Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций"
Проект федерального закона "О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций" подготовлен Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обороне. Объективная необходимость разработки и принятия такого закона вызвана отсутствием или несовершенством законодательной базы, определяющей правовое положение военных организаций и регулирующей вопросы осуществления ими финансово-экономической деятельности.
Прежде всего это проявляется в неопределенности правового положения военных организаций (органов военного управления, воинских частей, предприятий, организаций, учреждений, военно-учебных заведений) как юридических лиц. Множество проблем связано с неопределенностью прав и ответственности военных организаций по отношению к используемому имуществу, в частности, недвижимости, а также к высвобождаемому военному имуществу, которое может быть реализовано в интересах страны и военных организаций.
Необходимость принятия данного закона обусловлена также вступлением в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, при распространении норм которого на военные организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством предусмотрена военная служба, должна быть учтена специфика этих военных организаций.
Цель законопроекта - создание законодательной базы, определяющей правовой статус военных организаций как юридических лиц и регулирующей отношения в процессе осуществления военными организациями финансово-экономической деятельности с учетом особенностей этих организаций.
Текст законопроекта подготовлен на основе материалов, содержащихся в предложениях от главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, видов Вооруженных Сил и военных округов, а также министерств и ведомств, в которых законодательством предусмотрена военная служба. При подготовке законопроекта Комитетом по обороне было рассмотрено более 400 замечаний и предложений, содержащихся в 35 отзывах на законопроект от указанных организаций. Министерством обороны Российской Федерации, а также другими министерствами и ведомствами, в которых имеются военные организации, законопроект поддерживается, отмечается его актуальность и необходимость принятия. В законопроекте учтены замечания и предложения, содержащиеся в заключении Правительства Российской Федерации на законопроект.
Законопроект включает 34 статьи, объединенные в шесть глав.
В первой главе изложены общие положения, касающиеся предмета регулирования и области действия закона, определены основные понятия ("военные организации", "финансово-экономическая деятельность" и др.). Законодательно закреплены особенности, связанные с формальными вопросами создания, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации военных организаций как юридических лиц. В частности:
возможность иметь действительное и условное (закрытое и открытое) наименования для юридических лиц - военных организаций и соответствующее распределение между этими наименованиями необходимых атрибутов, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации;
возможность ограничения предоставления информации о произведенной государственной регистрации недвижимого имущества, закрепленного за военными организациями;
особенности учредительных документов для юридических лиц - военных организаций.
Вторая глава посвящена вопросам правового положения военных организаций как юридических лиц. В своей деятельности военные организации взаимодействуют с широким кругом контрагентов, в том числе с негосударственными структурами, поэтому при заключении договоров и их выполнении необходимо представлять, какими правами наделены военные организации как юридические лица и какую они несут ответственность. Для этого должно быть законодательно закреплено, в каких организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, могут создаваться и действовать военные организации как юридические лица.
Предусматривается, что военные организации как юридические лица могут создаваться и действовать только в форме государственного (федерального) учреждения, государственного (федерального) унитарного предприятия и федерального казенного предприятия. Во второй главе определяется также правовое положение военных организаций, не являющихся юридическими лицами, а также определяются органы юридических лиц - военных организаций и учредители этих организаций.
В третьей главе изложены положения, связанные с имуществом военных организаций. Определяется, что имущество военных организаций является федеральной собственностью и передается военным организациям в хозяйственное ведение или оперативное управление в устанавливаемом Правительством Российской Федерации порядке. Определяются органы государственной власти, осуществляющие права собственника имущества военных организаций. Определяются права военных организаций по распоряжению закрепленным за ними имуществом, а также особенности государственной регистрации и гражданского оборота имущества военных организаций.
Четвертая глава посвящена вопросам осуществления финансово-экономической деятельности военными организациями. Законодательное регулирование этих вопросов обусловлено спецификой военных организаций и необходимостью установления четких правовых границ, в которых военные организации могут осуществлять финансово-экономическую деятельность. Это прежде всего относится к порядку определения финансовых и материальных потребностей военных организаций, порядку их финансирования, возможности получения военными организациями кредитов и предоставления ими займов, определению источников внебюджетного финансирования и порядка расходования внебюджетных средств, а также к ряду других вопросов.
В частности, в законопроекте предусмотрено финансирование военных организаций только через полевые учреждения, расчетно-кассовые центры Центрального банка Российской Федерации и учреждения Сберегательного банка Российской Федерации, а также запрещение передавать денежные средства, включая внебюджетные, другим организациям и иным лицам, в том числе в качестве займа. Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по переводу военных организаций на финансирование через органы федерального казначейства.
Определены источники внебюджетного финансирования военных организаций (прежде всего, средства от реализации высвобождаемого военного имущества), а также цели, на которые могут быть израсходованы внебюджетные средства - строительство и приобретение жилья и решение других социальных проблем военнослужащих. Закреплено положение о возможности получения внебюджетных средств при участии военных организаций в международных коммерческих проектах (запуски иностранных космических аппаратов, оказание иностранным пользователям услуг связи и т.д.).
Запрещается получение военными организациями кредитов от банков, включая коммерческие банки, и от других кредитных организаций, за исключением случаев, когда получение кредита производится по распоряжению Правительства Российской Федерации в установленном им порядке.
Законодательно закрепляется положение о возможности приобретения отдельных видов продукции для обеспечения военных организаций, дислоцированных за пределами Российской Федерации, по договорам, заключаемым с иностранными поставщиками.
В пятой главе изложены вопросы, связанные с особенностями регулирования договорных отношений с участием военных организаций.
В шестой главе определяется порядок вступления закона в силу, порядок приведения в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации учредительных документов существующих юридических лиц - военных организаций, а также предлагается Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с данным законом.
В нормах законопроекта предусмотрены широкие полномочия Правительства Российской Федерации по определению конкретных условий финансово-экономической деятельности организаций Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, что соответствует положениям Федерального закона "Об обороне".
В целом принятие закона "О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций" позволит создать комплексную правовую базу, обеспечивающую регулирование вопросов правового положения военных организаций, осуществления ими финансово-экономической деятельности, и будет способствовать рациональному использованию средств, выделяемых на национальную оборону и безопасность Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих изменению в связи с принятием федерального закона "О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций"
Принятие федерального закона "О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций" потребует внести:
1. Изменение в Федеральный закон "Об обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г., N 23, ст.2750):
часть 12 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"12) в соответствии с федеральным законом определяет условия финансово-экономической деятельности организаций Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;".
2. Дополнение в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 г, N 32, ст.3301):
часть 1 статьи 51 дополнить абзацем следующего содержания:
"Особенности государственной регистрации юридических лиц - военных организаций устанавливаются федеральным законом".
Справка
Реализация законопроекта "О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций" не потребует дополнительных материальных и иных затрат, поэтому финансово-экономического обоснования законопроекта не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.