Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Лавник М.В, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску К.В.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонное) о включении в стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) на решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 5 марта 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 30 мая 2019 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
К.В.Н. (далее также - К.В.Н, истец) обратился с вышеуказанным иском, в котором, с учетом уточнений, просил суд обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) (далее также - ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное), ответчик) включить в общий стаж работы периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве начальника тракторобульдозерного участка, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве директора ТОО "Промтрактосервис";
обязать ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) включить в специальный стаж работы периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве слесаря-ремонтника в энергомеханическом цехе разреза " "данные изъяты"";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве машиниста автокрана;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автокрана на автотракторобульдозерном участке;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве мастера автотракторобульдозерного участка разреза " "данные изъяты"";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве механика автотракторобульдозерного участка разреза " "данные изъяты"";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заместителя начальника автотракторобульдозерного участка;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве начальника участка горноэксплуатационных и профилактических работ (за исключением отпуска без сохранения заработной платы);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве начальника участка;
обязать ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) назначить К.В.Н, досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ
В обосновании своих требований указал, что имеет общий трудовой стаж, продолжительностью более 39 лет, что подтверждается записями в трудовой книжки. При этом осуществлял трудовую деятельность по профессиям, включенным в список N2 производств, соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), дающих право на льготное пенсионное обеспечение - раздел 1, позиция 2010100а-13788 машинисты кранов автомобильных, позиция 20101006-23398 мастер производственных участков, позиция 20101006-23485 механики и старшие механики, позиция 20101006-24097 начальники участков, их заместители (помощники).
В настоящее время достиг возраста 57 лет. Трудовой стаж на льготную пенсию истцом был заработан в Республике Казахстан.
Россия и Казахстан (наряду с некоторыми иными бывшими союзными республиками) являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
ДД.ММ.ГГГГ истцом на имя начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирскому району Новосибирской области было подано заявление, а так же представлен пакет документов необходимый для рассмотрения вопроса о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
По истечению трех месяцев, после получения архивных справок, через почтовое отделение, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирскому району Новосибирской области выдало решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ N.
При наличии всех соответствующих документов на право в назначении досрочной страховой пенсии по старости причиной отказа, по утверждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирскому району, Новосибирской области, явился ответ РГУ "Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по Павлодарской области" в том, что в обязанности Департамента не входят проверки и подтверждения документов трудового стажа. В компетентные органы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации, по неизвестной причине, запросы не направляло.
Решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 5 марта 2019 г. постановлено:
Исковые требования К.В.Н. к ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о включении в стаж периодов, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию удовлетворить.
Обязать ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) включить в общий стаж работы периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве начальника тракторобульдозерного участка;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве директора ТОО " "данные изъяты"".
Обязать ГУ УПФ РФ в "адрес" (межрайонное) включить в специальный стаж работы периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве слесаря-ремонтника в энергомеханическом цехе разреза " "данные изъяты"";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве машиниста автокрана;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя автокрана на автотракторобульдозерном участке;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве, мастера автотракторобульдозерного участка разреза " "данные изъяты"";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве механика автотракторобульдозерного участка разреза " "данные изъяты"";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заместителя начальника автотракторобульдозерного участка;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заместителя начальника автотракторобульдозерного участка;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве начальника участка.
Обязать ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) назначить К.В.Н, досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 30 мая 2019 г, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ответчик - ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) в лице представителя по доверенности - З.Л.А. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, ходатайств не заявляли.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применением норм материального или процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что К.В.Н. в возрасте 56 лет обратился ДД.ММ.ГГГГ за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением от 06 апреля 2017 г. N отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обосновании отказа ответчик указал, что страховой стаж истца составляет менее 25 лет, а именно 23 года 2 месяца 22 дня.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на один год за каждые 2 г. и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Далее также - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения содержались в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), действовавшего до 01 января 2015 г.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Данный документ подписан государствами - участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. Статьей 11 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств или государств, входивших в состав СССР до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В соответствии с пунктом 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерацией от 31 января 1994 г. N 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г... Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионною законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 10 Федерального закона Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы после 1 января 2002 г. могут быть включены в подсчет страхового стажа, равно как и специального стажа, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Распоряжением Правления Пенсионного Фонда в Российской Федерации от 22июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР" даны рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 указанных рекомендаций, периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. В силу пункта 4 указанных Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Руководствуясь указанными нормами, и удовлетворяя требование истца о включении в общий трудовой стаж периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве начальника тракторобульдозерного участка, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве директора ТОО " "данные изъяты"" суд исходил из того, что в соответствии с информацией, содержащейся в трудовой книжке, которая является основным документом, подтверждающим стаж работы работника, истец в указанные периоды осуществлял трудовую деятельность на указанных должностях, и согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ N, ответу от ДД.ММ.ГГГГ N/ N Центрального филиала некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительства для граждан" по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения взносы в обязательные пенсионные фонды в данный период оплачивались работодателем. При разрешении требований о включении периодов в специальный стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, суд исходил из следующего.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиям труда применяются: Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г..N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г....
Раздел 1 "Горные работы" СпискаN 2 от 26 января 1991 г..позиции 20110100а-19931- слесарь (электрослесарь) дежурным и по ремонту оборудования, занятых разрезах и карьерах 2010100а-13788 - машинисты кранов автомобильных 2010100а-14002 - машинисты погрузочных машин 20101006-23398 - мастера (старшие мастера) производственных участков 20101006-23485- механики, старшие механики 20101006-24097 -начальники участков, их заместители (помощники) 20101006-24125 - начальники (горных) цехов, их заместители (помощники) Осуществление деятельности в спорные периоды подтверждается трудовой книжкой, уточняющей справкой, из которой следует, что разрезы "Центральный" и "Северный" производили добычу угля открытым способом в Экибастузском угольном бассейне на глубине более 150 метров. Согласно подразделу 1 раздела 1 Списка N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 N 1173 и подразделу 1 раздела 1 Списка N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10:
период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствует шифру профессии "Электрослесари (слесари) дежурные и по ремонту оборудования" 2010100а - 19931;
период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствует шифру профессии "Машинисты кранов автомобильных" 2010100а - 13788;
период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствует шифру должности "Мастера (старшие мастера) производственных участков" 20101006 -23398;
период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствует шифру должности "Механики, старшие механики" 20104006 -23485;
период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствует шифру должности "Начальники участков, их заместители (помощники)" 20101006 - 24097.
Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ N/ N в указанные периоды истец работал полный рабочий день.
Оценив предоставленные доказательства, суд пришел к выводу, что истцом доказано осуществление трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, дающей право на досрочное назначение пенсии, и установив, что продолжительность специального стажа дающий право на досрочное назначение пенсии, по заявленным периодам составляет более 12 лет 6 месяцев, пришел к выводу, что требования о включении спорных периодов в специальный стаж и назначении досрочной пенсии подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда полагает обоснованными и законными выводы суда первой и апелляционной инстанций.
Данные выводы судов мотивированы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, приведенными в судебных постановлениях, и оснований для признания их неправильными не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда соглашается с данными выводами, исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях" вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от "О страховых пенсиях".
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях"в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Судом первой и апелляционной инстанции были учтены положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, в данном случае из Республики Казахстан.
Судами установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: наличие у К.В.Н. подтвержденного в предусмотренном законом порядке страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Доводы кассационной жалобы ответчика судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может признать состоятельными, поскольку они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и основаны на неверном толковании норм материального права.
Указанные доводы приводились ответчиком в апелляционной жалобе в суде апелляционной инстанции и обоснование процессуальной позиции в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения, были исследованы судами и обоснованно подвергнуты критической оценке, результаты которой подробно изложены в постановленных судебных актах.
Судебные инстанции исследовали и дали оценку представленным в материалы дела доказательствам, правильно применили нормы материального права к спорным правоотношениям, выводы суда первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для удовлетворения требований истца следует признать законными.
При таких данных, доводы кассационной жалобы несостоятельны, поскольку опровергаются совокупностью представленных и надлежащим образом исследованных доказательств.
При этом, суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Доводы кассационной жалобы по своему содержанию повторяют доводы апелляционной жалобы, которые были предметом исследования в судах, им дана надлежащая оценка. Эти доводы фактически выражают субъективную точку заявителя на то, как должно быть рассмотрено настоящее дело и оценены собранные по делу доказательства, в связи, с чем не влекут отмену постановленных судебных постановлений.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, находит обжалуемые судебные постановления - решение Ленинского районного суда города Новосибирска от 05 марта 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 30 мая 2019 г. законными и обоснованными.
Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда города Новосибирска от 05 марта 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 30 мая 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) - без удовлетворения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.