Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Целью представленного законопроекта является включение в сферу регулирования Налогового кодекса специального налогового режима, применяемого при выполнении соглашений о разделе продукции, путем дополнения его новой главой 26 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции". Отсутствие указанной главы тормозит реализацию многих проектов, которые могут обеспечить приток крупномасштабных прямых инвестиций - основу экономического роста.
В соответствии со статьей 18 части первой Налогового кодекса при установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения определяются в порядке, установленном Кодексом. Из этого следует, что часть вторая Налогового кодекса должна содержать положения о специальном налоговом режиме при выполнении соглашений о разделе продукции.
В процессе работы над частью второй Налогового кодекса Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам было принято решение о включении положений (статей), регулирующих особенности исчисления и уплаты налогов при выполнении соглашений о разделе продукции в соответствующие главы части второй Налогового кодекса. При этом указанные положения будут действовать до вступления в силу специальной главы по режиму налогообложения соглашений о разделе продукции.
Такое решение объясняется большим разрывом во времени между принятием отдельных глав части второй Налогового кодекса. Так, глава "Налог на добавленную стоимость" вступает в действие с 1 января 2000 г., а глава, регулирующая налоговый режим соглашений о разделе продукции, по предварительному плану должна вступить в силу с января 2002 г. В случае, если в главе "Налог на добавленную стоимость" отсутствовали бы положения о соглашениях о разделе продукции, в течение 2000 года в этой области возник бы законодательный вакуум.
В настоящее время налоговое регулирование соглашений о разделе продукции осуществляется частично федеральными законами, а частично - принятыми главами части второй Налогового кодекса. В процессе перехода от действующего законодательства к Налоговому кодексу могут возникнуть новые элементы нестабильности. Поэтому решение вопроса о включении главы, регулирующей налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции" в повестку весенней сессии 2001 года является чрезвычайно важным для создания в России системы эффективного недропользования.
В представленном законопроекте нашли отражения рекомендации Экспертного Совета по налоговому законодательству при Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам.
При подготовке законопроекта его разработчики руководствовались необходимостью сохранения стабильности налогового режима, установленного Федеральным законом Российской Федерации "О соглашениях о разделе продукции" N 225-ФЗ от 30 декабря 1995 года (в ред. Федерального закона N 19-ФЗ от 07.01.99) и Федеральным законом Российской Федерации "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона Российской Федерации "О соглашениях о разделе продукции" N 32-ФЗ от 10 февраля 1999 г.
Основное положение действующей в настоящее время статьи 13 указанного Закона "О соглашениях о разделе продукции" заключается в том, что в соглашении о разделе продукции взимание с инвестора налогов и сборов заменяется разделом продукции и, соответственно, на него не распространяется обязательство об уплате налогов и сборов, за исключением налога на прибыль, НДС, платы за право пользования недрами, единого социального налога и уплачиваемых на договорной основе платежей за пользование землей и иными природными ресурсами. Этим положением устанавливается стабильный и закрытый перечень налогов, взимаемых при выполнении соглашений о разделе продукции. Указанное положение нашло отражение в Статье 1 вносимого для обсуждения Государственной Думой законопроекта.
Статья, относящаяся к порядку исчисления и уплаты НДС, в основном соответствует статье 178 части второй Налогового кодекса "Порядок налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции". В то же время она содержит целый ряд важных дополнений. В частности, разработан порядок осуществления налоговых вычетов подрядчиками инвесторов по соглашениям о разделе продукции, а также концепция налогового (таможенного) контроля над целевым использованием товаров (работ, услуг) при выполнении соглашений о разделе продукции. Ликвидирована сложившаяся налоговая дискриминация российских поставщиков по СРП - теперь они будут находиться в равных с иностранными поставщиками условиях.
Статья, регулирующая особенности исчисления и уплаты налога на прибыль, концептуально соответствует положениям действующего Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" N 2116-1 от 27 декабря 1991 года в части, регулирующей налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции. Однако предлагается внести ряд важных изменений. В частности, в соответствии с законопроектом, налоговая база увеличивается на сумму расчетных процентов, фактически полученных инвестором по условиям соглашений о разделе продукции, в то время как в действующем законодательстве предусмотрено, что налоговая база увеличивается на сумму начисленных расчетных процентов. В результате, в налоговую базу включаются суммы процентов, которые инвестор может фактически получить лишь через несколько лет после окончания налогового периода. Объектом же налогообложения являются доходы от реализации прибыльной продукции инвестора. Таким образом, в действующем законодательстве имеет место несоответствие налоговой базы и объекта налогообложения. Вносимым законопроектом это несоответствие устраняется.
Важное место в законопроекте занимают положения о платежах за пользование природными ресурсами. В настоящее время вопросы платности пользования природными ресурсами включены не в законодательство о налогах и сборах, а в законодательство о природопользовании, что соответствует и международной практике. Отнесение указанных платежей к налогам противоречит Части первой Налогового кодекса, в соответствии с которой налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и все элементы налогообложения. В отношении же ряда платежей за пользование природными ресурсами установление указанных элементов налогообложения невозможно. В частности, единовременный платеж за право пользования недрами (бонус) определяется либо по результатам конкурсов (аукционов), либо в процессе прямых переговоров. Экономический смысл бонуса - это цена права пользования недрами на стадии заключения соглашений о разделе продукции (или получения лицензии - при лицензионной форме пользования недрами). Таким образом, установление базы и ставки бонуса не представляется возможным. В связи с этим в законопроекте предлагается исключить бонус из перечня уплачиваемых налогов. Тем не менее, бонус будет уплачиваться при получении прав на недропользование на основании законодательства о недропользовании.
В отношении платежей за пользование природными ресурсами (кроме платы за право пользования недрами) предлагается сохранить для соглашений о разделе продукции действующую систему этих платежей.
Впервые в российском налоговом законодательстве детально разработаны положения о стабильности налогового режима. Статья, посвященная вопросам стабильности, устанавливает порядок применения налогового законодательства к соглашениям о разделе продукции в случае, если вновь вводимыми законами будут установлены изменения, ухудшающие условия налогообложения для инвестора. Налогоплательщику (инвестору по соглашению о разделе продукции) предоставляется право в случае такого ухудшения условий налогообложения применять налоговое законодательство, действовавшее до внесения соответствующих изменений, либо осуществлять компенсацию дополнительных налоговых затрат. Четвертый налог, уплачиваемый инвестором, работающим на условиях СРП, социальный, уплачивается без каких-либо особенностей, в полном соответствии с Налоговым кодексом.
Реализация предусмотренных в законопроекте положений, направленных на создание благоприятного и стабильного налогового режима при выполнении соглашений о разделе продукции, позволит обеспечить условия для реализации целого ряда крупномасштабных проектов. Это, в свою очередь, создаст условия для роста налоговых поступлений за счет расширения налоговой базы, увеличения неналоговых доходов государства, развития производственной инфраструктуры, роста занятости населения, решения социальных проблем.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнений и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении дополнений и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
Актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона
1. Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" N 225-ФЗ от 30 декабря 1995 г. (в ред. Федерального закона N 19-ФЗ от 07 января 1999 г.).
2. Федеральный закон "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона Российской Федерации "О соглашениях о разделе продукции" N 32-ФЗ от 10 февраля 1999 г.
3. Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" N 2116-1 от 27 декабря 1991 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.