Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О статусе участников боевых действий"
В настоящее время статус участников и ветеранов Великой Отечественной войны, других войн и боевых действий, которые проводились Советским Союзом и Российской Федерацией определяется целым рядом федеральных законом, таких как "О ветеранах", "О статусе военнослужащих", "Об обороне", "О чрезвычайном положении", "О воинской обязанности и военной службе", "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу и членов их семей", "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и других.
Положения этих законов не всегда стыкуются между собой и кроме того многие участники реальных боевых действий, например, участники проводящейся сейчас контртеррористической операции в Чеченской Республике, получают дополнительные льготы и выплаты в соответствии с указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, которые в любой момент могут быть отменены. Кроме того, контртеррористическая операция в Чеченской Республике не имеет в настоящее время достаточного юридического оформления, в связи с чем в дальнейшем это может привести к произволу в отношении участников этой операции.
Поэтому представляется целесообразным, чтобы статус участников боевых действий, в том числе и таких операций, которые сейчас проводятся в Чеченской Республике, регулировался одним общим федеральным законом, в соответствии с которым государство берет на себя определенные материальные и моральные обязательства перед участниками боевых действий.
Наличие такого закона, кроме всего прочего, гарантирует, что исполнительная власть, начиная любые боевые действия, должна будет учитывать, что государство будет обязано нести крупные расходы, обеспечивать их участников и членов их семей соответствующими материальными благами за риск и потерю здоровья.
Наличие закона "О статусе участников боевых действий" позволит решить все вопросы, касающиеся статуса участников боевых действий, независимо от времени и места их проведения, по существу автоматически продлевая положенные им выплаты, льготы и привилегии.
Законопроект будет включать в себя юридическое понятие участника боевых действий, а также конкретные выплаты, льготы и привилегии во время проведения боевых действий, после их завершения, при выходе участников боевых действий на пенсию, а также в случае их гибели или смерти.
Законопроект состоит из трех глав и 16 статей.
Глава I раскрывает общие положения, которые используются в документе. К ним относятся: понятия участников боевых действий (статья 1), инвалидов боевых действий (статья 2), условия, на которых военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут направляться в местности, где объявлено чрезвычайное положение или в зоны проведения боевых действий, а также для участия в проведении миротворческих операций (статья 3), организационные основы реализации функций органов государственной власти по делам участников боевых действий (статья 4), финансирование мер социальной защиты участников боевых действий (статья 5), законодательство Российской Федерации о статусе участников боевых действий (статья 6), сфера применения настоящего Федерального закона (статья 7).
Глава II посвящена социальной защите участников боевых действий. В ней представлены: денежное довольствие участников боевых действий и дополнительные выплаты за непосредственное участие в боевых действиях (статья 8), содержание и меры социальной защиты участников боевых действий (статья 9), меры социальной защиты инвалидов боевых действий (статья 10), меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, участников боевых действий (статья 11), оказание ритуальных услуг (статья 12), выплаты членам семей пропавших без вести участников боевых действий (статья 13).
В главе III представлены заключительные положения законопроекта:
распространение норм Федерального закона (статья 14), о перечне нормативных правовых актов, которые требуют приведения в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 15), о вступлении в силу настоящего Федерального закона (статья 16).
Финансирование мероприятий, которые предусматриваются законопроектом осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и в основном уже предусмотрены в этих бюджетах в соответствии с другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О статусе участников боевых действий"
Законопроект предусматривает предоставление льгот и выплат участникам боевых действий, которые уже предусматривать действующими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Конкретное количество военнослужащих и гражданских лиц, участвующих в настоящее время в проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе и соответственно расходы на реализацию законопроекта в настоящее время может представить лишь Правительство Российской Федерации.
Учитывая требование пункта 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации о необходимости наличия заключения Правительства Российской Федерации на законопроекты, требующие изменения в федеральном бюджете целесообразно направить проект федерального закона "О статусе участников боевых действий" на заключение Правительства Российской Федерации.
Депутаты |
А.Г.Арбатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.