Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Уголовный кодекс
Российской Федерации"
(по вопросу об ответственности за незаконное приобретение гражданином
Российской Федерации гражданства другого государства)
Цель законопроекта "О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" состоит в законодательном обеспечении привлечения к уголовной ответственности граждан Российской Федерации, которые незаконным путем приобрели гражданство иностранного государства (двойное гражданство) при их временном пребывании или проживании за пределами Российской Федерации с одновременным сохранением гражданства Российской Федерации, если эти действия совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.
В пункте 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" установлено, что "за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации".
Одновременно в пункте 2 статьи 3 указанного Закона установлено, что гражданам может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации.
Таким образом, даже для получения двойного государства в иностранном государстве, с которым имеется международный договор Российской Федерации, гражданином Российской Федерации должно быть подано вначале ходатайство на получение разрешения, а затем ему выдается соответствующее разрешение. Только после этого граждане Российской Федерации на законных основаниях получают возможность получить двойное гражданство.
По данным Министерства иностранных дел Российской Федерации по состоянию на ноябрь 2000 года Российская Федерация заключила два международных договора Российской Федерации, позволяющих гражданам Российской Федерации иметь двойное гражданство:
1. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопроса двойного гражданства (ратифицировано 25 ноября 1994 года, вступило в силу в 1995 году).
2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопроса двойного гражданства (ратифицирован 15 декабря 1996 года, вступил в силу в апреле 1997 года).
Оба этих договора имеют срок действия пять лет. Предусмотрена возможность их автоматического продления на последующие пятилетние периоды.
В законодательстве ряда иностранных государств (например, США, Германия, Украина и др.) установлено, что предоставлять гражданство можно только после представления гражданином документов, удостоверяющих отказ этих граждан от прежнего гражданства.
В законодательстве других государств (например, Великобритания, Израиль и др.) при предоставлении гражданства требований отказа от прежнего гражданства нет и некоторые граждане Российской Федерации, пользуясь этим, обращаются с просьбой предоставить им дополнительное гражданство в этих государствах.
Некоторые граждане Российской Федерации из корыстной или иной личной заинтересованности, а также в целях иметь возможность приобрести недвижимость, открыть вклады в иностранных банках или скрыться от российского правосудия, находясь за пределами Российской Федерации, обращаются с просьбой получить второе гражданство, при этом нарушая законодательство Российской Федерации.
Цель данного законопроекта состоит в законодательном обеспечении привлечения к уголовной ответственности граждан Российской Федерации, которые незаконным путем приобрели гражданство иностранного государства (двойное гражданство) при их временном пребывании или проживании за пределами Российской Федерации с одновременным сохранением гражданства Российской Федерации, если эти действия совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.
Принятие данного федерального закона устранит пробел в уголовном законодательстве Российской Федерации - установит ответственность за незаконное приобретение гражданином Российской Федерации гражданства иностранного государства с одновременным сохранением гражданства Российской Федерации, позволит сократить количество граждан Российской Федерации, желающих незаконно получить двойное гражданство.
Принятие законопроекта "О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесение дополнений в Уголовный кодекс
Российской Федерации"
(по вопросу об ответственности за незаконное приобретение гражданином
Российской Федерации другого гражданства)
Принятие проекта федерального закона "О внесение дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из средств федерального бюджета.
В последние годы некоторые граждане Российской Федерации при их временном пребывании или проживании в иностранных государствах незаконно приобретают второе гражданство в этих государствах, оставаясь гражданами Российской Федерации, что позволяет им приобретать недвижимость и вносить вклады, при этом скрываясь от правосудия.
Установление уголовной ответственности за незаконное приобретение второго гражданства даст возможность пополнить федеральный бюджет на сумму свыше 200 млн.руб. в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.