Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мертиковой В.А, судей Кудриной Я.Г, Куликовой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4968/2019 по иску Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Благовещенска о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов, по кассационной жалобе Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 31 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 21 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Куликовой И.И, прокурора девятого отдела (кассационного) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Бобылевой О.А, полагавшей принятые по делу судебные постановления законными и обоснованными и поэтому не подлежащими отмене, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Благовещенска, указав, что прокуратурой проведена проверка по фактам ранее выявленных несанкционированных свалок отходов на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Проверкой установлено наличие несанкционированных свалок на территории кадастровых кварталов 28:01:110263, 28:01:100003, 28:01:110271, а также земельных участков с кадастровыми номерами 28:01:110102:6 и 28:01:110102:7 города Благовещенска. В связи с наличием на подведомственной территории свалок отходов и непринятием мер по их ликвидации Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором мэру г. Благовещенска вносились представления, нарушения природоохранного законодательства не устранены. Наличие несанкционированных свалок отходов нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, создает реальную угрозу здоровью населения. Просил суд обязать администрацию г. Благовещенска ликвидировать несанкционированные свалки отходов, согласно приведенных координат, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 31 мая 2019 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда 21 августа 2019 года решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска и администрации г. Благовещенска - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ссылаясь на допущенные судами, разрешившими дело, по мнению заявителя, нарушения норм права.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5, 379.6 ГПК РФ правильность применения нижестоящим судом норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, возражений относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при разрешении дела не допущено.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьи 8 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии с положениями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту обязаны при использовании земельных участков; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона об отходах производства и потребления, пункта 2 статьи 7 Закона об охране окружающей среды и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия, руководствовался приведенными положениями закона и установив, что земельный участок, на котором выявлены нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды (несанкционированные свалки, захламленность отходами), находится в ведении органа местного самоуправления - администрации города Благовещенска, доказательств ликвидации выявленных прокурором на территории муниципального образования - город Благовещенск несанкционированных свалок, наличие которых ответчиком не оспаривалось, не представлено, суд пришел к правомерному выводу о том, что лицом, обязанным устранить выявленные нарушения и причиненный окружающей среде вред, является орган местного самоуправления в лице его администрации, в этой связи, наличии правовых оснований для удовлетворения предъявленных прокурором требований о возложении на орган местного самоуправления обязанности ликвидировать выявленные несанкционированные свалки на территории кадастровых кварталов 28:01:110263, 28:01:100003, 28:01:110271, а также земельных участков с кадастровыми номерами 28:01:110102:6 и 28:01:110102:7.
Введенный с 1 января 2019 года новый порядок обращения с твердыми коммунальными отходами не освобождает правообладателя земельного участка от установленной законом обязанности надлежаще содержать территории, находящиеся в его ведении и, как следствие, от обязанности устранять негативные последствия для окружающей среды вследствие несанкционированного складирования отходов, в этой связи деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Благовещенска не освобождает органы местного самоуправления от обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов.
Суд апелляционной инстанции, проверив соответствие выводов суда материалам дела, правильность применения к правоотношениям сторон норм материального и процессуального права, пришел к верному выводу о законности состоявшегося по делу судебного постановления и отсутствии оснований для удовлетворения поданной апелляционной жалобы.
Достаточных оснований для иных выводов в кассационной жалобе заявителем не приведено.
Доводы кассационной жалобы Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска об отсутствии у городского округа обязанности по организации сбора, вывоза и утилизации промышленных отходов, заявлены без учета установленной законом обязанности по регулярной очистке территории муниципальных образований от отходов и участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Доводы кассационной жалобы не содержат данных о допущенных судом апелляционной инстанций нарушениях, которые признаются основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390.1, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 31 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда 21 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.