Пояснительная записка
В Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", вступившим в действие 6 января 2000 года, внесена норма, по сравнению с прежним законодательством ущемляющая право граждан на возмещение вреда в случае смерти застрахованного. Так, пункт 8 статьи 12 вышеназванного Закона предусматривает, что лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка, а также получаемых им при жизни пенсии, пожизненного содержания и других подобных выплат за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, не имеющих права на получение страховых выплат.
По смыслу текста статьи следует, что среднемесячный заработок застрахованного должен при расчете делиться и на трудоспособных лиц, не имеющих права на получение страховых выплат, а потом их доля должна исключаться. Таким образом, уменьшается размер страховых выплат лицам, имеющим право на обеспечение по страхованию.
Проанализируем вышеизложенное на примере.
Семья погибшего от трудового увечья состояла из трудоспособной жены и двух детей 15 и 19 лет. Старший из них не учится. Среднемесячный заработок застрахованного составлял 2400 рублей. Право на получение страховых выплат имеет только пятнадцатилетний ребенок, но по смыслу пункта 8 статьи 12 в расчет должны включаться жена и старший сын 2400 рублей : 4 = 600 рублей. Исключается доля застрахованного и доли трудоспособной жены и старшего сына, не имеющих права на страховые выплаты. Ежемесячные выплаты пятнадцатилетнему ребенку составляют 600 рублей.
По ранее действовавшему законодательству в статье 27 Правил возмещения работодателями вреда была норма, регулирующая право граждан на возмещение вреда в связи со смертью кормильца. Так, нетрудоспособным гражданам, состоявшим на иждивении умершего кормильца и имеющим право на возмещение вреда в связи с его смертью, вред определялся в размере среднемесячного заработка умершего за вычетом доли, приходящейся на него самого и трудоспособных граждан, состоявших на его иждивении, но не имеющих права на возмещение вреда. По смыслу текста этой статьи трудоспособная жена и старший сын не должны включаться в расчет, поскольку они не состояли на иждивении умершего кормильца. В вышеприведенном примере расчет выглядит следующим образом: 2400 рублей : 2 = 1200 рублей. За вычетом доли погибшего ежемесячная сумма возмещения вреда составляла бы пятнадцатилетнему ребенку 1200 рублей вместо 600 рублей по новому законодательству.
В целях совершенствования нормы, устанавливающей социальную защиту граждан, имеющих право на страховое обеспечение, предлагаем в норму пункта 8 статьи 12 вышеназванного Закона внести соответствующее изменение.
Дополнительных расходов из федерального бюджета, связанных с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не потребуется.
Данные расходы осуществляются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона ''О внесении дополнения в федеральный закон '"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не потребует приостановления, изменения, дополнения, признания утратившими силу актов федерального законодательства или принятия новых законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматривает дополнение нормы пункта 8 статьи 12 базового закона. Необходимость принятия данного дополнения обусловлена тем, что Федеральным законом N 125-ФЗ исчисление страхового пособия производится исходя из среднемесячного заработка застрахованного за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, не имеющих права на получение страховых выплат, тогда как по ранее действовавшему законодательству (ст.27 Правил возмещения работодателями вреда) была установлена норма, регулирующая право граждан на страховые выплаты в связи со смертью кормильца, и размер выплат исчислялся из среднемесячной заработной платы погибшего за вычетом доли только его самого. По данным Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования в соответствии с Федеральным законом 125-ФЗ за 9 месяцев 2000 г. 19 получателям выплачены пособия в сумме 98140 рублей, тогда как по ранее действовавшему законодательству эта сумма составила бы 128360 рублей.
Предлагаемое проектом закона дополнение приведет к незначительному увеличению расходов Фонда социального страхования, что потребует внесения изменений в его бюджет.
В целом Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации производит выплаты 252 получателям по случаю потери кормильца, в том числе:
страховые выплаты назначены и выплачиваются в соответствии с Правилами возмещения вреда, причиненного работникам трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, - 233 чел., в соответствии с Законом N 125-ФЗ с 6 января 2000 г. - 19 чел.
Председатель Законодательного |
Г.Т.Хрипель |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.