Заключение Правительства РФ от 9 февраля 2001 г. N 762п-П12
по проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", вносимому в Государственную Думу Сахалинской областной Думой
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
Законопроект предусматривает, что при определении индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), на основе которого по Федеральному закону от 21.07.97 N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" исчисляется пенсия, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере 1,2, а для проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - в размере 1,5.
Одновременно с этим вносятся изменения в статьи 1, 3 и 4 указанного Закона. При этом, положения статей 1 и 4 уточняются таким образом, что соотношение заработков в размере 1,2, а для проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 1,5 должно учитываться с 1 февраля 1998 года, то есть с момента введения в действие Федерального закона от 21.07.97 N 113-ФЗ.
В соответствии с действующей редакцией статьи 4 Федерального закона от 21.07.97 N 113-ФЗ отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране при определении ИКП с 01.02.98 учитывается в размере не свыше 0,7. Этой же статьей предусмотрен порядок пересмотра установленного ограничения, а именно, - поэтапного его увеличения путем принятия специального федерального закона, проект которого должен рассматриваться одновременно с проектом федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.
Некорректность редакции указанных статей законопроекта заключается также в том, что отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране в этих статьях предусматривается учитывать в размере 1,2, тогда как действующим Законом этот показатель учитывается в размере не свыше 1,2, поскольку фактическое соотношение заработков у пенсионеров может быть различным, в том числе и не достигать предела 1,2.
Принятие данного законопроекта приведет к необходимости перерасчета пенсий за прошлое время, начиная с 1 февраля 1998 года.
Кроме того, нельзя согласиться с положением статьи 4 законопроекта о том, что пересмотру будет подлежать не размер соотношения заработков, а размер самого ИКП.
ИКП представляет собой производную величину, образующуюся в результате умножения размера пенсии в процентах (в зависимости от продолжительности трудового стажа) на отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, поэтому он не может быть ограничен каким-либо размером. Его ограничение для каждого пенсионера определяется ограничениями размера пенсии в процентах (до 75%) к заработной плате и соотношения заработков (не свыше 1,2).
Таким образом, размер ИКП и сроки его действия не могут устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом и в данном случае можно вести речь лишь о пересмотре предельно допустимого при определении ИКП размера соотношения заработков.
Что касается внесения изменений в статью 3 Федерального закона от 21.07.97 N 113-ФЗ, то они нецелесообразны, поскольку в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" изменения должны вноситься именно в этот Закон (в данном случае, в статью 7 Закона).
В законопроекте не указан источник финансирования дополнительных затрат, что нарушает требование статьи 8 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которая предусматривает, что при внесении в этот Закон изменений и дополнений, влекущих увеличение расходов на выплату пенсий, следует определять источник финансового обеспечения.
Расходы на реализацию законопроекта будут существенно отличаться от той суммы, которая указана в финансово-экономическом обосновании к нему, поскольку расчет дополнительных затрат произведен исходя из численности пенсионеров, получающих пенсию с ИКП, только по Сахалинской области.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации дополнительные расходы в расчете на 2001 год составят 5,16 млрд. рублей, которые не обеспечены реальным источником финансирования.
В целях реализации статьи 4 Федерального закона от 21.07.97 г. N 113-ФЗ, предусматривающей поэтапное повышение предельного уровня соотношения среднемесячных заработков исходя из финансовых возможностей Пенсионного фонда Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации увеличены размеры отношений среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемых при определении индивидуального коэффициента пенсионера, с 1 мая 2000 года до 0,8 и с 1 августа 2000 года до 0,95.
Кроме того, был принят Указ Президента Российской Федерации от 17.10.2000 N 1762 для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с которым предельный размер соотношения заработков с 1 ноября 2000 года увеличен до 1,2.
В 2001 году предполагается поэтапно довести предельный размер соотношения заработков до 1,2, то есть максимального размера, предусмотренного Федеральном законом от 21.07.97 г. N 113-ФЗ.
Правительством Российской Федерации подготавливается соответствующий законопроект. Средства на эти цели предусмотрены в проекте бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2001 год.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
Заместитель Председателя |
В.Матвиенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.