Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 25245-3 "О защите растений"
Досье на проект федерального закона
I. Обоснование необходимости принятия Федерального закона "О защите растений".
Значительные объемы недополученного урожая и ухудшение его качества от вредителей, болезней и сорняков (вредные организмы) наносят существенный ущерб сельскому хозяйству Российской Федерации. Среднегодовые потери урожая от вредителей, болезней и сорняков в Российской Федерации (по данным Россельхозакадемии) составляют: зерновые - 34,6 процента; лен-долгунец - 36,2 процента; сахарная свекла - 42,7 процента; масличные - 37,3 процента; картофель - 46,2 процента; овощные - 49,0 процента; плодовые, ягодные, виноград - 46,3 процента, кормовые - 28,3 процента.
В 1998 году, не отличавшимся высокой численностью и распространением вредных организмов, экономические потери составили 1,8 миллиарда рублей: от вредителей - 538,7 миллиона рублей, болезней - 310,0 миллионов рублей, сорняков - 938,0 миллионов рублей. В 1999 году отмечалась высокая численность и распространение вредителей и сорняков. Соответственно возрос экономический ущерб от этих вредных организмов. По Российской Федерации он в основном составил: от вредителей - 87,5 миллионов рублей, от сорняков - 1865,4 миллионов рублей.
Кроме прямого ущерба, поражение урожая вредителями и болезнями приводит к его серьезным потерям в период хранения (например, гниение клубней картофеля, посаженных фитофторозом), значительному снижению пищевых и хлебопекарских качеств (зерно, поврежденное вредной черепашкой) и так далее.
В стране назрела настоятельная необходимость создания законодательной базы в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений от саранчи, лугового мотылька, колорадского жука, болезней зерновых, вредной черепашки, фитофтороза и других вредных организмов. В связи с радикальными социально-экономическими и политическими изменениями, произошедшими в Российской Федерации, подавляющее большинство сельхозтоваропроизводителей вышло из системы Минсельхозпрода России, что привело к существенным сложностям в обеспечении защиты сельскохозяйственных растений. В стране назрела настоятельная необходимость принятия Федерального закона, обеспечивающего правовое регулирование в этой области и эффективное функционирование федеральной системы защиты сельскохозяйственных растений.
Существующее в настоящее время законодательство определяет право государственных инспекторов по защите растений налагать штрафы на граждан и должностных лиц. Однако в нем не нашли отражение права и обязанности сторон фитосанитарного контроля и надзора, объекты и действия которых под него подпадают, а понятие "государственный инспектор по защите растений" трактуется по нормативному акту Союза ССР, принятому в 1969 году.
Действующий Федеральный закон "О безопасном обращении пестицидов и агрохимикатов" регулирует только обращение пестицидов - одного из элементов систем защиты сельскохозяйственных растений. Наряду с пестицидами, в этих целях проводятся организационно-хозяйственные, агротехнические, биологические, биотехнологические, физические, генетические мероприятия. Обращение с этими элементами интегрированных систем, применяемых для защиты сельскохозяйственных растений в настоящее время, законодательно не урегулировано.
Существующее законодательство в области карантина растений не распространяется на область защиты сельскохозяйственных растений. Карантин растений охраняет Российскую Федерацию от нераспространенных на отечественной территории вредителей, болезней и сорняков, потенциально опасных для растений; защита сельскохозяйственных растений обеспечивает борьбу с распространенными на сельскохозяйственных площадях вредными организмами, наносящими реальный экономический ущерб сельскому хозяйству страны.
Отсутствие современной федеральной законодательной базы в области защиты растений, которую призван создать законопроект "О защите сельскохозяйственных растений", вынудило ряд субъектов Российской Федерации принять региональные законы "О защите растении".
Как показала практика, применение только законов "О защите растений" субъектов Российской Федерации в необходимой мере фитосанитарную обстановку в стране улучшить не могут. Одна из причин - способность вредных организмов преодолевать административно-территориальные границы, внезапно поражать (вплоть до объявления чрезвычайных ситуаций) сельскохозяйственные культуры в сопредельных субъектах Российской Федерации.
Международный опыт свидетельствует о необходимости принятия подобного законопроекта (Международная конвенция по защите растений, законы "О защите растений", принятые экономически развитыми странами и странами СНГ).
Принятие законопроекта обеспечит:
продовольственную и экономическую безопасность Российской Федерации;
работу подсистемы РС ЧС "Защита сельскохозяйственных растений", предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, вызванных массовым распространением и высокой вредоносностью вредных организмов:
повышение точности всероссийского прогноза развития и распространения вредных организмов;
своевременное и качественное проведение мероприятий по защите сельскохозяйственных растений гражданами, должностными и юридическими лицами вне зависимости от форм собственности и ведомственной подчиненности;
предотвращение отрицательного воздействия используемых приемов защиты растений на здоровье людей, сельскохозяйственных животных и окружающую природную среду;
своевременную переброску материально-технических средств в особо опасные очаги поражения в любую административно-территориальную единицу Российской Федерации и их своевременное применение;
развитие науки в области защиты сельскохозяйственных растений и подготовку кадров.
2. Общая характеристика и основные положения законопроекта.
Законопроект направлен на решение двух задач:
1) введение законодательных норм в области защиты сельскохозяйственных растений, соответствующих Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации;
2) введение законодательных норм, необходимость разработки которых предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации и подтверждена практикой работы в области защиты сельскохозяйственных растений, сегодняшними потребностями сельхозтоваропроизводителя.
Заложенная в закон концепция правового регулирования предполагает предоставление права категорического требования в области защиты растений Правительству Российской Федерации или специально уполномоченному органу государственной власти в области защиты растений, другая же сторона административно-правовых отношений (граждане, должностные и юридические лица, осуществляющие деятельность в области защиты сельскохозяйственных растений) обязана его неукоснительно выполнять.
Реальное использование концепции правового регулирования в области защиты сельскохозяйственных растений обусловливает данное в законопроекте четкое определение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в данной области, организации системы защиты сельскохозяйственных растений в Российской Федерации и порядка ее финансирования, прав и обязанностей землевладельцев, землепользователей, граждан, должностных и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обеспечения защиты сельскохозяйственный растений, основных направлений осуществления государственного контроля, надзора и лицензирования деятельности в области защиты сельскохозяйственных растений, а также соответствующей терминологии (понятия "защита сельскохозяйственных растений", "государственный инспектор по защите растений", "специально уполномоченный государственный орган в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений" и другие).
Проект федерального закона "О защите растений" определяет направления проведения в Российской Федерации фитосанитарного мониторинга сельскохозяйственных площадей и прогнозирования фитосанитарной обстановки в стране.
С целью экономии средств федерального бюджета предлагается распространить действие статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации на земельные участки, занимаемые территориальными федеральными органами и учреждениями, осуществляющими деятельность в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений.
Законопроект обеспечивает выполнение международных обязательств России в области защиты сельскохозяйственных растений.
Финансово-экономическое обоснование
и социально-экономический прогноз проекта федерального закона "О защите растений"
Принятие Федерального закона "О защите растений" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, поскольку предполагает его использование по двум статьям: содержание государственной службы защиты растений и обеспечение государственного резерва для борьбы с особо опасными вредными организмами.
Существующее годовое финансирование в объеме 183660 тысяч рублей полностью обеспечивает потребности Государственной службы защиты растений Минсельхозпрода России.
Борьба с особо опасными вредными организмами только в годы их высокой численности и широкого распространения финансируется в настоящее время в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации. В 1999 году на территории Российской Федерации отмечено нашествие особо опасных вредителей (саранча, луговой мотылек, луговая совка, вредный клоп-черепашка), Правительством Российской Федерации выделено 36,6 миллиона рублей на финансирование работ по ликвидации особо опасных вредителей (распоряжение от 15.07.99 N 1128-р) и 61 миллион рублей на приобретение средств защиты растений (распоряжение от 25.08.99 N 1317-р).
Финансирование государственного резервного запаса средств защиты растений предлагается производить по существующей схеме в указанных объемах в годы ожидаемой высокой численности и широкого распространения особо опасных вредных организмов, список которых утверждается Правительством Российской Федерации. Неиспользованные финансовые средства возвращаются в бюджет.
Принятие Федерального закона "О защите растений" позволит дополнительно сохранить урожай сельскохозяйственных культур не менее, чем на 1 миллиард рублей в год. В годы массового развития и распространения вредных организмов эта цифра будет превышена на 1,0 - 3,0 миллиарда рублей. Это безусловно обеспечит продовольственную безопасность страны и тем самым относит законопроект к регуляторам наиболее существенных вопросов общественной жизни и обеспечения интересов к потребностей населения.
Более того, принятие законопроекта будет способствовать сохранности урожая за счет улучшения фитосанитарной обстановки и эффективности управления в области защиты сельскохозяйственных растений, а также снижению отрицательного влияния химического метода защиты растений на окружающую среду, сельскохозяйственных животных и здоровье человека.
Предложения
о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации Федерального закона "О защите растений"
В случае принятия Федерального закона "О защите растений" должны быть разработаны и введены действие:
1) постановление Правительства Российской Федерации "Правила проведения мероприятий по защите сельскохозяйственных растений в Российской Федерации";
2) постановление Правительства Российской Федерации "О порядке лицензирования в области защиты сельскохозяйственных растений";
3) постановление Правительства Российской Федерации "О государственной службе защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации";
4) постановление Правительства Российской Федерации "Положение о государственном резервном запасе средств защиты растений в Российской Федерации";
5) постановление Правительства Российской Федерации "Об осуществлении государственного фитосанитарного надзора в Российской Федерации";
6) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня особо опасных сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных растений, распространенных на территории Российской Федерации";
7) постановление Правительства Российской Федерации "Порядок обеспечения охраны окружающей среды, безопасности населения и сельскохозяйственных животных при осуществлении деятельности по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений";
8) постановление Правительства Российской Федерации "Об обязательной сертификации в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений",
9) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации";
10) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил проведения оптовой и розничной продажи населению средств защиты растений";
11) постановление Правительства Российской Федерации "Об обращении средств защиты растений в Российской Федерации";
12) постановление Правительства Российской Федерации "О флаге, вымпеле и опознавательном знаке Государственной службы защиты сельскохозяйственных растений Российской Федерации";
13) приказ Минсельхозпрода России "Правила приема, хранения и отпуска средств защиты растений";
14) приказ Минсельхозпрода России и Минтранса России "Правила транспортировки средств защиты растений и техники для их внесения";
15) приказ Минсельхозпрода России "Инструкция по технике безопасности при осуществлении деятельности по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений".
Перечень
нормативных правовых актов, подлежащих отмене, изменению и дополнению в случае принятия Федерального закона "О защите растений"
В случае принятия Федерального закона "О защите растений" необходимо:
1) изменить или отменить постановление Совета Министров СССР от 10 февраля 1969 года N 113 "Об улучшении организации защиты сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней";
2) изменить Федеральный закон от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (перечень).
Председатель Законодательного |
В.А.Бекетов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.