Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О недрах"
В настоящее время статьей 42 ФЗ "О недрах" установлено следующее распределение сумм платежей за пользование недрами:
за добычу общераспространенных полезных ископаемых, за поиск и разведку месторождений всех полезных ископаемых, за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых:
- местный бюджет - 100%.
за добычу углеводородного сырья:
- местный бюджет - 30%;
- бюджет субъекта РФ - 30%;
- федеральный бюджет - 40%;
за добычу других полезных ископаемых:
- местный бюджет - 50%;
- бюджет субъекта РФ - 25%;
- федеральный бюджет - 25 %;
В связи с тем, что распределение месторождений полезных ископаемых на территории субъекта Российской Федерации неравномерно, тем более высокоэффективных месторождений, требуется четкое государственное регулирование на уровне субъекта РФ, в части распределения платежей за пользование недрами.
Жесткая шкала распределения, установленная статьей 42, ведет к неравномерному распределению платежей за пользование недрами. Так, например, в Республике Саха (Якутия) за счет платежей за пользование недрами формируется более 25% собственных доходов консолидированного бюджета. При применении шкалы, установленной статьей 42, возникает диспропорция, при которой пятая собственных доходов консолидированного бюджета сосредотачивается в бюджетах двух-трех муниципальных образований, вследствие чего их бюджетная обеспеченность будет превышена в десятки раз. Вместе с тем, у Республики Саха (Якутия) возникает невосполнимый дефицит средств, необходимых для осуществления бюджетного регулирования и выравнивания доходов остальных муниципальных образований, находящихся на ее территории, и не имеющих достаточной доходной базы для осуществления расходных полномочий.
Консолидация платежей за пользование недрами в бюджете субъекта Российской Федерации и их дальнейшее перераспределение между бюджетами районов и городов, исходя из государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, позволит осуществить выравнивание доходов местных бюджетов, и сформировать бездефицитный консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Существующая схема ущемляет права субъектов Российской Федерации по регулированию вопросов недропользования, в части самостоятельного распоряжения долей платежей за добычу углеводородного сырья, других полезных ископаемых (кроме общераспространенных). Регулирование отношений недропользования отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п."в" ст.72 Конституции РФ). Из конституционного положения о "совместном ведении" следует, что правомочиями собственника недр обладает и Российская Федерация, и Республика Саха (Якутия), как субъект Российской Федерации и порядок зачисления по уровням бюджетной системы является предметом согласованного решения.
Внесение предлагаемых изменений в закон также послужит более полной реализации пункта первого статьи 9 Конституции РФ, которым определено, что "земля, другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих приостановлению, изменению, дополнению, принятию или признанию утратившими силу
Принятие данного закона не потребует отмены, внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты федерального законодательства, а также принятия иных законодательных актов.
Финансово-экономическое обоснование
Приятие закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О недрах" не влечет за собой возникновение дополнительных выпадающих доходов Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Член Совета Федерации |
Н.И.Соломов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.