Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в приложение II к Закону Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже"
Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, введенном в действие с 1 мая 1999 г., определены суда и имущество как объекты спасания и сфера применения правил к любым спасательным операциям, которые распространяются на суда и другое имущество, находящееся в опасности в любых судоходных или иных водах (статья 337). В кодекс включены новые главы, которые отсутствовали в Кодексе торгового мореплавания Союза ССР 1968г.: "Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью", "Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ", "Морской залог на судно. Ипотека судна или строящегося судна", "Арест судна".
Споры, связанные со спасанием и попадающие под действие соответствующих правил, часто передаются по соглашению сторон на рассмотрение Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее - МАК). Это предусмотрено пунктом 7 статьи 2 Положения о МАК, содержащегося в Приложении II к Закону Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже".
Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации определены полномочия третейского суда (статьи 81, 388, 391 и 393) и оговорено, что эти полномочия осуществляет не любой третейский суд, а уполномоченный законом по морским делам (МАК).
В подготовленном законопроекте предлагается внести изменения и дополнения в подпункты 4 и 7 статьи 2 Положения о МАК, изложив их в новой редакции, учитывающей разрешение споров, вытекающие из отношений, связанных с ипотекой, постройкой и ремонтом судов, а также по спасанию в любых судоходных или иных водах морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река-море) плавания, другого имущества, не прикрепленного постоянно и преднамеренно к побережью, а также фрахта на риске. Кроме того, в статью 2 включается подпункт 11, касающийся разрешения споров, вытекающих из отношений, связанных с причинением ущерба от загрязнения с судна нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ.
Статьей 388 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусматривается возможность ареста судна в пределах юрисдикции Российской Федерации, когда оно находится вне акватории порта. Законопроектом предлагается изложить статью 4 Положения о МАК в новой редакции, соответствующую данной статье Кодекса.
Законопроект согласован с Госкомрыболовством России (А.А.Чистяков), Минюстом России (С.М.Юдушкин) и Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (С.Н.Лебедев).
Реализация Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в приложение II к Закону Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" не предполагает образование новых федеральных органов исполнительной власти и изменения действующего порядка их финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.