Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О защите прав потребителей"
В статье 40 Федеральный закон "О защите прав потребителей" определяется, что государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей возложен в субъектах Российской Федерации на территориальные управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Однако в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральным законом от 6 августа 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации. Полномочия субъектов Российской Федерации реализуются через полномочия создаваемых ими органов государственной власти. Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе создавать отраслевые органы исполнительной власти, в том числе орган государственного управления, занимающийся вопросами защиты прав потребителей.
Пункт 2 статьи 1, статья 40 Федерального закона "О защите прав потребителей" противоречат нормам Конституции Российской Федерации и ограничивают полномочия субъектов Российской Федерации.
Предлагаемые изменения и дополнения в Федеральный закон "О защите прав потребителей" устранят противоречия, имеющиеся между Конституцией Российской Федерации и Федеральный закон "О защите прав потребителей", и поддержат государственную деятельность по защите прав потребителя.
Изменения в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" принимаются с учетом необходимости нормативных правовых актов о защите прав потребителей на местном уровне, а также с учетом сложившейся правоприменительной практики и опыта законотворчества в данной сфере в субъектах Российской Федерации. Закон не уменьшает и не ущемляет права потребителей, установленные федеральным законодательством.
Думается, нельзя согласится с утверждением о том, что создание субъектом Российской Федерации органа по защите прав потребителей является ущемлением полномочий Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, осуществляющего в настоящее время государственную политику в области защиты прав потребителей. Деятельность по защите прав потребителей у данного министерства, но нашему мнению, является далеко не основной сферой деятельности (см. Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
В связи с принятием данного закона внесение изменений и дополнений в действующее законодательство не потребуется.
Принятие данного закона не повлечет за собой дополнительных бюджетных расходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.