Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К, судей Горбуновой О.А, Лаврова В.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-2398/2019 по иску Лобанова Виталия Юрьевича к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, по кассационным жалобам Министерства финансов Российской Федерации и Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 23 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Родиной А.К. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационных жалоб и отзыва на жалобы, объяснения представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации Шумаковой Е.А, действующей по доверенности от 22 октября 2019 года N 69-12/0862-02-52 (в порядке передоверия), представителей третьих лиц: Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области Старченко Е.В, действующую по доверенности от 30 апреля 2019 года N 221-50-19/109, Прокуратуры Челябинской области Теплову М.Н, действующую по доверенности от 15 ноября 2019 года N 8/1-4-2019, поддержавших доводы жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лобанов В.Ю. обратился с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, в размере 5000000 рублей.
В обоснование требований указал, что приговором суда был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса РСФСР, восьми "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации. В совершении преступлений, предусмотренных п "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации он был оправдан с признанием за ним права на реабилитацию. Обвинение истца в совершении преступлений, по подозрению в совершении которых впоследствии он был оправдан, причинило ему моральные и нравственные страдания. Лобанов В.Ю. был оторван от дома, семьи, работы, находясь в изоляции от общества, испытал стрессовое состояние от одиночества, избранной в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу, оказания психологического давления со стороны органов следствия. Моральные страдания истца усугублялись тем, что в период его нахождения под стражей у него умерла бабушка и брат, на похоронах которых он не смог присутствовать.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 23 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 августа 2019 года, исковые требования Лобанова В.Ю. удовлетворены частично. С Министерства финансов Российской Федерации в его пользу за счет казны Российской Федерации в качестве компенсации морального вреда взыскано 10000 рублей, в удовлетворении остальных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит об отмене принятых решения и апелляционного определения, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права. Указывает на отсутствие оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в связи с тем, что оправдание Лобанова В.Ю. по обвинению в части преступлений не повлекло для него оправдания в целом, а также не повлекло иных незаконных процессуальных действий, связанных с расследованием уголовного дела. Ссылается на недоказанность истцом факта причинения ему нравственных и физических страданий в результате незаконного привлечения его к уголовной ответственности.
В поданной кассационной жалобе Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области также полагает недоказанным факт причинения истцу нравственных и физических страданий в результате незаконного привлечения его к уголовной ответственности. Обращает внимание на то, что помещение Лобанова В.Ю. под стражу связано с подозрением его в совершении особо тяжких преступлений, факт совершения которых истцом впоследствии доказан; в ходе судебных заседаний Лобанов В.Ю. и его защитник не возражали относительно продления срока содержания под стражей. Содержание истца под стражей обусловлено уголовным преследованием в отношении Лобанова В.Ю. в целом; доводы истца об оказании на него давления со стороны правоохранительных органов признаны несостоятельными, распространенные в СМИ сведения о совершении истцом убийства 2-х детей после вынесения приговора были опровергнуты.
Согласно отзыву на кассационные жалобы Прокуратура Челябинской области считает кассационные жалобы подлежащими удовлетворению, обжалуемые судебные акты - отмене.
Истец Лобанов В.Ю. не принял участия в суде кассационной инстанции, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, отбывает наказание в исправительном учреждении, ходатайств об отложении разбирательства дела не представил. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, отзыва на жалобы, судебная коллегия считает, что указанных оснований в настоящем случае не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с абз. 3 ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п.п. 1, 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20 мая 2015 года старшим следователем Орджоникидзевского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области возбуждено уголовное дело в отношении Лобанова В.Ю. по признакам преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации.
22 мая 2015 года Орджоникидзевским районным судом г. Магнитогорска Челябинской области в отношении Лобанова В.Ю. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок два месяца. Указанная мера пресечения неоднократно продлевалась, общий срок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу составил 18 месяцев.
31 августа 2015 года следователем ОВД следственного отдела по г. Калуге следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калужской области вынесено постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Лобанова В.Ю. по признакам преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса РСФСР.
23 августа 2016 года следователем по особо важным делам первого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области вынесены постановления: о возбуждении уголовного дела в отношении Лобанова В.Ю. по признакам преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, о возбуждении уголовного дела в отношении Лобанова В.Ю. по признакам преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, о возбуждении уголовного дела в отношении Лобанова В.Ю. по признакам преступления, предусмотренного ДД.ММ.ГГГГ Уголовного кодекса Российской Федерации, о возбуждении уголовного дела в отношении Лобанова В.Ю. по признакам преступлений, предусмотренных "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации.
29 февраля 2016 года следователем по особо важным делам первого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области вынесено постановление о привлечении Лобанова В.Ю. в качестве обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных "данные изъяты" Уголовного кодекса РСФСР.
26 августа 2016 года следователем по особо важным делам первого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области вынесено постановление о привлечении Лобанова В.Ю. в качестве обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации.
Приговором Уральского окружного военного суда от 24 января 2018 года, вступившим в законную силу, Лобанов В.Ю. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации истец был оправдан, в данной части за ним на основании ст. 134 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации признано право на реабилитацию.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в отношении Лобанова В.Ю. незаконно осуществлялось уголовное преследование по обвинению в совершении особо тяжких преступлений, предусмотренных "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации. В связи чем пришел к выводу о праве истца на реабилитацию, в частности посредством взыскания компенсации морального вреда. Суд определилразмер подлежащей взысканию суммы с учетом обстоятельств причинения вреда истцу, его индивидуальных особенностей, требований разумности и справедливости: заключения истца под стражу в связи с обвинением в совершении особо тяжкого преступления, за которое Лобанов В.Ю. впоследствии был осужден, неоднократного продления этой меры на основании обвинения в совершении того же преступления, а также по ряду иных особо тяжких преступлений, отсутствия со стороны истца возражений относительно его содержания в условиях изоляции от общества, заявлений об избрании в отношении него более мягкой меры пресечения; не представления Лобановым В.Ю. доказательств ухудшения состояния его здоровья в результате уголовного преследования
Выводы судов основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационных жалоб об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в связи с тем, что оправдание Лобанова В.Ю. по обвинению в части преступлений не повлекло для истца оправдания в целом, а также не повлекло иных незаконных процессуальных действий, связанных с расследованием уголовного дела, не могут быть признаны обоснованными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 16 февраля 2006 года N19-О и от 19 февраля 2009 года N 109-О-О, лицу, оправданному по части обвинения, и признанному виновным в совершении других преступлений, не исключена возможность возмещения вреда. В таких ситуациях судом, исходя из обстоятельств конкретного уголовного дела, может быть принято решение о возмещении вреда, причиненного в результате уголовного преследования по обвинению, не нашедшему подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации соответствует разъяснение, изложенное в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 года N17 "О практике применения судами норм гл. 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве". Согласно данному постановлению право на реабилитацию имеет не только лицо, уголовное преследование которого прекращено по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делу в целом, но и лицо, уголовное преследование в отношении которого прекращено по указанным основаниям по части предъявленного ему самостоятельного обвинения, что по смыслу закона относится и к случаям оправдания лица судом в части предъявленного ему обвинения.
Как верно указано судом, в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности по самостоятельному обвинению в совершении особо тяжких преступлений, в том числе убийства, по которым Лобанов В.Ю. был оправдан, ему были причинены нравственные страдания, несмотря на то, что расследование всех преступлений, обвинение в совершении которых было предъявлено истцу, происходило одновременно, и у суда не имелось оснований полагать, что обвинение в совершении преступлений, по которым Лобанов В.Ю. впоследствии был оправдан, могло повлиять на ход расследования или на избранную в отношении него меру пресечения.
Вопреки доводам кассационных жалоб оправдание истца по части вменяемых ему преступлений (ввиду отсутствия в деянии состава части вменяемых преступлений и за непричастностью к совершению преступления) не является переквалификацией преступных действий либо исключением квалифицирующих признаков, ошибочным вменением статей (при отсутствии идеальной совокупности), принятием иных решений, уменьшающих объем обвинения, но не исключающих его. В связи с чем вывод суда о наличии правовых оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда является правильным.
Доводы кассационных жалоб о недоказанности истцом факта причинения ему нравственных и физических страданий в результате незаконного привлечения его к уголовной ответственности не могут быть приняты во внимание, основаны на ошибочном истолковании положений материального закона. Лица, подвергшиеся незаконному уголовному преследованию, безусловно, испытывают нравственные страдания, в связи с чем факт причинения им морального вреда предполагается.
Учитывая, что существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судом первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационных жалоб не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 23 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 августа 2019 года оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.