Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Кодекса
торгового мореплавания Российской Федерации"
В соответствии со статьей 23 действующего Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.99 г. N 81-ФЗ (далее - Кодекс) контроль за судами, используемыми в коммерческих целях и оборудованными силовой установкой свыше 55 кВт (75 л\с), осуществляет Российский Морской Регистр Судоходства (далее - Регистр), в то время, как контроль за аналогичными судами, используемыми в некоммерческих целях, осуществляется Государственной инспекцией маломерных судов (далее - ГИМС).
По существующим правилам судно, поднадзорное Морскому Регистру, по сравнению с судном, поднадзорным ГИМС, несет существенно большие затраты по оплате сборов и пошлин при регистрации судна и получении необходимых судовых документов, а также по содержанию судна на плаву и обеспечению эксплуатационных требований к судну. Например, судно поднадзорное Морскому Регистру должно иметь постоянную вахту из трех человек при стоянке у пирса или на якоре. Действующая норма оправдана и экономически исполнима для судов водоизмещением свыше 80 тонн, где целесообразно иметь экипаж 12 человек и более. В то же время исполнение требований Морского Регистра делает нерентабельным практически для любого судовладельца судно вместимостью менее 80 тонн.
Для освоения прибрежного пространства требуются суда водоизмещением до 80 тонн и экипажем 5-6 человек. Именно на маломерных судах целесообразно устанавливать силовые установки с двух-трех кратным запасом мощности, чтобы судно и экипаж имели возможность, получив штормовое предупреждение, уйти в укрытие или противостоять волне отрабатывая двигателем, иначе волны просто выбрасывают суда на берег или разбивают о скалы. В России действующее законодательство по сути исключает такую возможность. Малотоннажные суда вынуждены использовать силовую установку мощностью менее 55 кВт. Однако, уменьшение мощности двигателя (с целью изменить поднадзорностъ и уменьшить регистрационные платежи) ведет к существенному снижению безопасности плавания, так как практически все моря России - северные, с сильнейшими течениями и изменением погоды в прибрежной зоне от штиля до шторма менее чем за час. Уменьшение мощности двигателя ведет и к потере экономического потенциала судна. Мощная силовая установка не только позволяет избежать аварийной ситуации, но и дает возможность применять практически любые орудия лова, обеспечить работу холодильной установки.
Таким образом, одним из препятствий, мешающих созданию и использованию малотоннажных судов, а следовательно комплексному освоению прибрежных зон моря, является существующая система государственного надзора за строительством и эксплуатацией малотоннажных судов. В свою очередь освоение прибрежной части моря дает возможность дополнительно к сегодняшнему уровню добывать сотни тысяч тонн продукции, создать десятки тысяч рабочих мест и значительно пополнять бюджеты разных уровней.
Многие проблемы прибрежного мореплавания могут быть решены путем передачи надзорных функций за коммерческими судами вместимостью менее 80 тонн от Российского Морского Регистра Судоходства региональным органам по надзору за судами каботажного плавания (сегодня - Государственной инспекции по маломерным судам). При этом можно утверждать, что не будет понижена безопасность мореплавания, ведь и сегодня Кодекс торгового мореплавания РФ позволяет ГИМС осуществлять надзор за спортивными и прогулочными судами независимо от мощности главных двигателей и вместимости таких судов, признавая тем самым, что надзор ГИМС в состоянии обеспечить безопасность мореплавания и природопользования.
На основании изложенного выше предлагается единственным критерием для классификации судов в целях установления их поднадзорности государственным органам принять водоизмещение или вместимость, взяв за исходную уже принятую законодателем вместимость судна в 80 тонн.
Принятие предлагаемой поправки ст.23 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации не потребует расходования бюджетных средств, кроме как на приведение в соответствие с ней иных нормативных актов.
И.о. председателя |
В.Н.Разумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.