Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Закона
Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации органы судебной власти самостоятельны.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (пункт 1 статьи 118 Конституции РФ). Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (пункт 1 статьи 120 Конституции РФ).
Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (пункт 2 статьи 121 Конституции РФ).
Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" наделил судей пожизненными полномочиями, их несменяемость (смена суда или должности возможна только с согласия самого судьи), личная независимость (допросить, арестовать, обыскать судью стало возможным только с согласия соответствующего органа судейского самоуправления - съезда и совета судей, высшей квалификационной коллегии судей), неподотчетность судей никому и подчинение их только закону, ограниченный перечень оснований и сложный порядок лишения судей полномочий, запрещение судьям заниматься политикой, высокое денежное содержание и материально-бытовые гарантии - все это позволяло надеяться на совершенствование судебной системы Российской Федерации в духе демократических преобразований. Однако некоторые судьи восприняли независимость суда, как полную безответственность и безнаказанность лично для себя.
В современных судах зачастую проявляется так называемое "заказное правосудие", которое вопреки логике и здравому смыслу выражается в принятии судьями решений не в пользу потерпевших и закона, а в пользу преступников и "денежных мешков".
Наблюдается тенденция использования судьями своего статуса и служебного положения для улучшения собственного благополучия, ухода от ответственности за совершенные проступки. Не предаются гласности решения квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судей. Судейское сообщество все более становится замкнутой кастой "неприкасаемых".
Не умаляя необходимость обеспечения стабильности и независимости существования судебной системы Российского государства, настоящий законопроект на основе принципа справедливости и разделения властей предлагает в качестве законодательной инициативы отменить пожизненное назначение судей общей юрисдикции и установить срок пребывания их в должности 5 лет с последующим новым назначением на должность при согласовании кандидатур с представительными органами власти субъектов Российской Федерации.
Это создаст дополнительные гарантии более квалифицированного осуществления правосудия и повысит личную ответственность судейских кадров за свою деятельность.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Закона
Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием
Федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Закона Российской
Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" потребует внесения изменений в статью 14 Федерального конституционного закона от 31.12.96 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
Первый заместитель председателя |
Н.В.Бублик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.