Пояснительная записка
Образование - задача стратегическая, являющаяся составной и неотъемлемой частью системы национальной безопасности страны. Будущее любой страны строится на уровне и качестве образования ее граждан.
Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Бесплатный учебник - одна из главных составляющих данного права. На государстве лежит ответственность за то, чему и как учат наших детей. В результате неопределенности понятия "Федеральный учебник" нарушается единое образовательное пространство. При росте количества названий учебных изданий с 1991 по 1999 год в 5 раз, тиражи упали в два раза. Обеспечение школьников учебниками находится на недопустимо низком уровне. Сейчас уже можно говорить и о неравенстве доступа к учебной литературе. При значительном расслоении российских граждан по имущественному положению, возможность получить качественное образование, а следовательно, реализовать свое конституционное право на образование, для многих становится все сложнее и сложнее, в том числе и из-за отсутствия законодательно закрепленного механизма обеспечения доступности учебной литературы для обучающихся. При крайне низких доходах подавляющей части населения страны, положение с обеспечением учебной литературой создает явную угрозу системе общего образования в России. Сегодня в отдельных регионах каждый второй школьник не имеет необходимого комплекта учебников. Реальная возможность переломить кризисную ситуацию - это государственное финансирование и контроль за разработкой, изданием и доставкой учебников федерального комплекта для общеобразовательных учреждений. Важно принять более четкое определение понятий "Федеральный учебник" и "Федеральный комплект учебников". Необходим единый государственный заказ, обеспеченный финансированием (1,856 млрд. рублей) и строгой отчетностью по всем затратам.
Реализация этого закона даст возможность повысить качество образования, снизить стоимость учебной литературы, за счет значительного увеличения тиражей, а также устранить многочисленных посредников между издательством и учащимися.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О федеральном комплекте базисных учебников для общеобразовательных учреждений"
Проект федерального закона "О федеральном комплекте учебников для общеобразовательных учреждений" предусматривает финансирование за счет средств федерального бюджета разработки, издания и доставки учебных изданий, необходимых для обучающихся и педагогических работников государственных общеобразовательных учреждений в полном объеме.
С учетом этого и был проведен расчет необходимых расходов федерального бюджета на основе практики работы государственного унитарного предприятия издательства "Просвещение". Расчеты произведены в ценах по состоянию на 1 октября 2000 года (см. таблицу).
Класс | Количество учебников и учебных пособий в комплекте |
Стоимость одного комплекта учебников и учебных пособий с учетом экспедирования (рублей) |
Контингент учащихся (тыс.) |
Стоимость учебной литературы на весь контингент учащихся (тыс. рублей) |
1 класс | 11 | 294,42 | 1690,9 | 497834,778 |
2 класс | 6 | 245,5 | 1834,8 | 450443,4 |
3 класс | 6 | 275,5 | 1994,7 | 549539,85 |
4 класс | 7 | 254,0 | 650,3 | 165176,2 |
5 класс | 8 | 314,5 | 2171,6 | 682968,2 |
6 класс | 9 | 359,5 | 2324,4 | 835621;8 |
7 класс | 12 | 394,5 | 2396,7 | 945498,15 |
8 класс | 14 | 432,0 | 2291,1 | 989755,2 |
9 класс | 14 | 445,5 | 2188,9 | 975154,95 |
10 класс | 14 | 476,0 | 1425,4 | 678490,4 |
11 класс | 13 | 483,5 | 1351,9 | 653643,65 |
Всего | 114 | 3974,92 | 20320,7 | 7424126,578 |
Таким образом, стоимость единовременного обеспечения всех библиотек государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений федеральным комплектом учебников составляет 7,424 млрд.руб.
Расходы в первый год обеспечения учебниками всех учащихся составят 50% от общей суммы затрат, а в последующие годы 25%.
Расчет стоимости учебной литературы для детей, обучающихся в школах и классах для умственно отсталых, проводился также на основе практики работы государственного унитарного предприятия издательства "Просвещение" и в ценах по состоянию на 1 октября 2000 года (см. таблицу).
Класс | Стоимость одного комплекта учебников и учебных пособий с учетом экспедирования до образовательного учреждения (рублей) |
Контингент учащихся (тыс.) |
Стоимость учебной литературы на весь контингент учащихся (тыс. рублей) |
1 класс | 205,0 | 14,5 | 2972,5 |
2 класс | 205,0 | 20,5 | 4202,5 |
3 класс | 285,0 | 25,3 | 7210,5 |
4 класс | 353,0 | 28,9 | 10201,7 |
5 класс | 314,5 | 30,7 | 9655,1 |
б класс | 357,0 | 30,1 | 10745,7 |
7 класс | 503,0 | 28,7 | 14436,1 |
8 класс | 375,0 | 25,8 | 9675,0 |
9 класс | 380,0 | 18,3 | 6954,0 |
Всего | 2977,5 | 222,8 | 76053,1 |
Таким образом, общая стоимость реализации проекта федерального закона "О федеральном комплекте учебников для общеобразовательных учреждений" в первый год действия закона составит 3,7 млрд. рублей, а в последующие годы 1,856 млрд. рублей.
Одновременно следует предвидеть, что реализация положений законопроекта позволит снизить стоимость учебной литературы за счет массовости тиражей учебной литературы, исключения "торгового риска" для издателя, а также исключения многоступенчатой системы посредников между издательством и школой.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О федеральном комплекте учебников для общеобразовательных учреждений"
Введение в действие федерального закона "О федеральном комплекте учебников для общеобразовательных учреждений" не потребует внесения изменений или дополнений в действующие законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.