Проект федерального закона N 25245-3
"О защите растений"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
предложение о разработке нормативных правовых актов
перечень законодательных актов для изменения
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права определяет правовые, организационные и экономические основы государственного регулирования в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений и сельскохозяйственной продукции от вредных организмов на территории Российской Федерации и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, на обеспечение продовольственной безопасности государства.
Глава I. Общие положения
Глава II. Государственное регулирование в области защиты
сельскохозяйственных растений
Глава III. Обеспечение защиты сельскохозяйственных растений
Глава IV. Государственная служба защиты сельскохозяйственных растений
Российской Федерации
Глава V. Государственный фитосанитарный надзор
Глава VI. Лицензирование деятельности и сертификация продукции, работ
и услуг в области обеспечения защиты сельскохозяйственных
растений
Глава VII. Финансирование деятельности в области защиты
сельскохозяйственных растений
Глава VIII. Обязанности и ответственность организаций, индивидуальных
предпринимателей и граждан в области обеспечения защиты
сельскохозяйственных растений
Глава IX. Заключительные положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Федерального закона
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты сельскохозяйственных растений и растениеводческой продукции от вредных организмов, распространенных на территории Российской Федерации, предотвращение массового развития вредных организмов и возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных ими, сохранение урожая сельскохозяйственных растений и обеспечение его качества
Сферой применения настоящего Закона являются сельскохозяйственные угодья Российской Федерации, очаги сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных растений вне их, объекты, техника, приспособления, живые организмы, их продуценты и ингредиенты, вещества и их препараты, связанные с обеспечением защиты сельскохозяйственных растений.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
защита сельскохозяйственных растений - деятельность по предотвращению и устранению вреда, причиняемого сельскохозяйственным растениям и сельскохозяйственной продукции вредными организмами (вредителями, болезнями и сорняками), распространенными на территории Российской Федерации, основанная на сочетании различных методов и средств;
сельскохозяйственные растения - зерновые, зернобобовые, кормовые, масличные, эфирномасличные, технические, овощные, лекарственные, цветочные, плодовые, ягодные растения, картофель, сахарная свекла и виноград, культивируемые в сельскохозяйственном производстве, в т.ч. семена, посадочный и генетический материал;
вредные (чужеродные) организмы - растения любого вида, сорта или биологического типа, насекомые, животные или болезнетворные организмы любого вида, расы, биологического типа, способные нанести вред сельскохозяйственным растениям или продукции растительного происхождения;
сорные растения (сорняки) - растения, произрастание которых на определенных участках нежелательно или недопустимо, которые засоряют посевы сельскохозяйственных культур, сады, виноградники, лесные полосы, осушители и оросители, являются резерваторами вредных организмов;
биологические средства защиты растений - средства, основанные на использовании биологических регуляторов численности популяций вредителей, сорняков и патогенов сельскохозяйственных растений, в качестве которых выступают другие организмы (энтомофаги, антагонисты, возбудители болезней) или же вырабатываемые ими биологически активные вещества (антибиотики, гормоны, аттрактанты);
средства защиты растений - живые организмы, продукты их жизнедеятельности, вещества и их препараты, используемые в области защиты сельскохозяйственных растений непосредственно или в качестве элемента специальных устройств: индукция устойчивости, пленкообразование и отпугивание, отлов, химические и биологические приемы прямого уничтожения (борьбы) вредных организмов и так далее;
фитосанитарная обстановка - состояние сельскохозяйственных угодий, посевов и посадок сельскохозяйственных культур, земель и лесополос, определяемое численностью вредителей сельскохозяйственных растений, распространением болезней сельскохозяйственных растений и наличием сорных сельскохозяйственных растений, а также величиной и количеством очагов вредных организмов;
фитосанитарный мониторинг - прогноз и установление наиболее вероятного уровня распространения, численности, интенсивности развития и вредоносности вредных организмов;
фитосанитарные правила - нормативные правовые акты в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений, включая регламентацию обращения средств защиты растений;
государственный фитосанитарный надзор - государственный надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений;
правонарушения в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений - нарушения фитосанитарных правил, совершенные умышленно, по неосторожности или в результате бездействия организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан;
товарная партия - однородный по происхождению товар, предназначенный для реализации или применения на площади более 100 га в данном субъекте Российской Федерации;
токсические остатки - остаточные микроколичества средств защиты растений и (или) их метаболитов и микотоксинов, могущие оказать отрицательное воздействие на здоровье людей, сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственных растений и окружающую среду, в том числе на водные биологические организмы;
токсические свойства средств защиты растений - свойства, характеризующиеся допустимой величиной воздействия на человека, теплокровных животных и водные организмы; определяются нормативами предельно допустимой концентрации этих веществ (ПДК) в земле, воде, водных объектах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования и водных объектах, имеющих рыбохозяйственное значение, а также в воздухе и продукции;
обращение средств защиты растений - изучение, испытания, разработка новых, совершенствование имеющихся, производство, реализация, хранение, транспортировка, применение, обезвреживание, ввоз, вывоз, расфасовка.
Статья 3. Правовое регулирование в области защиты сельскохозяйственных растений
Правовое регулирование в области защиты сельскохозяйственных растений осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Полномочия федеральных органов государственной власти по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений
К полномочиям федеральных органов государственной власти по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений относятся:
1) проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений;
2) принятие соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений;
3) организация разработки и утверждение целевых программ по предупреждению и ликвидации особо опасных вредных организмов, проведению научных исследований в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений, а также контроль за их реализацией;
4) проведение адаптационных сравнительных испытаний средств защиты сельскохозяйственных растений с целью выбора для практического применения наименее токсичных и стойких препаратов для окружающей среды, человека, теплокровных и водных организмов:
5) создание и обеспечение деятельности специально уполномоченного государственного органа в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений;
6) осуществление государственного фитосанитарного надзора;
7) организация фитосанитарного мониторинга на территории Российской Федерации;
8) создание и обеспечение государственного резервного запаса средств защиты растений Российской Федерации;
9) организация лицензирования в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений;
10) организация научных исследований в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений;
11) организация подготовки специалистов по защите сельскохозяйственных растений;
12) осуществление международного сотрудничества и выполнение обязательств по международным договорам Российской Федерации в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений;
13) разработка и утверждение фитосанитарных правил и норм обеспечения защиты сельскохозяйственных растений;
14) разработка и утверждение правил и норм обращения средств защиты сельскохозяйственных растений на территории Российской Федерации;
15) разработка и установление порядка ввоза на территории Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации средств защиты сельскохозяйственных растений в соответствии с действующем законодательствам;
16) разработка и утверждение перечня особо опасных вредных организмов;
17) предотвращение отрицательного воздействия деятельности по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений на здоровье человека, животный мир, почву, леса, сельскохозяйственные растения и животные, водные объекты и их биоресурсы, другие объекты окружающей среды;
18) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты сельскохозяйственных растений относятся:
1) принятие в соответствие с настоящим Федеральным законом законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и контроль за их исполнением;
2) разработка, принятие и реализация региональных целевых программ обеспечения защиты сельскохозяйственных растений;
3) другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений.
Статья 6. Государственные полномочия органов местного самоуправления по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области защиты сельскохозяйственных растений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава II. Государственное регулирование в области защиты сельскохозяйственных растений
Статья 7. Органы исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений
Государственное регулирование в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через специально уполномоченный государственный орган Российской Федерации по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений.
Специально уполномоченный государственный орган в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений осуществляет обеспечение защиты сельскохозяйственных культур в Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законодательными и нормативными правовыми актами непосредственно, через свои территориальные органы и созданные им организации.
Специально уполномоченный государственный орган в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений организует выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам в пределах своей компетенции.
Статья 8. Государственное регулирование в области обеспечения сельскохозяйственных растений на территориях субъектов Российской Федерации в части их полномочий
Государственное регулирование в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений на территориях субъектов Российской Федерации в части полномочий субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Глава III. Обеспечение защиты сельскохозяйственных растений
Статья 9. Правила и нормы обеспечения защиты сельскохозяйственных растений
Порядок и условия обеспечения защиты сельскохозяйственных растений (фитосанитарные правила) определяются правилами и нормами обеспечения защиты сельскохозяйственных растений.
Правила и нормы обеспечения защиты сельскохозяйственных растений утверждаются Правительством Российской Федерации или специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений.
Статья 10. Обеспечение защиты сельскохозяйственных растений
Защита сельскохозяйственных растений в Российской Федерации достигается:
1) осуществлением комплексной системы мероприятий по предотвращению и устранению вреда, причиняемого сельскохозяйственным растениям вредными организмами, распространенными в Российской Федерации (вредителями, болезнями и сорняками), путем проведения работ на сельскохозяйственных растениях, почвах, лесополосах, сорняках, окружающих поля, в городских и иных населенных пунктах, имеющих очаги вредных организмов;
2) реализацией в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений достижений научно-технического прогресса, научно-обоснованных технологий и программ в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений;
3) обеспечением функционирования системы административно-правового регулирования, предусматривающей предоставление права категорического требования в области защиты сельскохозяйственных растений Правительству Российской Федерации и специально уполномоченному государственному органу Российской Федерации в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений с целью проведения в Российской Федерации единой государственной политики, соблюдения организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами фитосанитарных правил;
4) обеспечением средствами защиты растений, а также устройствами и техникой для их применения;
5) осуществлением фитосанитарного мониторинга, в том числе при хранении сельскохозяйственной продукции, семенного и посадочного материала;
6) осуществлением государственного, фитосанитарного надзора и контроля в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений;
7) обеспечением деятельности единой федеральной централизованной системы государственных органов и организаций, обеспечивающих защиту сельскохозяйственных растений от вредных организмов, а также функционирование резервных баз, научно-исследовательских и учебных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, а также граждан, осуществляющих деятельность в области защиты сельскохозяйственных растений;
8) подготовкой специалистов по защите сельскохозяйственных растений и технического персонала.
Статья 11. Государственный контроль за деятельностью организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан
Государственных контроль за соблюдением действующего законодательства организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами, осуществляющими деятельность по защите сельскохозяйственных растений, проводится специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений, а также другими органами государственной власти в пределах их компетенции.
Статья 12. Государственный резервный запас средств защиты растений Российской Федерации
Государственный резервный запас средств защиты растений - запас средств защиты растений, формируемый для предупреждения поражения сельскохозяйственных растений и борьбы с особо опасными вредными организмами, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с их массовым распространением и высокой вредоносностью.
Положение о государственном резервном запасе средств защиты растений Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Перечень особо опасных вредных организмов, распространенных в Российской Федерации
Особо опасные вредные организмы - организмы, способные к массовому распространению и увеличению численности, приводящие к нанесению существенных экономически значимых потерь сельскохозяйственным растениям, состоянию земель, а также хранящемуся урожаю и продукции растениеводства.
Перечень особо опасных вредных организмов утверждается Правительствам Российской Федерации.
Статья 14. Система мероприятий по защите сельскохозяйственных растений
Система мероприятий по защите сельскохозяйственных растений основана на сочетании проведения фитосанитарного мониторинга и применения комплекса приемов, направленных против вредных организмов, включающего в себя следующие основные методы: организационно-хозяйственные, агротехнические, биологические, химические, биотехнологические, селекционно-генетические, физические.
Статья 15. Фитосанитарный мониторинг
Проведение фитосанитарного мониторинга обеспечивает специально уполномоченный орган в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений. Фитосанитарный мониторинг осуществляется по следующим основным направлениям:
1) систематическое наблюдение за появлением, развитием и распространением вредных организмов;
2) обобщение и анализ результатов наблюдений, составление прогноза развития фитосанитарной обстановки, своевременное оповещение о ней землепользователей и землевладельцев;
3) доведение фитосанитарного прогноза до руководства специально уполномоченного государственного органа по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений, руководителей соответствующих органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
4) определение площадей, подлежащих защите от вредных организмов и оценка потребности в средствах защиты сельскохозяйственных растений;
5) выявление факторов, способствовавших массовому развитию и распространению вредных организмов;
6) разработка краткосрочных прогнозов о периоде наибольшей опасности вредных организмов.
Статья 16. Интегрированные системы защиты сельскохозяйственных растений и их применение
Комплекс приемов, применяемых против вредных организмов, разрабатывается специально уполномоченным государственным органом в области обеспечения защиты растений с учетом прогнозируемой и складывающейся фитосанитарной обстановки на основании региональных интегрированных систем защиты растений и отдельных приемов, обладающих в данных почвенно-климатических условиях наиболее высокой биологической и экономической эффективностью, оказывающих минимальное отрицательное воздействие на качество урожая, пашню, окружающую природную среду, человека и сельскохозяйственных животных.
1. Интегрированная система защиты сельскохозяйственных растений - система комплекса защитных мероприятий, предполагающая максимальное использование устойчивых сортов, агротехнических, биотехнологических, физических и биологических методов подавления численности и активности вредных организмов с учетом принципов экономической и экологической обоснованности, оптимизирующая флору и фауну агробиоценозов. Включаемые в нее приемы имеют характер профилактики, а также непосредственно уничтожения (борьбы) вредных организмов на пораженных сельскохозяйственных угодьях и в складских помещениях.
Интегрированные системы защиты растений разрабатываются для конкретных почвенно-климатической зон Российской Федерации и утверждаются специально уполномоченным государственным органом в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений.
2. Специально уполномоченный государственный орган в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений при содействии соответствующих органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обеспечивает своевременное оповещение землевладельцев и землепользователей о возможности возникновения неблагоприятной фитосанитарной обстановки, о сроках и способах проведения защитных мероприятий, основанных на использовании интегрированных систем защиты растений.
Региональные органы и учреждения специально уполномоченного органа в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений имеют право на основании анализа фитосанитарных паспортов полей, фитосанитарного состояния семенного и посадочного материала, складывающейся фитосанитарной обстановки давать землевладельцам и землепользователям предписания о необходимости проведения мер, препятствующих распространению вредных организмов с их участков на другие землевладения.
3. Специалисты и технический персонал, привлекаемые к профессиональной деятельности по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений, проходят подготовку и периодическую переподготовку, организуемую специально уполномоченным Государственным органом в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений.
Работы по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений проводятся на технически исправных машинах и оборудовании.
4. Специально уполномоченный орган в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений обеспечивает анализ биологической и экономической эффективности проведенных мероприятий, планирование последующих мероприятий по защите сельскохозяйственных растений, осуществляет обязательный государственный контроль качества ввозимых товарных партий средств защиты растений, фитосанитарного состояния товарных партий семян и посадочного материала, проводит в установленном порядке экспертизы, выдает заключения по качеству средств защиты растений, величине загрязнения сельскохозяйственных угодий и продукции токсическими остатками, фитосанитарному состоянию сельскохозяйственных растений и сельскохозяйственной продукции, а также складских помещений для их хранения, техническому состоянию специальных машин, оборудования и приспособлений, другим вопросам.
5. Работы по защите сельскохозяйственных растений в водоохранных зонах проводятся с учетом токсических свойств средств защиты растений. Средства защиты растений, образующие токсические остатки, для которых предельно допустимые уровни содержания в воде не разработаны, в водоохранных зонах не используют.
Статья 17. Обеспечение охраны окружающей среды и здоровья населения
1. Порядок охраны окружающей среды, безопасности населения и сельскохозяйственных животных при осуществлении деятельности по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений утверждается Правительством Российской Федерации.
2. При разработке иных правил и норм обеспечения защиты сельскохозяйственных растений учитываются действующие нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды и здоровья населения.
Статья 18. Научное обеспечение защиты сельскохозяйственных растений
1. Научное обеспечение, координацию фундаментальных и приоритетных прикладных исследований в области защиты растений и их материально-технического обеспечения, а также подготовку научных кадров высшей квалификации, научное сотрудничество с зарубежными странами осуществляет Российская академия сельскохозяйственных наук. Прикладные исследования обеспечивают Российская академия сельскохозяйственных наук совместно со специально уполномоченным государственным органом по защите сельскохозяйственных растений.
2. Основными направлениями фундаментальных и приоритетных прикладных исследований является разработка теории интегрированной защиты растений, фитосанитарного мониторинга, новейших методов биотехнологии и генной инженерии в области защиты растений, теоретических основ создания химических, биологических и технических средств защиты растений, технологий их применения и региональной адаптации вопросов экономики и экологии защиты растений.
3. Научное обеспечение защиты сельскохозяйственных растений финансируется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Подготовка кадров
1. Специально уполномоченный государственный орган по защите сельскохозяйственных растений обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов и технического персонала по защите сельскохозяйственных растений; вносит предложения по перечню специальностей и направлений подготовки специалистов по защите сельскохозяйственных растений в аспирантуре, средних, высших и других учебных заведениях.
2. Подготовка специалистов в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений финансируется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3. Финансирование переподготовки специалистов, подготовки и переподготовки технического персонала для работы в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений производится за счет заказчика.
Статья 20. Государственная поддержка в области защиты сельскохозяйственных растений
Основными направлениями государственной поддержки в области защиты сельскохозяйственных растений являются:
1) создание условий, обеспечивающих выполнение настоящего Федерального закона, а также условий для инвестиционной деятельности в области защиты сельскохозяйственных растений;
2) развитие производства средств защиты сельскохозяйственных растений, а также технических средств для их применения;
3) создание государственного резервного запаса средств защиты растений Российской Федерации;
4) создание условий для разработки научно-исследовательских программ, проведения исследований и подготовки кадров по защите сельскохозяйственных растений;
5) предоставление налоговых льгот и иных мер экономического стимулирования.
Глава IV. Государственная служба защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации
Статья 21. Основной принцип организации и деятельности Государственной службы защиты сельскохозяйственных растений
1. Государственная служба защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой государственных органов и организаций, обеспечивающих защиту сельскохозяйственных растений от вредных организмов, и включает в себя:
1) специально уполномоченный государственный орган Российской Федерации по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений и его территориальные органы;
2) организации, обеспечивающие защиту сельскохозяйственных растений в Российской Федерации, включая проведение фитосанитарного мониторинга;
3) государственные научно-исследовательские учреждения, осуществляющие деятельность в целях научного обеспечения защиты сельскохозяйственных растений.
2. Положение о Государственной службе защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 22. Флаг, вымпел и опознавательный знак Государственной службы защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации
Государственная служба защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации имеет флаг, вымпел и опознавательный знак.
Положение о флаге, вымпеле и об опознавательном знаке Государственной службы защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации или специально уполномоченным органом по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений.
Статья 23. Финансирование Государственной службы защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации
Органы и учреждения Государственной службы защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации финансируются за счет средств федерального бюджета и иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации, источников.
В соответствии с законодательством Российской Федерации могут образовываться фонды поддержки Государственной службы защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации.
Статья 24. Форма одежды должностных лиц Государственной службы защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации
Должностные лица Государственной службы защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации имеют право на ношение форменной одежды, приобретение которой из федерального бюджета не финансируется.
Статья 25. Право органов и организаций Государственной службы защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации на пользование имуществом и земельными участками
Имущество Государственной службы защиты сельскохозяйственных растений относится исключительно к федеральной собственности. В соответствии с Гражданским законодательством Российской Федерации специально уполномоченный государственный орган в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений создает ее органы и учреждения в соответствии со структурой, утвержденной Правительством Российской Федерации, закрепляет имущество на праве оперативного управления и осуществляет финансирование.
За предприятиями, включенными в структуру Государственной службы защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации, имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения.
Государственной службе защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации для осуществления государственных полномочий предоставляются земли на праве постоянного (бессрочного) пользования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава V. Государственный фитосанитарный надзор
Статья 26. Предмет государственного фитосанитарного надзора
Предметом государственного фитосанитарного надзора является:
1) соблюдение фитосанитарных норм и правил всеми землевладельцами и землепользователями;
2) проведение мероприятий по защите сельскохозяйственных растений и сельскохозяйственной продукции, их качество и своевременность;
3) выполнение предписаний специально уполномоченного государственного органа в области защиты сельскохозяйственных растений, а также предписаний государственных инспекторов по защите сельскохозяйственных растений;
4) качество и номенклатура средств защиты растений, их транспортировка, вывоз (экспорт), хранение, применение и реализация (оптовая и розничная), соблюдение всеми организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами техники безопасности при работе с ними;
5) наличие токсических остатков средств защиты растений химического и биологического происхождения в сельскохозяйственных растениях, урожае, сельскохозяйственной продукции, кормах, почве, воде и других объектах окружающей среды;
6) технология проведения работ по защите сельскохозяйственных растений от вредных организмов, техническая исправность приспособлений и техники, используемых для их осуществления;
7) фитосанитарное состояние растений, сельскохозяйственной продукции и складских помещений для их хранения;
8) использование зараженного вредными организмами посевного и посадочного материала;
9) иные виды деятельности, отнесенные законодательством Российской Федерации к области защиты сельскохозяйственных растений.
Статья 27. Должностные лица и специалисты, осуществляющие государственный фитосанитарный надзор
Осуществление государственного фитосанитарного надзора на территории Российской Федерации возлагается на главных государственных инспекторов по защите растений, государственных инспекторов по защите растений, инспекторов по защите растений.
Главным государственным инспектором Российской Федерации по защите растений по должности является руководитель центрального органа управления Государственной службы защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации.
Заместителями Главного государственного инспектора по защите сельскохозяйственных растений Российской Федерации по должности являются руководители подразделений центрального органа управления Государственной службы защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации.
Главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по защите растений и его заместителем по должности являются руководители территориальных органов специально уполномоченного государственного органа в области защиты растений - начальники государственных станций (центров) защиты растений субъектов Российской Федерации и их заместители.
Государственными инспекторами по защите сельскохозяйственных растений являются специалисты центрального органа управления Государственной службы защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации и руководители учреждений при нем, руководители городских, районных (межрайонных) государственных станций защиты растений.
Инспекторами по защите растений являются заместители руководителей и специалисты учреждений при специально уполномоченном государственном органе в области защиты растений, специалисты в области защиты растений государственных станций (центров) защиты растений.
Статья 28. Права должностных лиц и специалистов, осуществляющих государственный фитосанитарный надзор
Должностные лица и специалисты, осуществляющие государственный фитосанитарный надзор, в пределах своей компетенции, имеют право:
1) беспрепятственно посещать сельскохозяйственные угодья, места возможной локализации очагов вредных организмов, объекты, принадлежащие организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности юридических лиц, которым принадлежат такие объекты, а также территории, на которых указанные объекты находятся;
2) получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан документированную информацию, касающуюся защиты сельскохозяйственных растений;
3) проводить фитосанитарное обследование сельскохозяйственных растений и сельхозугодий, очагов вредных организмов, а также растениеводческой продукции, в т.ч. в местах ее заготовки и отправки;
4) проводить отбор образцов и (или) проб;
5) давать организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам обязательные для исполнения в установленные сроки предписания о проведении защитных мероприятий и об устранении нарушений фитосанитарных правил;
6) осуществлять иные установленные законодательством Российской Федерации в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений полномочия.
Воздействие в какой-либо форме на должностных лиц и специалистов, осуществляющих государственный фитосанитарный надзор, с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности не допускается и влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
Статья 29. Государственная защита должностных лиц и специалистов, осуществляющих государственный фитосанитарный надзор
Должностные лица и специалисты, осуществляющие государственный фитосанитарный надзор, подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 30. Положение о государственном фитосанитарном надзоре
Положение о государственном фитосанитарном надзоре в Российской Федерации утверждает Правительство Российской Федерации.
Статья 31. Обязанности и ответственность должностных лиц и специалистов, осуществляющих государственный фитосанитарный надзор
Должностные лица и специалисты Государственной службы защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации, осуществляющие государственный фитосанитарный надзор обязаны:
1) выдавать организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам заключения по результатам проведенных исследований (испытаний) и обследований;
2) соблюдать государственную тайну, не разглашать конфиденциальную информацию, ставшую им известной при выполнении должностных функций;
3) информировать органы государственной власти, органы местного самоуправления и население о фитосанитарной обстановке, необходимых мерах, которые должны быть предприняты организациями и гражданами; оказывать помощь в виде рекомендаций и разъяснений сельхозтоваропроизводителям и гражданам по вопросам защиты сельскохозяйственных растений, технологий и регламентов применения, хранения и транспортировки пестицидов.
Должностные лица и специалисты Государственной службы защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей несут персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Глава VI. Лицензирование деятельности и сертификация продукции, работ и услуг в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений
Статья 32. Лицензирование деятельности в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений
1. Деятельность в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений подлежит лицензированию.
2. Порядок лицензирования указанной деятельности устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 33. Сертификация продукции, работ и услуг в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений
1. Специально уполномоченный государственный орган в области обеспечения защиты растений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации создает системы сертификации товаров и услуг в пределах своей компетенции.
2. Обязательной сертификации подлежат продукция, работы и услуги в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений, представляющие потенциальную опасность для человека, окружающей среды и сельскохозяйственных животных.
Глава VII. Финансирование деятельности в области защиты сельскохозяйственных растений
Статья 34. Источники финансирования деятельности в области защиты сельскохозяйственных растений
1. Деятельность по защите сельскохозяйственных растений от вредных организмов осуществляется за счет землепользователей, землевладельцев и собственников объектов.
2. Финансирование мероприятий по созданию государственного резервного запаса средств защиты растений Российской Федерации (в годы неблагоприятного фитосанитарного прогноза) осуществляется из средств федерального бюджета по распоряжениям Правительства Российской Федерации.
3. Другими дополнительными источниками финансирования обеспечения защиты сельскохозяйственных растений являются:
1) средства бюджетов субъектов Российской Федерации;
2) средства местных бюджетов;
3) средства специализированных фондов;
4) средства, полученные от проведения фитосанитарной экспертизы, обязательного государственного контроля, арбитражных анализов, от выполнения прочих исследований (испытаний), работ и услуг, оказываемых организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам;
5) часть ассигнований, выделяемых федеральному органу управления сельским хозяйством и соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на мероприятия по гражданской обороне и развитие научно-технического прогресса;
6) кредиты кредитных организаций;
7) иные не запрещенные законом источники.
4. За счет внебюджетных поступлений могут образовываться специальные централизованные фонды, предназначенные для финансирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных массовым распространением и высокой вредоносностью вредных организмов, государственного резервного запаса средств защиты растений Российской Федерации, выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области защиты сельскохозяйственных растений.
Глава VIII. Обязанности и ответственность организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений
Статья 35. Обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений
Организации, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие деятельность в области растениеводства, обязаны:
1) строго соблюдать фитосанитарные правила, предписания государственного фитосанитарного надзора и регламенты применения средств защиты растений.
2) проводить комплекс профилактических мероприятий для предотвращения поражения сельскохозяйственных растений и сельскохозяйственной продукции вредными организмами, недопущения их распространения на другие землевладения и складские помещения;
3) реализовывать и использовать посевной и посадочный материал, средства защиты растений, механизмы, оборудование и устройства для их внесения и применения с учетом требований экологической и фитосанитарной безопасности;
4) предоставлять должностным лицам и специалистам, осуществляющим государственный фитосанитарный надзор, информацию о фитосанитарном состоянии сельскохозяйственных растений, сельскохозяйственных угодий, земель, хранящейся сельскохозяйственной продукции, а также растений, потенциально являющихся резерваторами вредных организмов, о проведении мероприятий по защите растений, образцы продукции, а также возможность беспрепятственно посещать обследуемые объекты.
5) своевременно информировать должностных лиц и специалистов, осуществляющих государственный фитосанитарный надзор, о вероятности возникновения опасных фитосанитарных ситуаций;
6) при осуществлении профессиональной деятельности иметь выданное органами, осуществляющими государственный фитосанитарный надзор, свидетельство о прохождении техническими средствами, используемыми для применения средств защиты растений, ежегодного технического осмотра;
7) в обязательном порядке пройти государственный контроль качества несертифицированных товарных партий средств защиты растений, семенного и посадочного материала;
8) иметь фитосанитарный паспорт полей.
Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений
1. Организации, индивидуальные предприниматели и граждане, виновные в нарушении фитосанитарных правил несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Устранение последствий фитосанитарных правонарушений производится за счет виновных организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан.
3. Выплата денежных компенсаций пострадавшим в результате фитосанитарных правонарушений производится за счет виновных организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан.
Статья 37. Решение споров в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений
Споры, возникающие в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений, разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Глава IX. Заключительные положения
Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 39. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.