Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захаровой С.В, судей Бекловой Ж.В. и Патронова Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 декабря 2019 г. гражданское дело N 2-329/2019 по исковому заявлению Дзантиева Владимира Афакоевича к Управлению социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы об обязании выплатить региональную социальную доплату к пенсии, взыскании компенсации морального вреда, сумм удержанных по исполнительным производствам и возмещении судебных расходов
по кассационной жалобе Дзантиева Владимира Афакоевича на решение Преображенского районного суда города Москвы от 6 марта 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 сентября 2019 г, которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Патронова Р.В, объяснения представителя Управлению социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы Тарасовой Т.Т, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дзантиев В.А. обратился в суд (уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) к Управлению социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы (далее - орган социальной защиты населения) с иском о взыскании региональной социальной доплаты к пенсии с 1 октября 2016 г. по 31 декабря 2017 г. в размере 23 986 руб. 06 коп, компенсации морального вреда в размере 50 000 руб, сумм удержанных по исполнительным производствам от 20 марта 2018 г. и 18 декабря 2018 г. в размере 21 129 руб. 78 коп. и 13 725 руб. 66 коп. соответственно, а также возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 51 200 руб.
В обоснование заявленных требований Дзантиев В.А. указал, что зарегистрирован и постоянно проживает в городе Москве. С ноября 2009 г. ему, как неработающему пенсионеру, назначена региональная социальная доплата к пенсии (далее - региональная социальная доплата). До октября 2016 г. ему предоставлялись меры социальной поддержки. В результате несвоевременного сообщения органу социальной защиты населения сведений о своём трудоустройстве с 1 октября 2016 г. выплата региональной социальной доплаты была приостановлена, а с 1 декабря 2016 г. в связи с отсутствие права была прекращена.
Ссылаясь на положения постановления Правительства г. Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", а также на то, что с 1 апреля 2015 г. он трудовую деятельность не осуществлял, а также на то, что действиями ответчика нарушены его права на получение социальной поддержки в виде региональной социальной доплаты, Дзантиев В.А. обратился в суд с настоящим иском.
Решением Преображенского районного суда города Москвы от 6 марта 2019 г. Дзантиеву В.А. отказано в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 сентября 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Дзантиевым В.А. ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных. В обоснование доводов кассационной жалобы её податель ссылается на неверное применение и толкование норм материального права. Считает, что выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований являются незаконными, поскольку суды не учли, что с 1 апреля 2015 г. он не работал, что является основанием для осуществления социальной региональной выплаты.
На рассмотрение дела в судебное заседание суда кассационной инстанции истец не явился. О времени и месте судебного заседания, назначенного на 17 декабря 2019 г, извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя Управлению социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы Тарасовой Т.Т, возражавшую против удовлетворения жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Оснований, предусмотренных статьей 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, Дзантиев В.А, 5 марта 1949 года рождения, зарегистрированный и проживающий в городе Москве по адресу: 1-я Гражданская, д.101, кв.65, с 15 мая 2009 г. является получателем трудовой пенсии по старости.
С 1 ноября 2009 г. ему, как не работающему пенсионеру, на основании Положения о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счёт средств бюджета города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1005-ПП, была назначена ежемесячная компенсационная выплата.
С 1 января 2010 г. Дзантиеву В.А. взамен ежемесячной компенсационной выплаты предоставлены меры социальной поддержки в виде региональной социальной доплаты к пенсии в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии".
1 октября 2016 г. орган социальной защиты населения уведомил Дзантиева В.А. о приостановлении выплаты ему региональной социальной доплаты к пенсии в связи с поступившими сведениями из Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации о страховых периодах.
Решением отдела социальной защиты населения района Богородское Управления социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы N 115 от 21 ноября 2016 г. выплата региональной социальной выплаты к пенсии Дзантиеву В.А. прекращена в связи с отсутствием права, поскольку он не сообщил своевременно о работе с 1 сентября 2014 г. по 31 марта 2015 г, с 1 февраля 2016 г. по 30 июня 2016 г. в МБУ городского округа Химки "Комбинате по благоустройству и озеленению".
Решением мирового судьи судебного участка N 109 района Богородское города Москвы от 5 сентября 2017 г. с Дзантиева В.А. в пользу Управления социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы взыскана незаконно полученная сумма региональной социальной выплаты к пенсии за период с 1 сентября 2014 г. по 31 марта 2015 г. в размере 21 129 руб. 78 коп.
8 сентября 2017 г. Дзантиев В.А. обратился в ЦГУ "Мои документы" районов Богородское и Метрогородок города Москвы по вопросу предоставления государственной услуги "Назначение региональной социальной доплаты неработающим пенсионерам".
С 1 октября 2017 г. Дзантиеву В.А. вновь назначена региональная социальная доплата.
До 1 января 2010 г. обеспечение мер дополнительной социальной поддержки проживающих в городе Москве неработающих пенсионеров осуществлялось в соответствии с Положением о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1005-ПП, подпунктом "а" пункта 6 которого предусматривалось право категории лиц (неработающие пенсионеры и инвалиды) на получение ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии.
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ), были внесены изменения, согласно которым каждый неработающий пенсионер на всей территории России с 1 января 2010 г. должен иметь совокупный доход не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионах их проживания. При этом субъектам Российской Федерации, осуществляющим финансовое обеспечение региональной социальной доплаты исключительно за счет собственных средств, предоставлено право определять условия её установления и выплаты, включая меры социальной поддержки, учитываемые при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, а также размер этой доплаты и правила обращения за ней в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации (статья 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В целях реализации федерального законодательства, Правительством Москвы принято постановление от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", которым изменено ранее действовавшее правовое регулирование по вопросам предоставления мер социальной поддержки отдельной категории лиц и с 1 января 2010 г. для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии, а также утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Дзантиева В.А. к Управлению социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы с иском о взыскании региональной социальной доплаты к пенсии с 1 октября 2016 г. по 31 декабря 2017 г. в размере 23 986 руб. 06 коп, компенсации морального вреда в размере 50 000 руб, сумм удержанных по исполнительным производствам от 20 марта 2018 г. и 18 декабря 2018 г. в размере 21 129 руб. 78 коп. и 13 725 руб. 66 коп. соответственно, а также возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 51 200 руб, суд первой инстанции руководствуясь, в частности положениями, закрепленными в постановлении Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", исходил из того, поскольку Дзантиев В.А. с 1 сентября 2014 г. работал, что установлено вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка N 109 района Богородское города Москвы от 5 сентября 2017 г, то он утратил право на получение региональной социальной доплаты.
При этом суд указал, что выплата региональной социальной доплаты носит заявительный характер, однако с заявлением о предоставлении государственной услуги, после прекращения доплаты Дзантиев В.А. обратился вновь только 8 сентября 2017 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 сентября 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит приведенные выводы суда основанными на правильном применении и толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП, право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания.
К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце 1 пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В силу абзаца 2 пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер даёт согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка).
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает её выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка).
При таких обстоятельствах, установив факт работы Дзантиевыа В.А. и не сообщение Дзантиевым В.А. об этом в орган социальной защиты, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования судами первой и апелляционной инстанций и необоснованность их отражена в судебных постановлениях с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение на решение Преображенского районного суда города Москвы от 6 марта 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дзантиева Владимира Афакоевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.