Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации"
19 июля 2000 года Государственной Думой принята часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (Глава 21. Налог на добавленную стоимость). В спешке (вопреки Регламенту Государственной Думы текст законопроекта и многочисленные поправки к нему были розданы депутатам Государственной Думы за три дня до обсуждения) была принята поправка депутатов Государственной Думы - членов Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам В.К.Гартунга, В.И.Головлева, И.Ю.Динеса, В.Г.Драганова, В.М.Дубова, А.Ю.Михайлова, В.Н.Паутова в соответствии с которой освобождаться от налога на добавленную стоимость будут не все лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинская техника, а только жизненно важные и необходимые.
Напомню, что в настоящее время вся зарегистрированная Министерством здравоохранения Российской Федерации медицинская продукция не облагается НДС.
Сохранение льгот на НДС только для части производимых и закупаемых лекарственных средств, медицинских изделий и оборудования приведет к удорожанию основной массы лекарств и изделий медицинского назначения. Это повлечет следующие социально-экономические последствия.
Лекарственное обеспечение населения - важнейшее направление социальной защиты граждан. Цены на многие лекарственные средства достаточно высоки, в связи с чем оригинальные и наиболее действенные лекарства уже сейчас недоступны для широких масс населения. Данные обследования, проведенного Всероссийским центром уровня жизни, показывают, что отсутствие денежных средств все в большей степени становится основной причиной невозможности приобретения населением лекарственных средств. Так, среди тех, кому выписаны лекарственные средства, доля имеющих возможность их приобрести снизилась за последние 3-4 года с 62 процентов до 45 процентов. В связи с этим от введения НДС на лекарственные средства пострадает население и, прежде всего, малоимущее.
Отразится это и на расходах бюджетов всех уровней. Рост цен увеличит потребность в бюджетных средствах для бесплатного и льготного отпуска медикаментов, а бюджеты всех уровней и без того испытывают острый недостаток средств.
Введение НДС на лекарственные средства также отразится:
на ухудшении и без того нестабильного финансового состояния фармацевтических предприятий за счет изъятия части оборотных средств в счет оплаты НДС (примерно 1380 млн. рублей);
повышении на 20 процентов цен на лекарственные средства, в основном оплачиваемых малоимущими слоями населения, приведет к сокращению спроса на лекарства;
на сокращении производства медикаментов, невыгодных для производит имеющих льгот по налогообложению);
на невозможности приведения существующих производств к международным стандартам;
на усложнении бухгалтерского учета, так как одни и те же комплектующие и сырье используются для льготируемых и нельготируемых (по НДС) лекарственных средств. При этом при ввозе сырья и комплектующих практически невозможно достоверно определить какое количество подлежит освобождению от НДС;
на замедлении процесса освоения новых оригинальных препаратов, в том числе и импортозамещающих препаратов, из-за сложности процедуры введения их в Перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств.
НДС на товары, экспортируемые в страны СНГ по ставке 20% уже поставил в неравные конкурентные условия отечественных производителей медицинской продукции с производителями из стран СНГ.
Учитывая перечисленные выше негативные последствия принятия части второй Налогового кодекса Российской Федерации для населения страны, бюджетов субъектов Российской Федерации, фармацевтических предприятий, необходимо решить вопрос об освобождении от налога на добавленную стоимость всех лекарственных средств, медицинских изделий и медицинского оборудования.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации"
Законопроект предусматривает освобождение от налога на добавленную стоимость всех лекарственных средств, изделий медицинского и медицинской техники, а не только важнейших и жизненно необходимых, как это записано в части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Учитывая, что до принятия части второй Налогового кодекса Российской Федерации вся зарегистрированная Министерством здравоохранения Российской Федерации медицинская продукция не облагалась НДС, и Федеральным законом "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинская техника до 1 января 2002 года освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, законопроект в случае его принятия, не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета и в настоящее время не отразится на доходах федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с
принятием данного закона
Принятие данного закона не требует приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.