Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Штейнле А.Л, судейТуникене М.В, Холиковой Е.А, при секретаре Семакове В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному иску Морозова В.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, возложении обязанности осуществить постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с апелляционной жалобой Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области на решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 09 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Туникене М.В, объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области Сабуровой Н.Е, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Морозова В.А. и его представителя Зайцева М.М, судебная коллегия
установила:
Морозов В.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 07.05.2019г. N об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости- земельного участка, расположенного по адресу:... В обоснование указал, что постановлением Администрации г.Смоленска от 08.11.2018г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, образованного из принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м и земельного участка N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенных по адресу:... 29.01.2019г. он обратился к административному ответчику с заявлением об осуществлении действий по кадастровому учету вновь образованного земельного участка с кадастровым номером N Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от 04.02.2019г. приостановлена постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости в связи с тем, что перераспределение земель и нескольких земельных участков, в том числе при соблюдении условий, указанных в п.1 ст.39.27 и п.1 ст.39.28 ЗК РФ, не допускается. Уведомлением от 07.05.2019г. административному истцу сообщено об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета на данный объект недвижимости в связи с тем, что в установленный срок не устранены причины приостановления кадастрового учета.
В судебном заседании административный истец Морозов В.А. и его представитель Зайцев М.М. исковые требования поддержали.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области и представитель заинтересованного лица Администрации г. Смоленской в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 09.09.2019 г. административный иск удовлетворен. Признано незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 07.05.2019г. N об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости- земельного участка, расположенного по адресу:... суд обязал административного ответчика рассмотреть вопрос о государственном кадастровом учете в отношении указанного земельного участка.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области просит отменить решение суда и принять новое - об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, полагает, что отсутствовали основания для образования одного земельного участка путем перераспределения земельных участков, с учетом установленных обстоятельств и формирование одного земельного участка возможно было только через их объединение.
Рассмотрев административное дело в полном объеме, проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно п.35 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если объект недвижимости, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
В соответствии со ст. 27 Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Морозову В.А, на праве собственности, принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу:...
На указанном земельном участке расположен жилой дом с условным номером N.
Земельный участок с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под огородничество, общей площадью "данные изъяты" кв.м, находится в государственной собственности и является смежным по отношению к земельному участку, принадлежащему административному истцу.
(дата). Морозов В.А. обратился к Главе г.Смоленска с заявлением о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка для последующего перераспределения части земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м и земель государственной собственности площадью "данные изъяты" кв.м.
Постановлением Администрации г. Смоленска от 08.11.2018 г. N 2947-адм утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отнесенного к категории земель населенных пунктов с условным номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, образованного из земельных участков с кадастровыми номерами N, N, расположенных по адресу:.., для индивидуального жилищного строительства. Как следует из п. 3 постановления от 08.11.2018 г, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1.
По заказу Морозова В.А. кадастровым инженером Мискевичем Д.А. 21.01.2019г. был подготовлен межевой план одного земельного участка, в котором отражены оба земельных участка.
(дата) г. Морозов В.А. обратился в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет -земельного участка, образуемого из земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, принадлежащего ему на праве собственности, и земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, находящегося в государственной собственности, без одновременной государственной регистрации права в отношении земельного участка.
Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от 04.02.2019 г. осуществление государственного кадастрового учета приостановлено на срок до (дата). по основаниям, предусмотренным п.35 ч.1 ст.26 Закона о регистрации, в связи с представлением межевого плана, оформленного не в соответствии с действующим законодательством.
Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от 07.05.2019 г. в осуществлении государственного кадастрового учета отказано в связи с не устранением причин, повлекших принятие решения о приостановлении.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, руководствуясь п.1 ст.39.28, п.1 ст.39.29 ЗК РФ, исходил из того, что возможность перераспределения земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности предусмотрена законом.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции ввиду ошибочного толкования норм материального права.
Согласно п. 1 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
В соответствии с п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п.3 ст.39.28 ЗК РФ).
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В силу п.п.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с п.п. 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 настоящего Кодекса;
Из систематического толкования положений действующего земельного законодательства, в совокупности с доводами сторон по делу, учитывая, установленные по делу фактические обстоятельства, судебная коллегия пришла к выводу о том, что приостановление кадастрового учета и последующий отказ в осуществлении кадастрового учета являются законными и обоснованными, поскольку основаны на правильном применении и толковании норм материального права, принятыми административным ответчиком в пределах, предоставленных ему полномочий.
В рассматриваемом случае, истец просит по существу: путем перераспределения образовать новый земельный участок, за счет земельного участка, с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, находящегося в его собственности и за счет уже сформированного, находящегося в государственной собственности, земельного участка кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, что само по себе указывает на наличие оснований, влекущих отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участков в силу требований п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, поскольку участок уже образован, состоит на кадастровом учете и как объект недвижимости отвечает требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
По существу из анализа положений закона (ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ) следует, что возможность перераспределения земельных участков допускается только за счет свободных от прав земель путем присоединения их к принадлежащему участку. В настоящем случае, вопрос о перераспределении земельных участков ставится в отношении двух уже образованных земельных участков.
Согласие Администрации г.Смоленска на перераспределение земельных участков, вопреки, вышеизложенному, не обязывает Управление Росреестра по Смоленской области к принятию аналогичного решения.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ Управления Росреестра по Смоленской области соответствует требованиям действующего законодательства, а выводы суда первой инстанции свидетельствуют о нарушения норм Земельного кодекса об образовании земельных участков.
Пунктом 2 ч.1 ст.309 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 09 сентября 2019 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Морозова В.А. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании не законным уведомления от 07 мая 2019г. N об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости- земельного участка, расположенного по адресу:... 2 отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.