Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В связи с введением и действие части II Налогового Кодекса Российской Федерации утратило силу Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 8 июня 1993 года N 5132-1 "Об утверждении положения о Государственном Фонде занятости Российской Федерации".
С 1 января 2001 года упраздняется Государственный Фонд занятости Российской Федерации и будет ликвидирована уплата в этот Фонд соответствующих страховых взносов работодателями.
В настоящее время на основании квот для приема на работу инвалидов и других граждан, особо нуждающихся в социальной защите, установленных органами исполнительной власти субъектов федерации в соответствии с законодательством, территориальные фонды занятости активно решают вопросы обеспечения этих категорий населения специальными рабочими местами.
В случае невыполнения или невозможности выполнения квот для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, работодатели вносят обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в пределах установленной квоты в территориальные фонды занятости. Эти средства расходуются в регионах целевым назначением для стимулирования создания предприятиями и организациями всех форм собственности специализированных рабочих мест сверх установленных квот.
Квоты для приема граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в настоящее время определены в 35 субъектах Российской Федерации. В 21 регионе действует порядок обязательной платы работодателями за невозможность выполнения установленной квоты с последующим целевым использованием этих поступлений.
Так, в г.Москве по данной организационно-финансовой схеме реализуются 46 проектов, предусматривающих создание 1700 новых специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи.
С учетом социальной остроты данной проблемы необходимо сохранить за территориями право установления квот на специальные рабочие места предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, и предоставить право субъектам федерации аккумулировать в соответствующих бюджетах обязательную плату работодателей в случае невыполнения или невозможности выполнения ими установленных квот, с последующим целевым использованием этой поступающей платы на финансирование мероприятий, связанных с трудоустройством граждан, особо нуждающихся в социальной защите, а также передать средства, находящиеся по состоянию на 01.01.2001 года на спецсчетах территориальных фондов занятости как обязательные платежи работодателей за невыполнение установленных квот, в бюджеты субъектов федерации.
В этих целях необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в федеральные законы "О занятости населения в Российской Федерации", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Бюджетный Кодекс Российской Федерации.
Предлагаемые изменения и дополнения в вышеперечисленные федеральные законы не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
проектов федеральных законов по квотированию рабочих мест для граждан,
особо нуждающихся в социальной защите в субъектах Российской Федерации
1. По данным Госкомстата Российской Федерации на территории России проживает свыше 10 млн. инвалидов, из низ 2,5 млн. трудоспособного возраста.
Занято в народном хозяйстве страны 1 млн. инвалидов, из числа состоящих в органах социальной защиты.
Из-за недостаточной конкурентоспособности на рынке труда 48% инвалидов трудоспособного возраста не работают.
2. В Законе Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена квота для приема на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников для организаций численностью свыше 30 чел.
В соответствии с Законом зарезервировано 1 млн. 410 тыс. рабочих мест по квотам для приема на работу инвалидов.
В настоящее время в рамках квоты не занято инвалидами порядка 500 тыс. рабочих мест.
3. В случае невозможности приема на работу инвалидов в счет установленных квот законодательством Российской Федерации предусмотрено внесение обязательной платы работодателями.
В настоящее время в 43 регионах Российской Федерации введен в действие механизм квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, в 18 регионах установлен порядок внесения обязательной платы.
Размер обязательной платы колеблется в пределах от минимальной оплаты труда (132 руб.) до среднего уровня заработной платы, сложившегося в регионе (1400 руб.).
Средний размер обязательной платы работодателей в Российской Федерации составляет 400 руб.
4. В случае принятия изменений и дополнений в федеральные законы:
"О занятости населения в Российской Федерации", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" финансовые поступления в региональные бюджеты за год оценочно составят 1800 млн. руб.
5. Средства федерального бюджета для реализации мероприятий, связанных с созданием рабочих мест для инвалидов в субъектах федерации не использовались. Принятие указанных законопроектов, сохраняющих права субъектов федерации в этой области, не потребует дополнительных средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.