Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Лавник М.В, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Х.Ш.М действующего от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей Х. А, Х.Ч, Х.Ш к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, Администрации Монгун-Тайгинского района Республики Тыва о перерасчете субсидии на строительство (приобретения) жилья в сельской местности и выдаче нового свидетельства, по кассационной жалобе истца Х.Ш.М, на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Х.Ш.М. (далее также - Х.Ш.М, истец), действующих за себя и в интересах несовершеннолетних детей Х. А, Х.Ч, Х.Ш обратился в суд с иском к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, Администрации Монгун-Тайгинского района Республики Тыва, указывая на то, что его семья включена в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 года и на периоды до 2020 года" от Монгун-Тайгинского района Республики Тыва. 13 июня 2017 г. от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва он получил свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности N в размере 587 200 руб. на строительство индивидуального жилого дома.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации "О нормативе стоимости 1 кв. м. общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 2 полугодие 2018 года и показателях средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 3 квартал 2018 года" утверждены показатели средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, по Республике Тыва установлена в размере 40 580 руб. Таким образом, расчет его жилищной субсидии должен составлять 17 кв. м. x 5 чел x 40 580 руб. x 70% = 2 556 540 руб. Просил суд взыскать с ответчиков в солидарном порядке в пользу истца 2 556 540 руб. в счет невыплаченной субсидии на приобретение жилья, 500 000 руб. в счет компенсации морального вреда, 65 000 руб. в счет возмещения судебных расходов.
В ходе рассмотрения дела судом в качестве третьего лица привлечены Комиссия по распределению субсидий на улучшение жилищных условий граждан, Министерство финансов Республики Тыва, Министерство экономики Республики Тыва, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва.
Решением Кызылского городского республики Тыва от 11 декабря 2018 г. иск Х.Ш.М удовлетворен частично, с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва в пользу Х.Ш.М взысканы 1 272 690 руб. в счет социальной выплаты на приобретение жилого помещения в сельской местности, 3 000 руб. в счет компенсации морального вреда, 15 700 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, 14 500 руб. в счет возмещения судебных расходов. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 7 мая 2019 г. решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 декабря 2018 г. отменено в части взыскания с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва в пользу Х.Ш.М компенсации морального вреда, вынесено в этой части новое решение об отказе в удовлетворении данного искового требования. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной истцом в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об изменении решения Кызылского городского республики Тыва от 11 декабря 2018 г. и отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам от 7 мая 2019 г, как принятых с нарушением норм права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу неподлежащей удовлетворению, поскольку не имеется оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда содержащихся в обжалуемом судебном постановлении фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что семья истца включена в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 года и на периоды до 2020 года" от Монгун-Тайгинского района Республики Тыва.
ДД.ММ.ГГГГ от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва истец получил свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности N в размере 587 200 руб.
В соответствие со статьями 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 (действовавшим на момент выдачи о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) в сельской местности) утверждена федеральная целевая Программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Социальные выплаты не строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением, предусмотренным приложением N 4 к вышеуказанной федеральной целевой программе.
В соответствие с пунктом 12 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением N 5 к Программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "О нормативе стоимости 1 кв. м. общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 2 полугодие 2018 года и показателях средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 3 квартал 2018 года" утверждены показатели средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, по Республике Тыва установлена в размере 40 580 руб.
Таким образом, расчет его жилищной субсидии по мнению истца должен составлять 17 кв. м. x 5 чел x 40 580 руб. x 70% = 2 556 540 руб. Просил суд взыскать с ответчиков в солидарном порядке в пользу истца 2 556 540 руб. в счет невыплаченной субсидии на приобретение жилья, 500 000 руб. в счет компенсации морального вреда, 65 000 руб. в счет возмещения судебных расходов.
В рамках реализации подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Тыва на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республики Тыва на 2014 - 2020 годы" ДД.ММ.ГГГГ Х.Ш.М выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности N в размере 587 200 руб. для строительства индивидуального жилого дома "адрес".
Согласно пункту 14 Типового положения орган исполнительной власти вправе устанавливать стоимость 1 кв. метра общей площади жилья дифференцированно по муниципальным районам, сельским поселениям, сельским населенным пунктам и рабочим поселкам, а также по строительству и приобретению жилья.
Из вышеприведённых норм следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, в данном случае, как правильно указал суд первой инстанции, Постановлением Правительства Республики Тыва N 219 от 05 мая 2015 г. установлена рыночная стоимость 1 кв. м, общей площади жилья в сельской местности на территории Республики Тыва в разрезе муниципальных образований, а именно в "адрес", в размере 28 282 руб.
С учетом изложенного суды правильно исходили из того, что в отношении истца должно быть применено Постановление Правительства Республики Тыва от 05 мая 2015 г. N 219 "Об утверждении среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в сельской местности на территории Республика Тыва на 2015 год в разрезе муниципальных образований", действовавшее на момент выдачи ему свидетельства о предоставлении социальной выплаты с указанием конкретной суммы на строительство жиль в сельской местности. Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, суды первой и апелляционной инстанций при расчете размера площади жилья применительно к месту жительства истца, применили рыночную стоимость 1 кв. м. общей площади жилья в сельской местности на территории Республики Тыва в разрезе муниципальных образований, а именно в "адрес" - 28 282 руб, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от N 219 от 05 мая 2015 г, исходя из которой рассчитал сумму субсидии в размере 1 272 690 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе" Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приложение N 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении N к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).
Постановлением Правительства Республики Тыва от 26 мая 2014 г. N 219 утверждена государственная программа Республики Тыва "обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014 - 2020 годы" с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва", преследующей аналогичные цели.
Финансирование программы предусмотрено за счет средств федерального бюджета, предоставленных Республике Тыва в виде субсидий, республиканского бюджета и бюджета муниципального образования.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы" социальная выплата будет предоставляться органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в основном мероприятии, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию основного мероприятия, в том числе за счет субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенными в приложении N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Согласно пункта 13 Типового положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках Программы за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте Российской Федерации на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на первый квартал очередного финансового года.
Из вышеприведённых норм следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, в данном случае, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, Постановлением Правительства Республики Тыва N 219 от 05 мая 2015 г. установлена рыночная стоимость 1 кв. м, общей площади жилья в сельской местности на территории Республики Тыва в разрезе муниципальных образований, а именно в "адрес", в размере 28 282 руб.
На момент возникновения спорных правоотношений Постановление Правительства Республика Тыва от 05 мая 2015 г. N 219 имело законную силу, противоречащим федеральному законодательству признано не было.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Исходя из смысла вышеуказанной нормы закона, к правоотношениям применяется закон, действовавший к моменту их возникновения.
Оснований не согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда не усматривает, поскольку они мотивированы и соответствуют обстоятельствам дела, предоставленным доказательствам, исследованными судами, основаны на приведенных нормах процессуального закона, судами применен закон, подлежащий применению.
При таких обстоятельствах ошибочными являются доводы кассационной жалобы, что рыночная стоимость 1 кв. м, общей площади жилья в сельской местности на территории Республики Тыва определяется исходя из приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва N-ОД от ДД.ММ.ГГГГ либо Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 04 июля 2018 г. N 387/пр.
Постановления Правительства Республики Тыва от 28 июня 2017 г. N 290 и от 21 июня 2018 г. N 318 не могут быть применены в данном случае, поскольку они приняты после выдачи истцу свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья.
Судом апелляционной инстанции также учтено, что поскольку возникший между сторонами спор носил материально-правовой характер, то положения статья 151 ГК РФ не содержат норм, предусматривающих возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений.
Согласно части 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Доводы кассационной жалобы по своему содержанию повторяют доводы апелляционной жалобы, которые были предметом исследования в судах, им дана надлежащая оценка. Эти доводы фактически выражают субъективную точку заявителя на то, как должно быть рассмотрено настоящее дело и оценены собранные по делу доказательства, в связи с чем не влекут отмену постановленных судебных постановлений.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует признать законными, они приняты без нарушений норм материального либо норм процессуального права, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права судами не допущено.
Ввиду приведенных обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения Кызылского городского республики Тыва от 11 декабря 2018 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 7 мая 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 декабря 2018 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 7 мая 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Х.Ш.М - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи М.В. Лавник
Н.В. Богдевич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.