России по "адрес" от 14 ноября 2007 г. N-ИС Кукурхоев Х.М. и Чилиев Д.М. уволены из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту "г" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом).
Приказом ГУ МЧС России по "адрес" от 30 июня 2009 г. N-НС Ахриев Р.А. уволен из государственной противопожарной службы МЧС России по пункту "е" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по организационно-штатным мероприятиям). Согласно выписке из послужного списка в период с мая 2000 г. по апрель 2004 г. Ахриев Р.А. проходил службу в должности водителя пожарной части N УГПС МВД Республики Ингушетия; с апреля 2004 г. по март 2005 г. - в должности водителя пожарной части N ГПС МЧС Республики Ингушетия; с марта 2005 г. по июль 2009 г. в должности старшины пожарной части N ГУ МЧС РФ по "адрес".
Указанные обстоятельства являлись существенными для правильного разрешения вопроса о возникновении права Дудургова Ю.М, Ахриева Р.А, Чилиева Д.М, Кукурхоева Х.М. на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом. Представленные сведения указывали на то, что финансирование выплаты денежного содержания по должности, с которой был уволен Дудургов Ю.М, осуществлялось не за счет средств федерального бюджета, Кукурхоев Х.М. и Чилиев Д.М. не были уволены со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а суммарная продолжительность службы Ахриева Р.А. в календарном исчислении составляет менее 10 лет.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции верно исходил из того, что административные истцы не соответствуют основаниям постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренным Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, учитывая, что денежное содержание Дудургова Ю.М. осуществлялось не за счет федерального бюджета, основания увольнения Кукурхоева Х.М. и Чилиева Д.М. не предусмотрены названными Правилами, срок службы Ахриева Р.А. составляет менее 10 лет, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Само по себе отсутствие жилья у Дудургова Ю.М, Ахриева Р.А, Чилиева Д.М, Кукурхоева Х.М. и членов их семей, не влечет незаконности решений комиссии ГУ МЧС России по Республике Ингушетия по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы, которая должна руководствоваться соответствующими правилами при определении граждан, уволенных со службы из Государственной противопожарной службы, подлежащих постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для получения жилищного сертификата.
При этом для правильного разрешения дела установление фактов предоставления жилищного сертификата иным гражданам, проходившим службу одновременно с Дудурговым Ю.М, Ахриевым Р.А, Чилиевым Д.М, Кукурхоевым Х.М, по настоящему делу не требовалось, поскольку правового значения указанные обстоятельства при разрешении конкретного спора не имеют.
Выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в мотивировочной и резолютивной частях апелляционного определения, соответствуют заявленным в суде первой инстанции требованиям, процессуальные нарушения в виде выхода за пределы требований либо иные процессуальные нарушения, повлекшие принятие неверного по существу решения, судебная коллегия не допустила.
В целом доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и сводятся к переоценке доказательств и установлению иных обстоятельств по данному спору, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве. Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 30 апреля 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дудургова Ю.М, Чилиева Д.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
И.А. Нафиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.