судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Толмачева ФИО11 (далее также - Толмачева Т.А, истец) обратилась в суд с исками к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Горно-Алтайский государственный университет" (далее также - ФГБОУ ВО "Горно-Алтайский государственный университет", ответчик) о признании трудового договора заключенным на неопределенный срок, понуждении подписать соглашение о внесении изменений в трудовой договор по срокам его действия, признании незаконным и отмене приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), восстановлении в должности доцента кафедры иностранных языков и методики преподавания, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда (т. 1 л.д. 2-4, т. 2 л.д. 2). Дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения ("данные изъяты").
В обоснование исков Толмачева Т.А. указала, что работала в ФГБОУ ВО "Горно-Алтайский государственный университет" в должности доцента кафедры иностранных языков и методики преподавания на основании трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ Приказом от ДД.ММ.ГГГГ она была уволена с должности доцента кафедры иностранных языков и методик преподавания ФГБОУ ВО "Горно-Алтайский государственный университет" в связи с истечением действия срочного трудового договора, однако приказ об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ на основании протеста прокурора г..Горно-Алтайска был отменен, она восстановлена в должности доцента кафедры иностранных языков и методики преподавания с ДД.ММ.ГГГГ до прохождения по конкурсу с окладом 18 707 рублей, были возобновлены отношения по ранее заключенному трудовому договору, так как в день восстановления на работе с истцом трудовой договор не заключался, предложение о заключении срочного трудового договора поступило ДД.ММ.ГГГГ Условия, срок, а также действие трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ после восстановления в должности не были сторонами согласованы, истец была допущена к исполнению трудовых обязанностей в связи с возобновлением действия трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ, запись в трудовой книжке за N от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении трудового договора в связи с истечением срока была признана недействительной. Приказ о восстановлении на работе в части срока ничтожен, так как прием на работу оформляется в соответствии с приказом, изданным на основании заключенного трудового договора. Срочный трудовой договор на основе ее добровольного согласия не заключался, срочность трудового договора была утрачена.
Так как срочные трудовые договоры с ней заключались под страхом увольнения, в принудительном порядке, в том числе и срочный трудовой договор N от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик не вправе был увольнять истца в связи с прекращением действия срочного трудового договора, трудовые отношения были продолжены за пределами установленного срока действия срочного трудового договора.
Просила признать трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ заключенным на неопределенный срок, обязать ответчика подписать соглашение о внесении изменений в трудовой договор по срокам его действия, признать незаконным и отменить приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником N.1 от ДД.ММ.ГГГГ, восстановить на работе в должности доцента кафедры иностранных языков и методики преподавания ФГБОУ ВО "Горно-Алтайский государственный университет" с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула в сумме 29 568 рублей 78 копеек, компенсацию морального вреда ("данные изъяты").
Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 19 февраля 2019 г. в удовлетворении исков отказано ("данные изъяты").
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 17 апреля 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения ("данные изъяты").
Толмачева Т.А. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставила вопрос об отмене судебных актов как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений прокуратуры Республики Алтай, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили правовую оценку суда, выводы суда, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Толмачевой Т.А. и ФГБОУ ВО "Горно-Алтайский государственный университет" заключен срочный трудовой договор N 33, в соответствии с которым истец была принята на работу в ФГБОУ ВО "Горно-Алтайский государственный университет" на должность доцента кафедры иностранных языков и методики преподавания. Пунктами 1.1, 1.4 трудового договора установлен срок его действия - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты").
В связи с окончанием срока трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ, Толмачева Т.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ФГБОУ ВО "Горно-Алтайский государственный университет" с заявлением об участии в конкурсе на должность доцента кафедры иностранных языков и методики преподавания ("данные изъяты").
ДД.ММ.ГГГГ Толмачевой Т.А. вручено письменное уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N о расторжении срочного трудового договора, которым работник извещен о том, что ДД.ММ.ГГГГ срочный трудовой договор N от ДД.ММ.ГГГГ будет расторгнут на основании пункта 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с истечением срока ("данные изъяты").
По результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ конкурса на замещение должности доцента кафедры иностранных языков и методики преподавания Толмачева Т.А. не избрана на соответствующую должность ("данные изъяты").
В этой связи приказом ФГБОУВО "Горно-Алтайский государственный университет" N от ДД.ММ.ГГГГ прекращено действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ N и Толмачева Т.А. уволена ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с истечением срока трудового договора ("данные изъяты").
Вместе с тем на данный приказ N от ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Горно-Алтайска принесен протест N от ДД.ММ.ГГГГ с требованием об его отмене по причине нарушения порядка проведения конкурса ("данные изъяты").
В рамках исполнения протеста прокурора приказом ФГБОУ ВО "Горно-Алтайский государственный университет" N от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный приказ N от ДД.ММ.ГГГГ отменен и Толмачева Т.А. восстановлена в должности доцента кафедры иностранных языков и методики преподавания с ДД.ММ.ГГГГ до прохождения по конкурсу ("данные изъяты").
С ДД.ММ.ГГГГ Толмачева Т.А. приступила к исполнению своих должностных обязанностей в ФГБОУ ВО "Горно-Алтайский государственный университет" по должности доцента кафедры иностранных языков и методики преподавания.
Работодателем истцу было предложено подписать срочный трудовой договор N от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - до дня проведения конкурса на замещение должности доцента кафедры иностранных языков и методики преподавания, однако Толмачева Т.А. отказалась от его подписания, а также отказалась знакомиться под роспись с локальными нормативными актами ФГБОУ ВО "Горно-Алтайский государственный университет", что следует из двух комиссионных актов от ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты").
ДД.ММ.ГГГГ Толмачева Т.А. обратилась в ФГБОУ ВО "Горно-Алтайский государственный университет" с заявлением, где просила считать ее участвующей в конкурсе на должность доцента кафедры иностранных языков и методики преподавания ("данные изъяты").
ДД.ММ.ГГГГ Толмачевой Т.А. вручено письменное уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N о расторжении срочного трудового договора с ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с истечением его срока ("данные изъяты").
По результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ конкурса на замещение должности доцента кафедры иностранных языков и методики преподавания Толмачева Т.А. не избрана на соответствующую должность, что подтверждается выпиской из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ
В этой связи приказом ФГБОУ ВО "Горно-Алтайский государственный университет" N.1 от ДД.ММ.ГГГГ прекращено действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ N и Толмачева Т.А. уволена ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с истечением срока трудового договора ("данные изъяты").
Отказывая в иске, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 58, 59, 68, 77, 79, 332, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пунктах 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исследовав представленные доказательства, исходил из того, что неоднократность заключения с Толмачевой Т.А. срочных трудовых договоров не свидетельствует о заключении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок, сторонами достигнуто соглашение о срочности трудового договора, истец пропустила срок обращения в суд с иском об оспаривании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, Толмачева Т.А. была согласна на заключение с ней срочного трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ, истец обращалась с заявлением на участие в конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ, приказ N от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным в части процедуры проведения конкурса, а не по основаниям увольнения; оснований для признания трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным на неопределенный срок, обязании подписать соглашение о внесении изменений в трудовой договор N от ДД.ММ.ГГГГ по срокам его действия, не имелось.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права ошибочны.
Абзац шестой части второй статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривая возможность заключения с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, срочного трудового договора по соглашению сторон, предоставляет сторонам трудового договора свободу выбора в определении его вида.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации одним из оснований прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.
В соответствии с частью 1 статьи 79 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Согласно части первой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.
Согласно части второй статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.
Доводы кассационной жалобы о том, что срочные трудовые договоры с истцом заключались многократно, не свидетельствуют о постоянном характере работы и незаконности срочных трудовых договоров, поскольку заключение новых срочных трудовых договоров по окончании срока действий предыдущих в течение определенного периода времени и в связи с достигнутым соглашением между сторонами соответствует действующему законодательству, частям первой и второй статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации, направлено на учет особенностей трудовой деятельности лиц, избранных по конкурсу, и не предполагает произвольного установления срока трудового договора с отдельными категориями педагогических работников.
В соответствии с частью 6 статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункта 3 Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утв. Приказом Министерства образования и науки России от 23 июля 2015 г. N 749, заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника в организации, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.
Аналогичное положение предусмотрено в Положении "О порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу", утв. ФГБОУ ВО "Горно-Алтайский государственный университет" от 31 мая 2018 г.
Часть восьмая статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации, в исключение из общего правила о прекращении срочного трудового договора с истечением срока его действия (пункт 2 части первой статьи 77, часть первая статьи 79 Трудового кодекса Российской Федерации), при избрании педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, по конкурсу на замещение ранее замещаемой им по срочному трудовому договору должности предусматривает возможность по соглашению сторон продлить действие ранее заключенного срочного трудового договора на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.
Таким образом, оспариваемая норма учитывает особенности трудовой деятельности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, направлена на обеспечение таким работникам возможности продолжить трудовые отношения.
Такое правовое регулирование в равной мере распространяется на всех педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в том числе на Толмачеву Т.А.
Доводы кассационной жалобы о том, что работодатель, отменив приказ о расторжении трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ, возобновил его действие, тем самым согласившись с утратой срочности данного договора, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм закона, иную оценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены судебных актов. В судебных актах обоснован вывод, что права Толмачевой Т.А. не нарушены, в соответствии с частью 5 статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем предложенный срок трудового договора был определен не произвольно, а до избрания по конкурсу в соответствии с требованиями законодательства.
Доводы кассационной жалобы о применении статей 15, 16 Трудового кодекса Российской Федерации, о фактическом допуске истца к работе на неопределенный срок основаны на ошибочном понимании норм права, иной оценке доказательств.
Судами первой и апелляционной инстанций результаты оценки доказательств приведены в судебных актах в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вывод судов о том, что у ответчика отсутствовала воля на допущение Толмачевой Т.А. к работе в должности, требующей избрание по конкурсу, на неопределенный срок, подтверждается установленными судом обстоятельствами, Толмачева Т.А. была допущена к работе на условиях срочного трудового договора.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении пропуска срока на обращение в суд не влияют на законность судебных актов, поскольку в решении суда первой инстанции и в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам приведены выводы по фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 19 февраля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 17 апреля 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Толмачевой Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи С.Б. Латушкина
Е.В. Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.