Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об инсайдерской информации"
Целью федерального закона "Об инсайдерской информации" является обеспечение установленного порядка функционирования и ценообразования на рынке ценных бумаг, защиты прав и законных интересов лиц, совершающих сделки с ценными бумагами, и контроля за деятельностью инсайдеров на рынке ценных бумаг.
В соответствии с проектом к инсайдерской информации относится любая информация об эмиссионных ценных бумагах и сделках с ними, а также об эмитенте этих ценных бумаг и осуществляемой им деятельности, не известная третьим лицам, раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную цену этих ценных бумаг. Инсайдером признается лицо, которое имеет доступ к инсайдерской информации в силу участия в уставном (складочном, паевом) капитале (фонде) эмитента или его аффилированного лица, членства в органах управления эмитента или его аффилированного лица, заключенного с эмитентом или его аффилированным лицом трудовым договором (контрактом) или гражданско-правовым договором, предоставленных ему полномочий как должностному лицу органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Проектом федерального закона устанавливаются ограничения на совершение сделок с использованием инсайдерской информации; порядок раскрытия инсайдерской информации на рынке ценных бумаг и информации о сделках инсайдеров с ценными бумагами; специальные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и иным лицам, позволяющие создать условия для недопущения использования инсайдерской информации; полномочия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг по проведению расследований случаев использования инсайдерской информации и по осуществлению мониторинга за совершением сделок на рынке ценных бумаг с целью выявления незаконного распоряжения и использования инсайдерской информации; полномочия саморегулируемых организаций по осуществлению контроля своих членов и определения собственных стандартов в области контроля за инсайдерами; а также меры гражданской и административной ответственности за нарушение положений настоящего Федерального закона и дополнительные меры по защите прав и законных интересов лиц, совершающих сделки на рынке ценных бумаг, и ответственность инсайдеров за нарушение этих прав и интересов.
Проект федерального закона "Об инсайдерской информации" подготовлен с учетом мирового опыта, положенией Директивы Европейского Сообщества от 13 ноября 1989 г. N 592 об использовании служебной информации, а также положения закона Германии "О торговле ценными бумагами" (Wertpapierhandelsgesetz , WpHG).
Проект опирается на нормы и положения законодательных актов Российской Федерации, регулирующих вопросы предоставления, использования и раскрытия информации (хозяйствующими субъектами) на финансовом рынке, в том числе Гражданский кодекс РФ, федеральный закон "О рынке ценных бумаг" N 39-ФЗ от 25 апреля 1996 г., федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ, федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ, федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ, федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 N 24-ФЗ.
В соответствии со статьей 128 ГК РФ информация относится к объектам гражданских прав. Проект исходит из возможности разделить всю финансовую информацию на несколько групп:
- информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации (конфиденциальная информация),
- неконфиденциальная информация, в отношении которой не были предприняты действия по раскрытию в порядке установленном законодательством о рынке ценных бумаг,
- информация, подлежащая раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.
Проект уточняет и раскрывает отдельные положения федерального законодательства о рынке ценных бумаг. В соответствии со статьей 31 федерального закона "О рынке ценных бумаг" служебной информацией признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых, обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг.
Такому определению "служебной информации" присущи очевидные недостатки - размытость, нечеткость, а также явное отсутствие такого классифицирующего признака, как влияние на рыночные котировки ценных бумаг. Определение служебной информации, данное в ОРЦБ, также не вполне согласуется с подходом ГК. Определенная таким образом "служебная информация", очевидно, не имеет прямого отношения к информации, содержащей "служебную тайну" в терминологии ГК. По указанным причинам проект исходит из определения не служебной, а инсайдерской информации.
Проект федерального закона устанавливает жесткие ограничения на распоряжение и использование инсайдерской информации и операции инсайдеров с ценными бумагами, в отношении которых они располагают инсайдерской информацией. Инсайдеры или их аффилированные лица, а также вторичные инсайдеры (то есть лица, не являющиеся инсайдерами и ставшие обладателями инсайдерской информации) не вправе:
- совершать сделки с ценными бумагами, в том числе срочные сделки, с использованием инсайдерской информации в своих интересах или в интересах третьих лиц;
- незаконно передавать третьим лицам или делать доступной для третьих лиц инсайдерскую информацию или основанную на ней информацию;
- давать третьим лицам рекомендации о совершении сделок с ценными бумагами, основанные на инсайдерской информации.
Проект федерального закона обязывает инсайдеров раскрывать информацию о своих сделках с ценными бумагами, а также в порядке установленном законодательством о рынке ценных бумаг раскрывать саму инсайдерскую информацию.
Контроль за соблюдением установленных ограничений возлагается на Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за сделками с ценными бумагами, в том числе срочными сделками, в порядке устанавливаемом федеральными законами и иными нормативными актами.
Для выявления сделок с использованием инсайдерской информации на рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе создавать системы мониторинга организаторов торговли на рынке ценных бумаг, проводить инсайдерские расследования, своевременно запрашивать и получать всю необходимую информацию.
Проект устанавливает ряд специальных требований в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг и инсайдеров, направленных не недопущение незаконного использования инсайдерской информации. В соответствии с проектом контроль за деятельностью сотрудников профессионального участника рынка ценных бумаг осуществляется службой внутреннего контроля служба внутреннего контроля проверяет соблюдение сотрудниками профессионального участника рынка ценных бумаг служебных инструкций и специальных требований, установленных настоящим федеральным законом, иных норм законодательства, регулирующих их деятельность и обеспечивающих предотвращение возникновения конфликта интересов сотрудников и соблюдение режима нераспространения конфиденциальной информации, а также законность совершаемых с их участием операций.
Проект предоставляет Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг полномочия по наложению штрафов за нарушение ограничений, установленных настоящий законом. Так штраф налагается на должностных лиц в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в размере до 1 000 минимальных размеров оплаты труда за использование инсайдерской информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг в форме, предусмотренной статьей 10 настоящего Федерального закона, если при этом отсутствуют признаки уголовного преступления. ФКЦБ налагает штрафы на юридических лиц - профессиональных участников рынка ценных бумаг в размере всей суммы прибыли или убытка, которого удалось избежать, в результате совершения сделки с использованием инсайдерской информации за неоднократное использование инсайдерской информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг. Материалы расследований ФКЦБ в отношении правонарушений, содержащих состав преступления, передаются в органы следствия и прокуратуры.
Проект федерального закона "Об инсайдерской информации" содержит 16 статей.
Финасово-экономическое обоснование проекта федерального закона "Об инсайдерской информации"
Принятие и реализация Федерального закона "Об инсайдерской информации" не требует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об инсайдерской информации"
Рассмотрение и принятие данного законопроекта не потребует отмены иных законодательных актов. Целесообразно одновременно с рассмотрением проекта федерального закона "Об инсайдерской информации" рассмотреть проект федерального закона "О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.