Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР"
Необходимость внесения изменений и дополнений в действующее уголовное законодательство, связанное с нарушением изобретательских и патентных прав, а также незаконным использованием товарного знака, вызвана нечеткостью правовых норм, отсутствием серьезных уголовных санкций и надлежащего государственного контроля за этой сферой. Это приводит к массовым фактам незаконного использования в коммерческих целях достижений науки, произведений литературы и искусства, объектов промышленной собственности (изобретений, товарных знаков и т.д.).
Одновременно практика борьбы с данным видом преступности отмечает возникновение целого направления организованной экономической преступности - "интеллектуального пиратства".
Ежегодные общие потери правообладателей и государства от "пиратства" в России в сфере изобретений и товарных знаков составляет более трех миллиардов долларов США. В отдельных секторах рынка объектов интеллектуальной собственности доля нелегального оборота достигает 85 процентов. По масштабам правонарушений в данной сфере Россия занимает одно из ведущих мест в мире, что наносит вред ее международному авторитету, выполнению Россией международных обязательств и препятствует вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО).
"Интеллектуальное пиратство" является питательной экономической основой для формирования устойчивых преступных групп, что осложняет и без того непростую криминальную ситуацию в Российской Федерации.
Уголовная статистика отмечает устойчивый рост выявляемых преступлений с незаконным использованием товарного знака. В 1997 г. было выявлено - 381 преступление, в 1998 г. - 437. Зачастую, эти преступления совершаются хорошо организованными группами и причиняют значительный ущерб правообладателям и государству.
В целях совершенствования законодательства и повышения эффективности борьбы с незаконным производством и оборотом объектов интеллектуальной собственности законопроектом предусматривается:
1) дополнить статью 180 "Незаконное использование товарного знака" Уголовного кодекса Российской Федерации частью третьей, установив в ней в качестве квалифицирующих признаков совершение преступлений, предусмотренных частями первой или второй данной статьи, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
2) внести изменения и дополнения в статьи 126 "Обязательность предварительного следствия и подследственность" и 414 "Порядок производства" Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, установив проведение дознания по делам о преступлениях, предусмотренных частями первой и второй статьи 180 Уголовного кодекса Российской Федерации, и проведение предварительного следствия следователями органов внутренних дел по делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей указанной статьи.
Предлагаемые нормы соответствуют имеющемуся международному опыту в этой области, направлены на приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями международных соглашений по вопросам охраны прав интеллектуальной собственности, к которым присоединилась Российская Федерация, и будут способствовать принятию Российской Федерации в ВТО.
Реализация законопроекта не требует дополнительных расходов федерального бюджета и не ведет к снижению поступлений в бюджет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.