Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)"
Гражданский кодекс Российской Федерации предусмотрел в ст.235 возможность обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализацию). При этом порядок проведения национализации не изложен в Гражданском кодексе подробно и требует изложения в федеральном законе. Разработанный проект регулирует отношения, возникающие при национализации, определяет основания проведения национализации, ее процедуру, права и обязанности участников и последствия национализации.
В предлагаемом проекте закона дается понятие национализации как принудительного возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц в собственность Российской Федерации. Предложенный законопроект определяет тот порядок национализации, который будет применяться в любом случае при национализации любого объекта. Национализация рассматривается законопроектом как исключительное, чрезвычайное воздействие на частную собственность, которое допускается в определенных случаях.
Основные положения Закона сформулированы с учетом того, что с данной проблемой граничит довольно много правовых институтов, в частности, таких как приватизация, конфискация, реквизиция и пр. Поэтому в первых статьях Закона указана сфера его применения и те правоотношения, на которые не распространяется законодательство о национализации.
Закон регламентирует пределы национализации и запреты на национализацию. При этом также учитывается, что национализация является не обычным выкупом, и далеко не всякое имущество может быть национализировано. По этой причине в законе определено имущество, которое может быть национализировано. Для разграничения сфер регулирования законодательства о национализации и законодательства о банкротстве установлены ограничения на национализацию имущества лица, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве или принято решение о признании его банкротом. Это избавит государство от необходимости принимать на себя обязательства банкрота, при этом процедура приобретения имущества в государственную собственность может быть реализована с использованием механизмов закона о банкротстве.
В проекте закона установлено, что обращение в государственную собственность в порядке национализации имущества иностранных инвесторов и организаций с иностранными инвестициями осуществляется с учетом международных договоров Российской Федерации. Такая конструкция позволит создать необходимые гарантии стабильности экономического оборота, гарантии соблюдения международных обязательств Российской Федерации.
Исключительность института национализации предопределила подробное регулирование в Законе принципов проведения национализации. В соответствии с Конституцией и Гражданским кодексом Российской Федерации к таким принципам отнесены принцип возмездности национализации, гласности проведения национализации, принцип судебной защиты прав собственников.
В то же время Закон исходит из признания общественных и государственных интересов, удовлетворение которых может потребовать национализации. К числу таких интересов отнесены требования обороны и национальной безопасности государства.
Закон предусматривает, что обращение в государственную собственность имущества в порядке национализации может осуществляться только на основе специальных законов, принимаемых в отношении конкретного имущества. Эта конструкция является общепринятой в мировой практике и может оказаться наиболее оптимальной в условиях России. При этом устанавливаются принципы финансирования национализации, которые позволяют осуществлять национализацию только в рамках средств федерального бюджета.
Законопроект четко прописывает последовательность действий при национализации. Закон определяет, кому принадлежит инициатива проведения национализации, каким образом формируется комиссия по национализации, функции такой комиссии. Законопроектом вводятся ограничения прав собственника имущества, в отношении которого начата процедура национализации, предусматривая при этом гарантии возмещения этому собственнику убытков, связанных с объявлением о возможной национализации. Эта норма предусматривается для того, чтобы избежать возможных злоупотреблений со стороны собственника, который, зная о готовящейся национализации, может совершать заведомо невыгодные сделки с имуществом. Однако, любое ограничение прав собственника должно компенсироваться соответствующими гарантиями. В данном случае законопроект предусматривает возмещение собственнику всех убытков, связанных с публикацией постановления Правительства Российской Федерации о начале процедуры национализации.
Поскольку процедура национализации напрямую связана с финансированием затрат на национализацию, которые должны быть предусмотрены федеральным бюджетом Российской Федерации, внесение закона о национализации конкретного имущества должно осуществляться Правительством Российской Федерации. Порядок подготовки законопроекта о национализации конкретного имущества также прописан предложенным законом.
Особое внимание в законопроекте уделено вопросам определения оценки стоимости национализируемого имущества. Используя нормы Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" законопроект вводит требование об определении рыночной стоимости национализируемого имущества с использованием института независимых оценщиков. Конкурсный порядок выбора оценщика также определен законопроектом.
Законопроект подробно регламентирует процедуру удовлетворения интересов кредиторов, предусматривая определенные обязательства государства перед кредиторами.
Вопрос о выплате возмещения собственнику и иным лицам, права которых в отношении национализируемого имущества будут прекращены или ограничены, также определяется в законе. При этом установлена единовременность выплаты возмещения, а также осуществление выплаты в денежной форме и возможность выплаты возмещения иным имуществом по соглашению сторон. Законопроектом установлен запрет рассрочки выплаты возмещения. Эта норма необходима для обеспечения стабильности экономических отношений, усиления доверия к государству со стороны собственников.
Особое внимание в законопроекте уделено последствиям национализации, моменту возникновения государственной собственности, связанному с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Законопроектом определены обязанности федерального органа по распоряжению национализированным имуществом, по закреплению этого имущества за федеральным казенным предприятием, внесению имущества в реестр федеральной собственности, иным действиям.
В отношении собственника национализируемого имущества, законопроектом предусмотрено его право инициировать согласительные процедуры на любой стадии подготовки решения о национализации. Реализация согласительных процедур приведет к оформлению договора купли-продажи в порядке, установленном гражданским законодательством. Помимо этого, собственнику, его наследникам или правопреемникам, предоставлено преимущественное право приобретения национализированного имущества в случае его последующей приватизации.
Принятие предлагаемого закона необходимо с точки зрения юридической техники для реализации Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанный законопроект позволит удовлетворить интересы общества и государства и создать необходимые гарантии прав частных собственников.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта
Законопроект принимается в развитие Гражданского кодекса Российской Федерации.
Закон не потребует существенных изменений или отмены каких-либо актов. Для реализации одного положения закона о преимущественном праве собственника национализированного имущества (его наследников, правопреемников) на приобретение национализированного имущества в случае его последующей приватизации, потребуется внесение соответствующего пункта в Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" N 123-ФЗ.
Закон предполагает принятие Правительством Российской Федерации ряда документов, регламентирующих порядок деятельности комиссии по национализации, порядок проведения конкурса по выбору оценщика.
Справка
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
Обращение в собственность государства имущества, принадлежащего физическим и юридическим лицам, регулируется статьей 235 и связанной с ней статьей 306 Гражданского кодекса Российской Федерации. Иных федеральных законов или нормативных правовых актов по данной проблеме в настоящее время не существует.
Финансово-экономическое обоснование
Законопроект не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Дополнительные расходы могут появиться только в случае разработки и принятия федерального закона о национализации конкретного имущества. Предлагаемый федеральный закон определяет только общую процедуру национализации, которая будет реализовываться в дальнейшем, при принятии решения о национализации конкретного имущества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.