Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.
судей Баранова Г.В, Васляева В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Подольск Московской области на решение Подольского городского суда Московской области от 26 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 11 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Кривцова С.М. к администрации городского округа Подольск о признании незаконным отказа в постановке граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заслушав доклад судьи Баранова Г.В, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия
установила:
Кривцов С.М. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения администрации городского округа Подольск от N45/790 от 07 мая 2019 года об отказе в постановке граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Свои требования мотивировал тем, что признан малоимущим, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Более пяти лет постоянно проживает на территории Московской области, в связи с чем, основание для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указанное ответчиком, не соответствует действительности. При таких обстоятельствах, оспариваемое решение является незаконным и нарушает его жилищные права.
Решением Подольского городского суда Московской области от 26 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 11 сентября 2019 года, исковые требования удовлетворены, решение администрации городского округа Подольск от N45/790 от 07 мая 2019 года об отказе в постановке граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признано незаконным, на администрацию городского округа Подольск возложена обязанность рассмотреть заявление Кривцова С.М. от 25 апреля 2019 года о принятии на учет граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В кассационной жалобе, поданной администрацией городского округа Подольск Московской области в Первый кассационный суд 11 ноября 2019 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, считают, что судебные акты являются неправомерными, необоснованными, не соответствующими обстоятельствам дела, судебными инстанциями допущена недоказанность установленных обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушены и неправильно применены нормы материального права и нормы процессуального права.
Определением от 12 ноября 2019 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, причина неявки не известна.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебные постановления сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 части 1 которой, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Статьей 2 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма" установлено, что на учет принимаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области не менее пяти лет, нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что Кривцов С.М. признан малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма постановлением администрации городского округа Подольск от 01 марта 2019 года N247-п.
25 апреля 2019 года он обратился с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением администрации городского округа Подольск от 07 мая 2019 года N 45/790 Кривцову С.М. отказано в постановке на учет граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что представлены документы, не подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (отсутствуют документы, подтверждающие факт проживания на территории Московской области не менее пяти лет).
Согласно выписке из домовой книги от 25 апреля 2019 года, Кривцов С.М. с 30 августа 2016 года постоянно зарегистрирован по адресу: "адрес".
Разрешая заявленные требования административного искового заявления и удовлетворяя их, суды правильно исходили из того, что Кривцовым С.М. представлены доказательства, подтверждающие его проживание на территории Московской области более пяти лет, кроме того, он учтен в г. Подольске, ему предоставляются меры социальной поддержки в Московской области, он несёт обязанности, связанные с пользованием жилым помещением.
Материалами дела подтверждается факт постоянного проживания Кривцова С.М. на территории Московской области с сентября 2013 года.
Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, что было подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 4 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, пребывающих на постоянное жительство в названные регионы.
Статьей 2 названного Закона Российской Федерации и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, определено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
Согласно пункту 12 данных Правил органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Регистрация подтверждает факт постоянного проживания в определенной местности.
По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи действующее законодательство связывает постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.
Совокупное толкование приведенных положений в смысле, придаваемом им положением статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, придает свидетельству о регистрации по месту пребывания статус того доказательства, которое может быть признано судом единственно допустимым тому факту, что гражданин постоянно проживает в определенной местности.
Отступление от такого понимания приведенных положений закона возможно только в исключительном случае, когда осуществление регистрационного учета для физического лица было невозможно в силу объективных причин, доказательства наличия которых подлежат представлению суду.
С учетом изложенного, отсутствие постоянной регистрации по месту жительства в Московской области при наличии других необходимых условий для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
В силу положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания факта постоянного проживания на территории Московской области лежит на административном истце.
Обращаясь к административному ответчику с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Кривцов С.М. представил свидетельство о регистрации по месту пребывания N1204 от 17 сентября 2013 года, согласно которому Кривцов С.М. в период с 17 сентября 2013 года по 17 сентября 2014 года временно зарегистрирован по адресу: "адрес"; свидетельство о регистрации по месту пребывания N 1278 от 16 сентября 2014 года согласно которому Кривцов С.М. в период с 16 сентября 2014 года по 16 сентября 2015 года временно зарегистрирован по адресу: "адрес"; свидетельству о регистрации по месту пребывания N1152 от 15 сентября 2015 года, Кривцов С.М. в период с 15 сентября 2015 года по 15 сентября 2017 года временно зарегистрирован по адресу: "адрес".
Поскольку материалами дела подтверждается факт постоянного проживания Кривцова С.М. на территории Московской области с сентября 2013 года по настоящее время, сведений об имеющихся у него на праве собственности либо ином вещном праве жилых помещений суду не представлено, он в установленном порядке признан малоимущим в целях предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, Кривцов С.М. как житель Московской области вправе состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Несостоятелен довод жалобы об установлении судом в порядке особого производства юридического факта постоянного проживания Кривцова С.М. на территории Московской области с период с сентября 2013 года по август 2016 года, поскольку суды, ссылаясь на материалы дела, в том числе и на свидетельства о регистрации по месту пребывания, опровергли доводы административного ответчика об отсутствии документов, подтверждающих факт проживания Кривцова С.М. на территории Московской области более пяти лет.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций инстанции обоснованно установили, что решение администрации городского округа Подольск от N45/790 от 07 мая 2019 года об отказе в постановке граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца.
Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену судебных актов.
В соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта
Поскольку таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда, определила:
решение Подольского городского суда Московской области от 26 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 11 сентября 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации городского округа "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.